Мастер — класс «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях 
МАСТЕР-КЛАСС
«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии
на логопедических занятиях».
Цель: применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.
Задачи: обучить детей приёмам сохранения здоровья: 
                  восстановления сил,  
                  развития переключаемости, 
                 снятия напряжения, 
                 стимуляции работоспособности и мышления. 
Ход занятия:   Вы пришли на логопедическое занятие после уроков и конечно устали. 
Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. 
Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше  физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места. 
Игра на понимание пространственных наречий «Команды»  
(Я буду отдавать команды, а вы их  выполняете)
Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти  вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди.  Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади.     Сели на стулья. 
Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа  справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?
Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное? 
«Путешествие по телу»
А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте! 
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Давайте перейдём к нашему дыханию. Вы знаете, что дыхание может быть лечебным? Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» . –  (включаю музыку – голубая лагуна – музыкотерапия).  
А заодно давайте представим, что мы в мандариновом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус,  имеет противовоспалительный эффект) 
«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. 
Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако:  цветотерапия - голубой цвет).
 Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. 
А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. 
Вдох  пауза, выдох  пауза».
А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу -  
2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой  и лежачие восьмёрки – в разные стороны). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. 
Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю:  цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками Отдохнули?
Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы)  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара» 
Цель:  расслабление мышц шеи.
а)  Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох  пауза, выдох пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево 
Смотрит вправо...
А потом опять вперед 
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох  пауза, выдох  пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно 
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох  пауза, выдох  пауза.
А теперь посмотрим вниз  Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно 
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на».
А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти. 
Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях. 
Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку) 
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны
(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными). 
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка
потяну – перестану, и нисколько не устану!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.
А теперь упражнение «Орешек» (показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так.  Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.
Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются.
Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся.
	А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»  (показ картинки) - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я! 
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение:  «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем) 
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу.  Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение? 
8.Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу» - в баночках  разная  крупа (горох, фасоль, гречка, рис,  пшено, лапша, семечки арбуза) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать).  Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции  дислексии и дисграфии.
9. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения,  иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам  
стать внимательными, активными, 
снять напряжение, страх, раздражение 
и улучшат ваши учебные достижения!       
1)«Кулак-ребро-ладонь»  - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками  одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок»  - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».  
3)«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
         Ловко прыгают подружки,
           Только брызги вверх летят.
4)«Лезгинка» -  левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.	
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
5) «Колечки» -  соединяем пальцы   руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2    1/3   1/4   1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5   1/4    1/3     1/2
Закрепили кольца-слова!
Итог занятия: Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановили свою работоспособность, теперь мы сможем приступить к учебным упражнениям. 	
Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!
Использованная литература:
Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
Выготская, И. Г.  Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская.  - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей.  /  О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. /  О. В. Узорова,  Е. А. Нефёдова.  - М., Аст, Астрель, 2002.  – 94 с.
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк. – М. : ТЦ Сфера, 2002.  - 80 с.
ЭЛЯ 071