Социальный проект «Детская информационно-профилактическая газета «Азбука безопасности».


Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»
Красноселькуп 2015 г.

Авторы проекта:
Денисенко О.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Вильданова И.Л., педагог-организатор центра.
Детская информационно-профилактическая газета
«Азбука безопасности»
Разработка и реализация технологий повышения
уровня массового информирования детского населения
Красноселькупского района о мерах безопасности
жизнедеятельности».
Социальный проект

Оглавление:
Паспорт проекта __________________________________________
3
Название проекта ___________________________________________
3
Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения, педагогического сопровождения ______________________________
3
Цели проекта ______________________________________________
3
Задачи проекта _____________________________________________
3
Характеристика проблемы, на решение которой направлена социально значимый проект________________________________
4
Актуальность проекта _______________________________________
4
Новизна проекта ____________________________________________
5
Этапы реализации проекта ___________________________________
5
Объемы и источники финансирования проекта __________________
8
Обоснование ресурсного обеспечения Программы ____________
8
Ожидаемые результаты ______________________________________
10
Апробация проекта _________________________________________
10
Возможные сложности и пути их преодоления 11
Оценка социально-экономической эффективности социально значимого проекта _________________________________________
11
Выводы __________________________________________________
12
P.S. 12
Паспорт проекта.
Название проекта:
«Детская информационно-профилактическая газета «Азбука безопасности».
Тип проекта – социальный
Проект рассчитан на детей, подростков, родителей, педагогов.
Авторы проекта: Денисенко О.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Вильданова И.Л., педагог-организатор центра.
Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения:
Администрация Муниципального образования Красноселькупский район.
МОУ ДОД «КЦ ДОД»
Отделение ГИБДД ОМВД России по Муниципальному Образованию Красноселькупский район
Отделение «ОПС ЯНАО по Красноселькупскому району»
Центральная районная больница
Цель проекта: повышения уровня массового информирования детского населения о мерах безопасности жизнедеятельности посредством детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности».
Задачи:
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности и гражданской ответственности подростков; 
Создание дополнительного информационного пространства для детей и подростков;
Вовлечение школьников в работу по изданию печатной и электронной версии детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности»;
Развитие полезных социальных навыков и умений в рамках деятельности дополнительного образования (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).
Развитие совместной деятельности с СМИ.
Привлечение в совместную проектную деятельность других образовательных учреждений района и организаций, ответственных за безопасность жизнедеятельности населения.
Проект предполагает охватить профилактической печатной продукцией территорию Красноселькупского района, в электронной версии круг читателей не ограничен.
Характеристика проблемы, на решение которой направлен
социально значимый проект
Актуальность проекта:
В связи с тем, что все виды человеческой деятельности можно рассматривать как потенциально опасные, воспитывая культуру безопасности жизнедеятельности прежде всего у школьников необходимо формировать мотивацию к безопасности, развивать знание законов безопасности и умение безопасно действовать в различных ситуациях, вырабатывать навыки безопасного поведения. При этом следует акцентировать внимание на том, что предотвратить опасную ситуацию гораздо проще, чем правильно действовать в результате возникшей угрозы.
При помощи средств массовой информации (СМИ, интернет) население нашего района узнает о проблемах, существующих в России, мире. А если учесть что в последнее время участились случаи терроризма, захват в качестве заложников детей и учителей, пожары с гибелью школьников в России привлекают особое внимание общественности к проблеме безопасности детей. Как донести эту информацию до детей, не напугав их, а обучив.
Свою актуальность и значимость, проект приобретает в связи необходимостью сохранения жизни и здоровья учеников начальных классов и подростков, со значительным ростом «школьного насилия» (оскорбление, унижение достоинства, драки, нанесение травм, сексуальное насилие, принуждение к употреблению алкоголя, табакокурение, отбор денег и ценностей, доведение до суицида и др.). Проблемы профилактики «школьного насилия», обеспечения прав и свобод ребенка, вопросы проектирования безопасной жизненной среды волнуют сегодня всех. В ситуации постоянно возрастающей угрозы жизни и здоровью школьников на первый план выходит информированность учащихся младшего, среднего и старшего звена.
В возрасте 7-10 лет наблюдаются наиболее благоприятные условия для формирования основ безопасного поведения детей, навыков самостоятельного получения и усвоения знаний в данной области и их применения в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. У младших школьников в значительной мере отсутствуют психологические барьеры в поиске и реализации новых, нетрадиционных решений. Возникла проблема получения знаний школьниками, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности. Один из вариантов ее решения – реализация социального проекта «Детская информационно-профилактическая газета «Азбука безопасности». Процесс изучения материала по ОБЖ даст надлежащие результаты не только в получении информации от учителя, но и из яркой занимательной детской газеты, которая через игры, сказки, стихи, яркие картинки учит на примере героев попавших в беду, правилам безопасности жизнедеятельности.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в практико-ориентированном подходе решения проблемы воспитания культуры безопасности жизнедеятельности и гражданской ответственности подростков.
Участниками проектной группы будут на практике использованы технические возможности новых информационных и компьютерных технологий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2015 года)
Цель: привлечение внимания подростков к актуальным проблемам профилактики безопасности детей.
Цель определяет содержание работы на этом этапе (таблица 1).
Таблица 1
Организация работы на подготовительном этапе
Содержание работы деятельность руководителя Деятельность
участников проекта
Создание материальной базы Подготовка сметы расходов -
Выявление актуальных проблем и способов их решения - Организация встреч участников проекта с представителями ПЧ, ГБДД, РОВ;
- Проведение «круглые столы» и диспутов с инспекторами ПДН и КДН;
- организация работы подростков в проектной деятельности (планирование, прогнозирование и пр.) Изучают общественное мнение по проблеме отсутствия знаний школьников, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности; выявляют отсутствие детской информационно-профилактической газеты для учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений района; определяют цели и задачи проекта; определяют необходимые ресурсы (краска, бумага, распечатка газеты на цветном принтере);
составляют бюджет проекта; выявляют источники финансирования
Теоретический этап (декабрь 2015 – май 2016)

Цель: Обучение школьников основам печатного дела
Таблица 2
Организация работы на теоретическом этапе
Содержание работы Деятельность руководителя Деятельность участников проекта
Знакомство с основными терминами и понятиями журналистов Подбирает термины и понятия, рекомендует литературу составляют глоссарий
Консультативная работа Организует встречу участников проекта с представителями ПЧ, ГБДД, ЦРБ и другими структурами села; обсуждают темы для пробных изданий
Выбор направлений деятельности Подбирает темы и предлагает их участникам проекта; участвует в обсуждении тем, предложенных участниками проекта. Проведение «Мозгового штурма» принимают решение по выбору тем
Определение вида деятельности участников проекта в отряде детских СМИ (редактор, корректоры, корреспонденты, дизайнеры, верстальщики, фотографы) Распределяет обязанности в отряде детских СМИ. Обсуждают виды деятельности и принимают решение по их выбору – в соответствии со своими желаниями и способностями
Выпуск пробных номеров детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности» Организует работу по выпуску пробных номеров. Работают над рубриками, верстают и выпускают пробные номера газеты.
Таблица 3
Работа по направлениям

п/п Направления Содержание работы Деятельность руководителя Деятельность участников проекта
Пожарная безопасность Знакомство с информационными жанрами
(интервью, заметка в газету, фельетон) Проводит консультацию; разрабатывает задания;
рекомендует литературу по теме работы Подбирают примеры
делают сообщение по плану;
берут интервью; пишут статьи; редактируют;

Безопасность на дорогах Насилие над детьми Терроризм ЗОЖ Литературная страничка Знакомство с литературными жанрами (проза, стих, эссе, этюд, рассказ, сказка) Редактирует Подбирают материал.
Деятельностный этап (сентябрь 2016 –май 2017 года )

Цель: включение участников детских СМИ в практическую деятельность по изданию газеты.
Задачи:
Практическое применение навыков работы с электронной версией газеты и ее печатным вариантом в программах (Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint , Microsoft Office Publisher).
Создание электронной версии газеты.
Верстка газеты в электронном виде, ее выпуск в печатном варианте, тиражирование и распространение газеты среди образовательных учреждений района, в сети Интернет.
Таблица 4
Организация работы на проектном этапе
Содержание работы Деятельность руководителя Деятельность участников проекта
Работа в программах (Adobe Photoshop, Microsoft Office Word, Microsoft Office Paint NET, Microsoft Office Publisher). Обучение работы в компьютерных программах Практические работы
Создание электронной версии газеты Обучение работы в компьютерных программах Практические работы
Выбор темы газеты;
сбор информации для газеты;
написание заметок;
корректировка заметок в газету;
Координирует работу подростков;
стимулирует их деятельность Пробуют свои силы в реальной работе
 
Аналитико-обобщающий этап (июнь – декабрь 2017 года)
Цель: анализ результатов деятельности и определение перспектив жизнедеятельности проекта.
Объемы и источники финансирования проекта:
Для реализации данного проекта необходимо следующее оборудование:
№ Наименование Количество Цена Сумма
Цветной, черно-белый принтер А3, А4, HP Color LaserJet Enterprise M855x+ (A2W79A) 1 шт 350 619 руб. 350 619 руб.
черный, голубой, пурпурный и желтый барабаны для принтеров HP Color LaserJet (~30000 страниц)
черный, голубой, пурпурный и желтый картриджи для принтеров HP Color LaserJet (~29000 страниц в черно-белом режиме, ~31500 страниц в цветном режиме).
1 комплект 3600 руб.
3600 руб.
Ноутбук ASUS K550DP (A8 5550M 2100 MHz/15.6"/1366x768/6.0Gb/750Gb/DVD-RW/AMD Radeon HD 8670M/Wi-Fi/Bluetooth/Win 8 64) 2 шт. 43 970 руб. 87 940 руб.
Лицензионная программа Photoshop CS6 13 Windows Russian Retail. 1 шт. 14 675.84 руб. 14 675.84 руб.
Лицензионная программа QuarkXPress 8, Full Europe East Edition, Russia 1 шт. 17 114 руб. 17 114 руб.
Лицензионная программа Adobe Illustrator 1 шт. 14 675 руб. 14 675 руб.
Бумага A3 500 листов "Ballet Premier" 4 пачки 500 руб. 2000 руб.
Фотобумага LOMOND 0102012 двухсторонняя, матовая/матовая, 170 г/м2, А3 (297х420 мм), 100 листов 2 пачка 1 060 руб. 2 120 руб.
Цифровой мини диктофон Телесистемы Edic-mini Tiny+ B70 150HQ - 4G 1 шт. 11 500 руб. 11 500 руб.
Итого: 504 243 руб.
Обоснование ресурсного обеспечения Проекта:
Финансирование мероприятий проекта предусматривается осуществлять за счет Грантовой поддержки в размере 504 243 руб. (на приобретение необходимого оборудования, без которого невозможен выпуск газеты в хорошем качестве и полном объеме. Таблица: «Объемы и источники финансирования проекта»).
Объемы финансирования проекта приведены ниже (таблица 5 и 6).
Таблица 5.
Смета расходов по выпуску и реализации одного номера газеты ( 30 экземпляров) из 8 печатных страниц формата бумаги А-3.
№ Наименование Количество Цена
1 Краска для картриджа Расход чернил на выпуск 1 номера (30 экземпляров) 700 руб.
Бумага компьютерная 60 листов 50 руб.
3 Электроэнергия 24 руб.
4 Интернет 600 Мб Итого: 774 руб.
Таблица 6.
Смета расходов по выпуску и реализации газеты (30 экземпляров) из 8 печатных страниц формата бумаги А-3 в течение 1 года.
№ Наименование Количество Цена
1 Краска для картриджа Расход чернил на выпуск 12 номеров (30 экземпляров) 8400 руб.
Бумага компьютерная 60 листов 720 руб.
3 Электроэнергия 288 руб.
4 Интернет 7200 Мб Итого: 9 408руб.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
развитие грамотной устной и письменной речи подростков, стилистики написания текста.
повышение знаний у воспитанников Центра в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле,  способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ.
повышение информационной культуры детского населения поселка и их читательской активности.
Развивающие:
развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и различными компьютерными программами.
развитие инициативы и творчества подростков через организацию работы по изданию совместной детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности» социально значимой для жителей Красноселькупского района.
создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.
Воспитательные:
решение задач в области гражданского, патриотического воспитания, профилактики безопасности жизнедеятельности детей и молодежи;
активизация социальной активности активистов детского движения;
развитие сотруднических отношений: воспитанник – педагог – партнеры – общественность;
объединение талантливых, инициативных подростков в единую команду.
Практические:
регулярный выпуск детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности» 1 раз в месяц малым тиражом и в электронном варианте;
привлечение внимания населения к социальным проблемам безопасности детей;
привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;
публикация статей участников проекта в районном и областном печатных изданиях;
участие в конкурсах.
Апробация проекта:
Ежемесячный пробный выпуск печатной и электронной версии газеты «Азбука безопасности» и ее распространение среди образовательных учреждений с. Красноселькуп и с. Толька, с. Ратта. (печатный тираж - 30 экземпляров)
Ежеквартальный лист «Азбука безопасности» в районной газете «Северный край».
Ежемесячный выпуск электронной версии газеты.
Возможные сложности при реализации инновационного продукта и пути их преодоления
Сложности Возможные пути решения
Недостаточная осведомлённость социума о реализации проектаИнформационное сопровождение проекта, соблюдение принципов открытости и доступности информации (сайт ОУ, СМИ)
Недостаточная техническая оснащенность Привлечение дополнительных источников финансирования:
- грантовая поддержка
- спонсорская помощь
Оценка социально-экономической эффективности социально
значимого проекта:
Организация социально-значимой общественной деятельности воспитанников центра, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива подростков, их саморазвитию и самовыражению.
Значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, информационной культуры.
Объединение в совместной творческой и полезной деятельности не только воспитанников Центра, но педагогов, инспекторов ГИБДД и инспекторов группы профилактики пожаров по Красноселькупскому району, представителей власти местного самоуправления, жителей поселка, что будет способствовать духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
Приобщение учащихся к социальным проблемам поселка и района, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности подростков в процессе реализации конкретного социально значимого дела.
Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении.
Приоритет в оценке эффективности проекта отдается показателям общественной значимости.
Выводы:
Проект дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, который заложен в каждом подростке - участнике творческой группы. Работа над созданием газеты позволит им проявить себя оптимальным образом индивидуально и в команде, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Создание детской информационно-профилактической газеты «Азбука безопасности» поможет воплотить творческую энергию участников проекта в социально-значимом деле, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический и общественный характер, имеет важное прикладное значение как для самих подростков, так и для читателей нашей газеты.
P.S.
Первая проба в журналистской работе началась в 2008 году, когда под руководством педагога-организатора начал работать пресс-центр в каникулярной школе ученического самоуправления «Лидер», на протяжении каникулярных дней, применяя на практике полученные знания об основах журналистской деятельности, ребятами выпускались номера информационной газеты «Друг». Газеты выпускались в ручной верстке, используя только программу Microsoft Office Word на черно-белом принтере, но не смотря на это, казались интересными, содержательными и красивыми.
Постепенно зрела идея изменить форму газеты, сделать так, чтобы ее было удобно выпускать, хранить, чтобы газета была доступна не только для воспитанников Центра и выходила три раза в год, но и для всех ребят района. После активного внедрения компьютерной технологии в процесс обучения, возникла идея создания печатной и электронной версии не просто детской газеты, хотя газета «Друг» остается действующей, но и информационно-профилактической газеты. Такие попытки были предприняты в 2012 году. В Красноселькупском центре дополнительного образования детей появилась первая такая информационно-профилактическая детская газета «Азбука безопасности», посвященная пожарной безопасности. Выпуски были не регулярными, по мере поступления запросов. Эти выпуски дали возможность окончательно убедиться в удобности и доступности такой формы газеты. Но возникли проблемы с тем, что не хватало опыта и знаний в области компьютерной верстки газеты, не было программы по верстке газетных номеров, необходимо было освоить новые компьютерные программы, т.к. верстка в ручную трудоемкий процесс и конечно не хватало оборудования: цветного принтера и дополнительных компьютеров.
И мы готовы с гордостью сказать: «Несмотря на то, что в современном обществе газета постепенно утрачивает свою первостепенно важную роль, наша газета начала свое существование, и надеемся займет достойное место в районе!» Издается детская информационно-профилактическая газета «Азбука безопасности» в стенах Красноселькупского центра дополнительного образования детей. Газета рассчитана на самую читаемую и любознательную аудиторию читателей нашего поселка и района, а совместная работа с сотрудниками Пожарной части и ГИБДД способствует ее познавательной направленности. Создается детская информационно-профилактическая газета «Азбука безопасности» силами творческой группы детского движения при активной поддержке администрации центра, Пожарной части и ГИБДД по Красноселькупскому району. Номера газеты распространяются бесплатно между образовательными учреждениями, а также высылаются в соседние населенные пункты.
И пусть такая газета, конечно же, не может составить конкуренцию профессиональным центральным газетам. Мы видим свою цель в другом: являясь результатом внедрения новых продуктивных технологий в образование, она должна стать средством информационно-профилактической работы среди детей 5-10 лет, создания и воспитания в настоящем деле дружного творческого детского коллектива.
Проведенная авторами проекта работа показала, что мы, подростки, несмотря на резкое падение у нас читательского интереса, действительно, больше нуждаемся в таком периодическом издании, где будем сами являться инициаторами новых идей, где будут затрагиваться важные и интересные темы. Ведь создание информационно-профилактической детской газеты «Азбука безопасности» позволило установить более тесные связи между Красноселькупским центром дополнительного образования детей Пожарной частью и ГБДД. Участие активистов детского движения в творческом коллективе, который издает газету на качественно новом профессиональном уровне, выходящем за информационное пространство центра, поддерживает их индивидуальное развитие, способствует взрослению ребят, их воспитанию, помогает организовать себя, выразить свои мысли, учитывать мнения населения поселка, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир, создаёт ситуацию успешности.
Пять подростков, активных, неравнодушных, готовых работать творчески. Это редакторы, корреспонденты и фотокорреспонденты, дизайнеры, верстальщики. Творческую группу курирует руководитель детского движения «СОКОЛ», инспектор группы профилактики пожаров «ОПС ЯНАО по Красноселькупскому району» и инспектор по профилактики ДТП. Взрослые участники проектной группы, помогают корректировать работу юных журналистов.
Для того чтобы выяснить потребность жителей поселка в информационно-профилактической детской газете, их удовлетворенность продуктом проекта авторы проекта активно занимаются изучением общественного мнения. Для этого было проведено несколько социологических опросов.

Блиц-опрос о том, нужна ли поселку информационно-профилактическая детская газета «Азбука безопасности», было установлено, что в самом начале нашей работы из 60 опрошенных жителей, которые пошли на контакт с нами, 56 человек утверждали, что газета детям нужна. Вот результаты соцопроса детей: из 120 опрошенных никто не дал отрицательный ответ на вопрос, нужна ли детям информационно-профилактическая детская газета «Азбука безопасности».
Блиц-опрос о том, что жители поселка знают о информационно-профилактической детской газеты «Азбука безопасности», было установлено, что у большей части опрошенных родителей (60 человек), дети посещают центр дополнительного образования детей. Больше половины (34 человек) из них знают о существовании информационно-профилактической детской газеты «Азбука безопасности». 25 человек из опрошенных читали газету в библиотеке. На вопрос, какие рубрики в газете вам необходимы, мы получили следующие ответы: детей интересуют правила безопасности на дорогах, при вождении велосипедов, запуске петард и «бенгальских огней», родителей интересуют темы безопасности детей, находящихся одних дома, возвращающихся поздно со школы, бегающих весной на берег реки. Для всех читателей интересна и рубрика «Литературная страница». И еще нас больше всего вдохновило на творчество то, что все опрошенные считают информацию, размещенную на страницах газеты, полезной, так как читатели узнают из газеты много нового и интересного.