Социально-психологический проект «Курение-коварная ловушка»
МОУ средняя общеобразовательная школа №7
имени Героя России Крупинова А.А.
Социально-психологический проект
профилактики раннего курения подростков
«Курение – коварная ловушка»
Автор проекта: Спицына М.П.
социальный педагог МОУ СОШ №7
имени Героя России Крупинова А.А.
г. Городец
2011 г.
Актуальность проекта. Курение и школьники - очень серьезная проблема, не только медицинская, но и социальная. С каждым годом курящих людей становится все больше, при этом средний возраст курильщика уменьшается. К 12 годам свою первую сигарету выкуривают 30% россиян (данные интернета).
Самое печальное то, что «курят» не только те, кто держит сигарету во рту, но и те, кто находится рядом (пассивные курильщики). По данным Всемирной Организации Здравоохранения 35% детей и подростков в России являются уже постоянными курильщиками.
Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков.
Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики "молодеют". Ребенок впервые пробует закурить, не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение связано еще и с тем, что его последствия сказываются не сразу. По данным Всемирной организации здравоохранения, курение является причиной смерти одного миллиона человек ежегодно. В результате курения, будет расходоваться больше средств, чем на лечение "традиционных" болезней, таких как грипп и ангина. Курение является скрытой причиной в большинстве случаев смерти от таких заболеваний, как рак легких, туберкулез, болезнь сердца и т.п.
Актуальность проекта "Курение – коварная ловушка" продиктована реальными проблемами школы. С каждым годом растет количество детей, замеченных в курении, именно 10-11 лет, то есть учащихся 4-5 классов. А в 6-7 классе эти подростки становятся заядлыми курильщиками, даже не скрывая этого. Эту проблему невозможно решить, не зная ее причин и не имея данных о ее характере и распространенности среди детей и подростков. А, значит, необходимо проведение исследований, которые помогут понять причины данного негативного явления и наметить план профилактических мероприятий.
Данная проблема исследовалась в нашей школе. Было проведено анкетирование учащихся 5-х классов на выявление отношения учащихся к курению, а также причин, которые способствуют приобщению младших подростков к курению. Опрошено 70 учащихся. Результаты показали следующее:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Желая исследовать влияние старшего поколения на подростков, был задан вопрос всем учащимся: «Курят ли ваши родные?»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии родителей, братьев, сестер на учащихся, что является одной из причин роста количества курильщиков.
Нас поразил ответ на вопрос заданный мальчикам: «Как вы относитесь к тому, что курят девушки вашего возраста?» они ответили: « пусть курят, нам безразлично». А на вопрос: «Как вы относитесь к тому, что ваша жена будет курить?», они ответили (98%): « категорически нет, моя жена курить не будет!».
Также был проведен социологический опрос среди учащихся 4-6 классов, после которого сделаны следующие выводы:
основной возраст, когда начинают курить 10-13 лет;
65% от числа опрошенных учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
50% не знают состав сигаретного дыма;
70% знают о свойствах никотина;
56% знают о последствиях курения;
60% учащихся отрицательно относятся к тому, что их друзья курят;
28% знают, что такое «пассивное» курение.
Цель проекта: борьба с ранним курением учащихся.
Задачи проекта:
исследовать причины раннего курения подростков и воздействия никотина на детский организм;
вовлечь в антиникотиновые мероприятия школьников;
создать негативное отношение к табакокурению.
Участники проекта: учащиеся 5-х классов.
Организаторы проекта: заместитель директора по ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители 5-х классов, библиотекарь.
Срок реализации проекта: ноябрь 2010 года – февраль 2011 года.
План реализации проекта
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Диагностика учащихся.
01.11.10.
Психолог
2.
Беседа «курение – опасное увлечение».
08.11.10
Социальный педагог
3.
Своя игра «За здоровый образ жизни».
24.11.10
Социальный педагог
4.
Инсценировка сказки С. В. Михалкова «Как медведь трубку нашел».
05.12.10
Библиотекарь
5.
Классные часы «Курение - коварная ловушка»
11.01.11-22.01.11
Классные руководители
6.
Родительское собрание «Здоровый образ жизни на примере родителей».
22.12.10
Классные руководители
Психолог
Социальный педагог
7.
Коллективная творческая работа «Журнал здоровья».
Декабрь-январь
Классные руководители
8.
Встреча учащихся с общественным деятелем Целищевым Е.В.
18.01.11
Социальный педагог
9.
Мероприятие по профилактике курения «Скажи НЕТ курению!».
17.02.11
Студентка педколледжа Потехина А.Н.
10.
Занимательные тренинги по профилактике курения
26.11.10,
03.12.10
24.01.11
21.02.11
Психолог
11.
Диагностика учащихся по итогам реализации проекта.
28.02.11
Психолог
Содержание и механизм реализации проекта.
Для того, чтобы снизить процент курящих и создать негативное отношение к табакокурению, в школе в системе проводится профилактическая работа, включающая в себя следующие мероприятия:
1. Беседа «Курение – опасное увлечение». Цель беседы: ознакомить с отрицательными последствиями курения. Беседа начинается с выступления агитбригабы. Появляется мальчик, он пятится от «сигареты».
Мальчик. Нет, не хочу, уйди, сказал, не буду.
Сигарета. Тебя буду преследовать повсюду
Ты – жалкий раб мой,
И не ты один,
А атмосфера для тебя –
Табачный дым. И тд
Далее идет обсуждение о последствиях курения, о составе табачного дыма и почему возникает зависимость. Дается понятие «пассивный» курильщик. Далее проходит коллективная работа с плакатом «Организм курильщика»
2. Своя игра «За здоровый образ жизни» для 5-х классов.
Цель игры: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди пятиклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.
Задачи игры:
Сформировать активное негативное отношение учащихся к табакокурению, алкоголизму и наркомании;
Углубить знания учащихся о курении, алкоголе, наркотиках и зависимости от них;
Раскрыть негативные последствия употребления никотина, алкоголя и наркотиков;
Сформировать позитивное отношение к здоровому образу жизни у учащихся;
Развить навыки индивидуальной и коллективной работы
Правила игры. В игре 3 раунда. В каждом раунде 3 темы. Каждому вопросу соответствует определенное число очков. Если команда отвечает на вопрос верно, то получает то количество очков, которое выбрала.
В течение игры существует ряд занимательных и интересных предложений: вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одной из команд, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку.
В игре есть и такие вопросы, на которые пятиклассники ответа не знают, но в ходе игры усвоят информацию из данного вопроса.
3. Инсценировка сказки С. В. Михалкова «Как медведь трубку нашел». В качестве действующих лиц решено привлечь учащихся с девиантным поведением из 5-х классов. Данная сценка наглядно показывает вред и бесполезность курения.
4. Классные часы «Курение - коварная ловушка» в 5-х классах (проводят классные руководители).
Антиникотиновая тематика классного часа вполне оправдана в 5 классе. Именно в этом возрасте курение приобретает характер «эпидемии», которая может охватить классный коллектив. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. Поэтому профилактика курения должна учитывать эту особенность младших подростков. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищей чаще всего и является главной причиной курения в этом возрасте. Наиболее эффективными формами профилактики курения в подростковом возрасте ученые считают проведение дискуссий и ролевых игр, в ходе которых проигрываются ситуации, связанные с курением и давлением сверстников. В данном классном часе отражены эти две формы: дискуссия «Что дает курение?» и ролевая игра «Умей сказать «нет»», где дети разыгрывают сценки предложения закурить. Цель классного часа: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения; дать детям необходимые поведенческие приемы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
5. Родительское собрание «Здоровый образ жизни на примере родителей».
Не секрет, что дети копируют поведение родителей. Наблюдая, что мама или папа курят, у ребенка складывается позиция, что курение это нормально. Поэтому задача педагога на данном родительском собрании рассказать не только о вреде курения, но и об отрицательном влиянии курящих родителей на собственных детей. Призвать родителей к здоровому образу жизни, дать рекомендации по преодолению вредных привычек.
6. «Журнал здоровья». Это коллективная творческая работа. Каждому 5-му классу необходимо оформить «журнал здоровья». Данный журнал должен содержать полезную информацию о здоровье, профилактике вредных привычек. Это могут быть вырезки из газет, рисунки, аппликации, стихи, пословицы и поговорки и т.д. Каждая страничка помещается в файл и собирается папка. Журнал должен быть ярким и привлекательным. Данная работа будет оцениваться компетентным жюри и победитель будет награжден на общешкольной линейке.
7. Встреча учащихся с общественным деятелем. Целищев Евгений Олегович на общественных началах проводит беседы с младшими подростками о вредных привычках. В данном случае речь идет о вреде курения. Он сам подготовил презентацию на основе жизни своей семьи, где четко отражено положительное и отрицательное. Беседе подготовлена в соответствии с возрастом. Даже показываются фокусы, которые связаны с вредом курения. Например, берутся три веревочки разной длины. Их он сравнивает с продолжительностью жизни курящего и некурящего человека. В итоге, веревочка становится одна – это он сравнивает с тем, что произойдет, если дети никогда не начнут курить.
8. Наша школа активно взаимодействует со студентами педагогического колледжа. Поэтому в рамки проекта включено мероприятие «Скажи, НЕТ курению!», проводимое студенткой социального отделения Потехиной Анной. Мероприятие очень насыщено информацией о влиянии курения на организм человека, используется презентация, также активные формы работы (ролевые игры, работа в группе, в парах).
9. Занимательные тренинги по профилактике курения проводятся в 5-х классах психологом школы. «Свойства табака и состав табачного дыма». Цель этого тренинга: изучить свойства табака и состав табачного дыма. «Мотивация курения».
Цель: сформировать у учащихся представления о мотивациях к курению. При выполнении данного тренинга с целью выявления причин курения проводится анкетирование среди одноклассников или сверстников.
И многие другие интересные и полезные тренинги. После каждого тренинга дается дополнительная информация для размышления. Участникам раздавались буклеты на заданную тему.
10. Диагностика учащихся по итогам проекта (результаты см. в приложении).
Ожидаемые результаты:
снижение процента курящих младших подростков;
активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;
сложившееся негативное отношение младших подростков к курению.
Список литературы.
«Организация проектной деятельности в школе. Система работы» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 г.
«Табачный туман обмана» - Москва: Педагогическое общество России, 2006 г.
«Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни» - Волгоград: Издательство «Учитель», 2001 г.
«Школьный клуб. Сценарии мероприятий и праздников 5-11 классы» - Москва: «ВАКО», 2007 г.
«Учебный год. Классные часы 5 класс» - Москва: «ВАКО», 2008 г.
Root EntryArial CyrArial CyrОтношение к курениюникогда не пробовалпробовал, но теперь не
курю, но очень редкопокуриваю регулярноу
_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·пробовал, но теперь не курю1покуриваю регулярно