Методическое пособие Комплекс артикуляционных упражнений и игр для коррекционной работы при ринолалии.


Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Комплекс артикуляционных упражнений и игр
для коррекционной работы при ринолалии.
Выполнила:
студентка 4 курса группы «Б»
школьного отделения
Якунина Анна Алексеевна
Краснодар, 2017
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1…………………………………………………………………… 4
1. Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта……… 5
2.Упражнения на развитие точности движений кончика языка во рту… 5
3. Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.... 5
4.Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта………………………………………………………………………. 6
5. Упражнения на динамическую организацию кончика языка во рту.…. 7
6. Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка……………………………………. 7
7. Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей……………………………………………………………………... 7
8.Упражнения на координацию движений языка и выдоха……………… 8
9.Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха….. 8
10. Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха……… 9
РАЗДЕЛ 2………………………………………………………….................. 10
Игры для развития речевого дыхания……………………………………… 11
Игры для работы по развитию речевого слуха…………………................. 13
Игры для развития фонематического восприятия………………………… 14
ПРЕДИСЛОВИЕ
У детей с ринолалией отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка; кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка детей, страдающих ринолалией, развивается в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи.
Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:
— стимуляции движений кончика языка, передне-средней и задней частей спинки языка;
— переключению артикуляционного фокуса в передние отделы ротового резонатора;
— развитию дифференцированного кинестетического восприятия;
— укреплению всего мышечного фона для предстоящей уранопластики (пластики нёба).
Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Каждая артикуляционная поза для укрепления мышц языка удерживается определенное время.
Как правило, речь детей с расщеплением губы и нёба характеризуется нарушением темпа и плавности, что обусловлено неполноценностью нёбно-глоточного замыкания. Ребенок, стараясь при артикуляции помешать выдоху воздуха через нос, напрягается и выдает звуки толчкообразно. При этом речь сопровождается неестественными движениями мышц лица (появляются гримасы). Вот почему чрезвычайно важное значение в общем комплексе коррекции речевой моторики таких детей придается развитию способности к выполнению автоматизированных движений. Ребенка учат выполнять движения сериями в заданном темпе.
РАЗДЕЛ 1
1. Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта.
1. Положить язык между губами.
2. Тянуть кончик языка к носу.
3. Тянуть кончик языка к подбородку.
4. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение.
5. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.
6. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафиксировать данное положение.
7. Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафиксировать данное положение.
8. Произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губы).
9. Произвести движение кончиком языка по нижней губе.
10. Произвести круговое движение кончиком языка по верх ней и нижней губе.
2. Упражнения на развитие точности движений кончика языка внутри рта.
1. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов.
2. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов.
3. Дотронуться кончиком языка до альвеол.
4. Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне — молча и с произнесением звука т: т-т-т.
5. Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам — молча и с произнесением звука д: д-д-д.
3. Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.
1. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, губы при этом принимают артикуляционные позы: широко округляются, как при произнесении звука а; широко растягиваются, как при и; растягиваются и округляются, как при э; вытягиваются широкой трубочкой, как при у, сомкнутые губы вытягиваются хоботком.
2. Кончик языка фиксируется у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.
3. Кончик языка фиксируется у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.
4.Упражнения на динамическую организацию движений кончика языка вне рта.
1. Тянуть язык к подбородку, затем к носу.
2. Тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до верхней губы.
3. Тянуть язык к подбородку, а затем дотронуться кончиком языка до правого угла рта.
4. Тянуть язык к подбородку, затем дотронуться кончиком языка до левого угла рта.
5. Тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ).
6. Тянуть язык к подбородку, а затем произвести круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе.
7. Тянуть язык к подбородку, а затем кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
8. Производить движения языком вправо и влево (имитация движения маятника).
9. Тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до верхней губы.
10. Тянуть язык к подбородку, к носу, произвести движение кончиком языка по верхней губе.
11. Тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до правого угла рта.
12. Тянуть язык к подбородку, к носу, дотронуться кончиком языка до левого угла рта.
13. Тянуть язык к подбородку, к носу, зафиксировать кончик языка у нижних резцов.
5. Упражнения на динамическую организацию кончика языка внутри рта.
Рот широко открыт.
1. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних.
2. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол.
3. Дотронуться кончиком языка до нижних резцов сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
4. Дотронуться кончиком языка до верхней десны сначала с внутренней стороны, затем с внешней.
5. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз-назад в рот.
6. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, затем упирается в правую щёку и левую поочередно.
6. Упражнения на развитие подвижности, точности движений передне-средней и задней частей спинки языка
1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-средняя часть спинки языка поднимается.
2. Кончик языка упирается в нижнюю десну, а передне-средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами.
3. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы выпадает изо рта); кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
4. Поднимание задней части спинки языка с одновременным широким открыванием рта; кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
7. Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей.
1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот.
2. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко позевать.
3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и позевать.
4. Дотронуться кончиком языка до верхней десны и широко открыть рот.
5. Дотронуться кончиком языка до альвеол и широко открыть рот.
6. Дотронуться кончиком языка до верхней десны, открыть рот и широко позевать.
7. Дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать.
8. Кончик языка фиксируется у нижних резцов, а передне-средняя часть спинки языка поднимается вверх с резким Опусканием челюсти.
9. Круговые движения кончиком языка по верхней губе с постепенным открыванием рта.
8.Упражнения на координацию движений языка и выдоха.
1. Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка.
2. Вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кон чик языка.
3. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка.
4. Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.
5. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, а затем произвести медленный выдох на кончик языка.
6. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, а затем произвести выдох.
7. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять корень языка, а затем произвести выдох.
9.Упражнения на координацию движений языка и челюсти и выдоха.
1. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
2. Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
3. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и про извести выдох.
4. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
10. Упражнения на координацию движений языка и губ и выдоха.
Кончик языка зафиксировать у нижних резцов.
1. Широко открыть рот, как при звуке а, и произвести дли тельный выдох.
2. Растянуть губы в улыбку, как при звуке и, и произвести длительный выдох.
3. Округлить губы, как при звуке о, и произвести длительный выдох.
4. Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке у, и про извести длительный выдох.
5. Вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке э, и произвести длительный выдох.
РАЗДЕЛ 2
Игры для развития речевого дыхания.
“Бабочка, лети”
Цель: добиваться длительного непрерывного ротового выдоха.
Методические указания: игру проводят несколько раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более 10 секунд с паузами, так как продолжительное дутье может вызвать головокружение.
Подготовка к занятию: приготовить 10 бумажных окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 сантиметров и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 сантиметров друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Дети сидят на стульях.
Логопед говорит: “Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать? (Дует на них).
Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?!” Логопед ставит возле каждой бабочки ребенка. Дети дуют на бабочек.
“Чья птичка дальше улетит?”
Цель: добиваться от каждого ребенка длительного целенаправленного выдоха.
Методические указания: следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Подвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает логопед, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
Подготовка к занятию: вырезаются из тонкой яркой бумаги птички. На двух столах ставятся птички у самого края стола на расстоянии не менее 30 сантиметров друг от друга. Вызываются четверо детей, каждый садится напротив птички. По сигналу “Птички полетели” дети дуют на фигурку, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
“Одуванчики летят”
Игра проводится на воздухе. Когда дети гуляют на поляне или на участке, или на улице, воспитатель просит каждого сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на свой одуванчик.
Методические указания: дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с трех, четырех раз.
Игры для работы по развитию речевого слуха
“Угадай, чей это голос?”
Цель: определить товарища по голосу.
Играющие дети сидят. Один из них становится в центр круга и закрывает глаза. Логопед, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре ребенка. Последний должен угадать, кто назвал его имя. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если он ошибся, то снова закрывает глаза.
“Улиточка”
Цель: узнавать товарища по голосу.
Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: “Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я?” Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
“Улавливай шепот”
Цель: развивать остроту слуха.
Играющие строятся в одну шеренгу. Водящий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловим только в том случае, если каждый внимательно слушает) отдает команды (руки вверх, в стороны, кругом). Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, тем самым усложняет игру.
Игры развитие фонематического восприятия.
“Запомни и повтори”
Цель: воспроизводить слоговой ряд, менять ударение.
Логопед четко, не торопясь, произносит слоговой ряд, делая первый раз ударение на первом слоге: па-па-па. Дети по очереди (3–4 человека) повторяют его. Второй раз логопед делает ударение на втором слоге: па-па-па. Дети снова повторяют. Последний раз при произнесении ударение делается на третьем слоге: па-па-па.
“Какой звук пропал?”
Цель: отрабатывать фонематический слух.
Логопед предлагает детям прослушать двустишия, найти нужный звук и вставить в нужном месте.
Своей младшей дочке Тосе
Заплетает мама … осы (косы).
Землю роет старый к…от (крот)
Под землёю он живет.
Мама кукле шар… (шарф) вязала,
Ее дочурка помогала.
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли …ушки (пушки).
“Найди ошибку и скажи правильно”
Цель: развивать остроту фонематического слуха.
Логопед проговаривает детям двустишия, в которых допущена ошибка, дети внимательно слушают, находят ошибку и говорят слово правильно.
Писем мы не написали
Тучку (ручку) целый день искали.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки (шишки).
Здесь хорошее местечко –
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки
У нее сломались банки (санки).