Авторская методическая разработка ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СОЧЕТАНИЯ ОБРАЗНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ


ГУ « Кызылжарская средняя школа»
отдела образования Астраханского района










Беликова Рита Фридриховна

учитель химии и биологии


ПРОЕКТ

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ СОЧЕТАНИЯ ОБРАЗНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ


















с. Жанатурмыс


Актуальность темы.
Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему. Особенности функциональной асимметрии мозга школьников сегодня определяется острой необходимостью дальнейшего психологического обоснования эффективности методов обучения в условиях современной школы. Большинство исследователей рассматривают функциональную асимметрию как одну из фундаментальных закономерностей работы мозга. Функциональная асимметрия мозга является биологическим выражением особенностей поведения человека и трудовой деятельности. Особую актуальность эта тема приобретает в настоящее время в связи с тем, что школы переходят на новые модели обучения. Школа ставит учащегося в ситуацию с быстро меняющимися условиями обучения, требующими перестройки функциональных систем, ответственных за выполнение учебной деятельности, поэтому учет индивидуальных особенностей учащегося, особенностей переработки информации позволит более воздействовать на развитие и формирование личности через учет функциональной асимметрии анализаторных систем.
Цель исследования: организация обучения на уроках химии с учетом психологических особенностей учащихся, обусловленных функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Объект исследования: функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга учащихся.
Предмет исследования: связь асимметрии больших полушарий головного мозга с выбором на уроке методов и приемов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, что является важным условием создания благоприятного морально-психологического климата и комфорта на уроках.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу: функциональная асимметрия мозга, как один из важных фенотипических признаков человека является существенным и необходимым условием реализации интеллектуальных деятельности учащихся.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.провести психологические исследования по функциональной специализации полушарий головного мозга у учащихся;
2.определить учащихся с доминированием правого полушария и оказать им посильную помощь в преодолении трудностей из-за большого объема новых специфических умений, которые им предстоит освоить на уроках химии;
3.разработать рекомендации по применению приемов и методов работы с учетом специфики действия обоих полушарий головного мозга.
Методы исследования. На разных этапах работы и при решении отдельных задач, сформулированных в исследовании, использовался спектр конкретных методов сбора фактических данных и его обработки. В соответствии с задачами исследования определялись:
1.система психодиагностических методик
2. задания Джайнотта Х.Д.
3.игровые задания М.М.Безруких


Значимость работы: специфика функциональной асимметрии мозга учащихся в условиях учебной деятельности является их монодоминирующей особенностью. Фактический материал можно использовать в практике преподавания химии в школе.
В результате проведенного исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о психологической сущности функциональной асимметрии мозга школьников и умелое сочетание различных методов на уроках химии обеспечивает гармоническое использование возможностей обоих полушарий.




























Введение


Правополушарные люди за лесом
не видят отдельных деревьев,
а левополушарные - за отдельными
деревьями
не видят леса.

Б. Белый



Многие педагоги не упускают из виду возрастные особенности учащихся и стараются учесть их при организации учебного процесса. Решение нестандартных ситуаций , личностно ориентированный подход к обучению, повышение уровня мотивации к изучению предмета и качества знаний- все это требует от учителя умения выбрать соответствующие педагогические методы и приемы. Последнее невозможно без знаний основ физиологии, психологии, педагогики.
При обучении химии возможно согласованное использование образов и знаков. Такой методический подход к обучению базируется на особенностях функций каждого полушария человеческого мозга.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
доминирование левого полушария словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
доминирование правого полушария конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам реагирования принадлежат чуть меньше половины людей. Надо учитывать, что деление людей на правополушарных и левополушарных упрощает реальность, зато многое позволяет ясно увидеть в человеческой личности. Наряду со специализацией полушарий, мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы. То есть из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.
Функция «правополушарных» компонентов мышления это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным же легче писать, чем диктовать. Как правило, правополушарные люди целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Доказано, что левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое- на пространственно-синтетических.
Установлено, что в функционировании правой и левой половин головного мозга существуют различия. Правая половина более значима для формирования чувствительных образов, левая же наделена функциями, которые управляют абстрактным мышлением, планированием человеческой деятельности. Наиболее существенное различие в работе двух полушарий заключается в способе обработки информации: левое полушарие занимается аналитическими процессами( разложение целого на составные части), в то время как правое отвечает за синтез( соединение разрозненных сведений в единое целое). Однако целостную картину окружающего мира можно получить только при единой аналитико-синтетической деятельности головного мозга.
Функционирование левого полушария основано на наличии определенного «языка». Его работа систематизирована, рациональна, логична. Такое мышление больше подходит для организации процесса обучения учащихся среднего и старшего школьного возраста и потому оттачивается на уроках химии, в частности при чтении химических формул, записи химических уравнений, решении расчетных задач. К этому следует добавить бесконечное запоминание цифр, фактов, формул, которые иногда просто невозможно соединить в единое целое. Способ работы правого полушария совсем иной: здесь схватывается вся ситуация сразу и гораздо быстрее, чем мы можем отобразить ее словами. «Язык» правого полушария- это картины, образы, структуры. Оно « умеет» узнавать людей, вспоминать места, мелодии, владеть грамматическими структурами. Следует помнить, что контрастное разграничение функций полушарий – чисто теоретический аспект. Правое и левое полушария действуют как единое целое, устанавливая между собой ассоциативные связи. Можно говорить лишь о доминировании какого-либо полушария. И именно от этого ,зависит склонность каждого из нас либо к абстрактному, либо к образному мышлению. Особенно это важно для школьников. Ученики, у которых доминирует функционирование левого полушария, в меньшей степени реагируют на «бутафорию»-на формы проведения занятий. Их больше интересует содержание.
Антагонисты, напротив, больше откликаются на интересный урок, на занимательность и даже на даже на интонации голоса учителя. Считается, что отчетливо выраженных « левополушарных» и «правополушарных» детей рождается около 20% каждых. У остальных 60% детей латерантность функций полушарий не наступила, т.е. у них не преобладают функции одного из полушарий. Как правило, наши ученики- или «левополушарные», или гармонического типа.
Проведем психологические исследования , чтобы определить учащихся с доминированием правого полушария и оказать им посильную помощь в преодолении трудностей из-за объема новых специфических умений, которые им предстоит освоить.
















2. Экспериментальная работа.
« Определение функциональной специализации полушарий головного мозга у учащихся»
учащихся с доминированием правого полушария

1. Задания Джойнотта Х.Д.

Задания и тесты , способствующие определению
Узнать, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
Предложить учащемуся расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
Обратить внимание, в какой руке держит карандаш.
Предложить учащемуся послушать часики. К какому уху он их поднесет?
Развязывание узелков. Ведущей считается та рука, которой ребенок развязывает узел.
Выполнение вращательных движений ( открывание и закрывание.
Открывание спичечного коробка.
Топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
Вырезать ножницами по контуру рисунок из любой открытки. Ведущей считается более активная рука.
Нанизывание бисера на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение, независимо от того, в какой руке держит иголку.

Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам.

2. Экспресс-анализ
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки(Л) или правой(П)?
Б. Определение зрительной асимметрии
Для выявления зрительной асимметрии был использован следующий тест: «Рассматривание в подзорную трубу» . Если тест выявляет доминирование правого глаза, то ставится +1 балл, если - доминирование левого глаза, то соответственно ставится - 1 балл. При не выявленном доминировании правого или левого глаза ставится нулевая оценка.
Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз(П) или левый(Л) .
В. Станьте в позу « Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г.Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?



3. Химические тесты
Тест №1
( проводится при выполнении учащимися лабораторного опыта « Кипячение воды»)

1.Возьмите пробирку.
2.Налейте в пробирку 2-3 мл воды (это 2-3 см по высоте пробирки).
3.Зажги спиртовку.
4.Закрепи пробирку в держателе.
5.Прогрей пробирку над пламенем спиртовки.
6.Осторожно встряхивая, вскипяти воду в пробирке.
7.Перенеси пробирку в штатив.
8.Потуши спиртовку.

4. Тест №2 ( проводится при выполнении учениками опыта « Разделение смеси воды и песка»)

1.Налей на 1/3 химического стакана воды.
2.Аккуратно высыпь приготовленный песок в стакан с водой.
3.Тщательно перемешай.
4.Сверни фильтр.
5.Вложи его в воронку.
6.Помести воронку в чистый стакан.
7.Приливай порциями смесь воды и песка на фильтр.
8.Приведи в порядок рабочее место.










2.2 Результаты исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУ « Кызылжарская средняя школа». Для проведения исследования было привлечено 13 учащихся 8-9 классов с русским языком обучения.
На первом этапе были выполнены задания Джойнотта Х.Д
8 класс Таблица №1

(количество учащихся-9)

Задания
Правая рука
Левая рука

1
8
1

2
7
2

3
9


4
7
2

5
7
2

6
6
3

7
8
1

8
6
3

9
5
4

10
8
1

11
1
7


9 КЛАСС (количество учащихся-4)

Задания
Правая рука
Левая рука

1
3
1

2
3
1

3
3
1

4
3
1

5
3
1

6
3
1

7
3
1

8
2
2

9
2
2

10
3
1

11
1
3


Проанализировав результаты, был сделан следующий вывод: из 13 учащихся-
1- «правополушарный», 5-гармонического типа, 7-« левополушарные».




На втором этапе выполнялись задания экспресс-анализа.

Таблица №2

КЛАСС 8
Количество учащихся-9
Задание
Правая рука
Левая рука

А
5
4

Б
3
6

В
5
4

Г
6
3


КЛАСС 9
Количество учащихся-4

Задание
Правая рука
Левая рука

А
2
2

Б
3
1

В
2
2

Г
2
2


Результаты теста показывают, из 13 учащихся: 1- «правополушарный», 7- гармонического типа, 5- «правополушарные».

На третьем этапе ребятам был предложен химический тест.

Таблица №3

8 класс ( 9 чел)
ТЕСТ №1
Правая рука
Левая рука

1
2
7

2
7
2

3
9


4
8
1

5
7
2

6
9


7
8
1

8
7
2

ТЕСТ №2



1
9


2
6
3

3
9


4
9


5
8
1

6
8
1

7
9


8
6
3



9 класс ( 4 чел)
ТЕСТ №1
Правая рука
Левая рука

1
3
1

2
3
1

3
3
1

4
3
1

5
2
2

6
2
2

7
3
1

8
3
1

ТЕСТ№2



1
3
1

2
3
1

3
3
1

4
3
1

5
3
1

6
3
1

7
3
1

8
2
2


Из 13 учащихся по результатам этого теста: 1- «правополушарный», 5- гармонического типа, 7- « левополушарные».
На основании результатов всех 3 тестов были получены следующие данные:

Таблица №4


класс
«левополушарный»
«правополушарный»
Гармонический тип

1
8 ( 9чел)
4

5

2
9 (4чел)
3
1



Итого(13)
7
1
5










Выводы
В обучении химии часто преобладает прием « натаскивания» на формальное оперирование знаками, сводящееся к заучиванию алгоритмов действий с ними. При этом мало внимания уделяется содержательной, образной стороне изучаемого материала.
А между тем для успешного обучения учащихся необходима тщательная работа по формированию у них полноценных мысленных образов изучаемых понятий, явлений, отношений. Это особенно важно для слабоуспевающих учеников. Они порой бездумно заучивают знаки и способы действий над ними, приходя в отчаяние от своей « бестолковости»,тогда как причина чаще всего лежит в неправильной методической обработке подаваемого материала. Однако эти ученики не так бестолковы. Часто оказываясь
« правополушарными», они способны в нестандартной ситуации образно увидеть решение задачи. Усиление образной составляющей материала поможет этим ученикам в обучении. А для « логиков» это окажется средством для развития интуиции, своих творческих способностей.


1.«Леворуких» учащихся посадить слева от соседа по парте. Это облегчит работу учеников и поможет правильно ориентироваться учителю.
2. Уравнения реакций, рисунки, чертежи, схемы записывать в левой части зрительного поля, т.е. тетрадного листа, а пояснения к схемам и рисункам, условия задач, характеристики уравнений- в правой части. Такое визуальное деление тетрадного листа облегчает восприятие материала и приручает учеников к аккуратному ведению записей в рабочей тетради.
3.Учитывая физиологические особенности учащихся, учитель может подобрать необходимые методы и приемы ведения урока:

МЕТОДЫ
А) химический эксперимент
Б) опорные сигналы
В) беседа
С) фронтальное обсуждение
ПРИЕМЫ
А) сравнение
Б) обобщение
В) мысленный эксперимент
Г) составление плана распознавания веществ


Опорный сигнал - образный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, зрительных опор для мысли. Информацию, представленную в сжатой, образной форме, каждый ученик может легко свертывать и развертывать. Учащиеся могут сами составлять опорные конспекты, в которых сочетаются и игра и наука.


ОПОРНЫЙ ПЛАН- КОНСПЕКТ

по теме « Ионная связь»
Примеры
Суждения

Na2O, NaCl, CaCl2

Э.О.(Na)=0,9, Э.О.( Са)=1,0
т.е. =3,0, меньше двух

Э.О(Cl)=3,0, Э.О.(О)=3,5
т.е. больше двух

+11Na 0 2е, 8е,1е +11 2е 8е


+17 Cl 2е,8е,7е +17 2е,8е,8е


Na + Cl Na Cl

Na + Cl NaCl
Сложные вещества с ионной связью образованы типичными металлами и типичными неметаллами, электроотрицательность которых резко отличается






Особенность строения атомов металлов и неметаллов влияет на их способность соответственно к отдаче и принятию валентных электронов, что приводит к образованию положительных и отрицательных ионов.
Между разноименными ионами действуют кулоновские силы притяжения








Фрагмент урока по теме « Типы химических реакций»

1.Демонстрационный эксперимент
Запись в тетрадь
Результаты наблюдений:
Выделение газа
Выпадение осадка
Образование воды

2. Беседа с обсуждением результатов проведенного эксперимента
Что происходит при нагревании с оксидом меди?
Назовите газ, который выделяется при нагревании оксида меди?
Назовите вещество черного цвета, которое образуется при прокаливании оксида меди?
Какой газ и какого цвета выделяется при взаимодействии цинка с соляной кислотой?
Какое вещество образуется при взаимодействии кислорода с водородом?
3.Самостоятельная работа с учебным текстом
Запись определений реакции
соединения,
замещения,
разложения
Уравнения реакций :
2СиО= 2Си+О2 Характеристика
Zn +2HCL= ZnCL2 +H2 уравнений реакцией
2 Н2 + О2=2H 2O





Анализ наблюдений и сравнение их с ранее изученными фактами ,завершается синтезом уже имеющихся знаний с новыми, полученными на уроке.
Урок получается интересным и познавательным.









Для достижения понимания смысла понятия и овладения химическим языком используется - этимологический подход.
В неорганической химии, помимо номенклатурных названий веществ - систематических, традиционных и специальных, используются вненоменклатурные названия -тривиальные и минералогические, которые подчеркивают важнейшие физические признаки и химические свойства, указывают на применение веществ и способы их получения в лаборатории ,промышленности. Применение таких названий у «правополушарных» повышают интерес к химии, а у «левополушарных» повышают интерес к содержанию.
Барит едкий Ва(ОН)2
Веселящий газ N2O
Сернистый газ SO2
Болотный газ CH4
Угарный газ CO
Глинозем AL2O3
Каустик NaOH
Серный цвет S(порошок)
Сулема HgCl2
Поташ K2CO3
Оловянное масло SnCl4
Магнезия жжёная MgO
Песок SiO2
Сажа C
Адский камень, ляпис AgNO3 ,KNO3( плавленая смесь)
Масло купоросное H2SO4(техническая конц)
Охра Fe2O3 Al2O3 SiO2
Щёлок KOH(водный раствор)
Белила титановые TiO2
















ПЛАН РАСПОЗНАВАНИЯ ВЕЩЕСТВ.

Класс делится на 2 группы по 4 человека. Каждая группа предоставляет свой план распознавания веществ.



Пробирки
№1 №2 №3 K2CO3
NaCl
K2SO4



Условия работы: 1. быстрота
2. минимум затраченных
реактивов


Запись молекулярных
и ионных уравнений реакций


Реализация плана распознавания веществ на практике.
пробирка
AgNO3
HCl
BaCl2

№1




№2




№3





Высший балл получает группа, которая правильно, быстро и аккуратно выполняет предложенную работу.

В данном случае обработка информации начинается с правого полушария, так как оно быстрее воспринимает ее, чем левое. Правое полушарие воспринимает ситуацию целостно, а левое – поэлементно с проведением анализа. Правое полушарие, целостно восприняв информацию и начав ее обработку раньше левого, имеет некоторое преимущество в сознании для ученика картины, хотя и не всегда соответствующей действительному положению вещей.
Левое полушарие позволяет организовать восприятие материала так, что создается однозначный контекст, легко поддающийся анализу и переводу его смыслового значения в вербальный вариант. Ученик проговаривает задание, дает названия веществам, используя словесные репродуктивные методы. Далее идут анализ, сравнение, классификация- приемы, с помощью которых трудно создать целостную картину. Правое полушарие , способное оперировать целостными образами, создает многозначный контекст, который трудно поддается исчерпывающему объяснению в вербальном плане. Оперирование правым полушарием образами приводит к тому, что часть связей функционирует на неосознанном уровне. Можно использовать такие методы, как беседа, демонстрация , фронтальное обсуждение. Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные методы позволяют включить связи в другой контекст, что способствует их осознанию. В результате неосознаваемые связи переводятся на язык осознания, вербализуются. Таким образом, умелое сочетание различных методов обеспечивает гармоническое использование возможностей обоих полушарий.

Многие учебные пособия рассчитаны на « левополушарных» учащихся, способных оперировать знаковыми средствами. В них не уделяется внимание образам, которые помогают «правополушарным» учащимся воспринимать изучаемые абстрактные химические понятия. Образное мышление является фундаментом творческого, интуитивного обучения. Необходимо спровоцировать такое мышление. Поэтому, при изучении некоторых текстов, которые излагаются в суховатом виде можно использовать следующие приемы:
1.постановка вопросов к прочитанному тексту
2.комментирование текста
3. составление опорного конспекта
4.составление плана к тексту
5. составление таблиц с целью обобщения фактов, понятий.

Чтобы учащиеся смогли хорошо освоить и понять химический материал, при объяснении следует использовать прием взаимопереходов между химическим знаком, содержательной стороной понятия, термином, образом понятия.
Заключение
Специфика мышления ребенка в том, что у него пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а образное мышление, при всем потенциальном богатстве, недостаточно упорядочено. Учитель, взрослый человек, нередко уже не помнит, какие трудности он сам испытывал, сидя за партой. Вот одна из причин непонимания между учителем и учащимся. Вот источник множества горьких недоразумений, осложняющих жизнь и тому, кто учится, и тому, кто учит.
С правым полушарием связано непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Это обстоятельство позволяет объяснить многообразие проявлений правополушарной активности.
Естественные для правополушарных детей затруднения по русскому языку и по естественным наукам не уменьшаются в первых классах школы, а возрастают, если с ними бороться с помощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок и ошибок». В этом случае дети перевозбуждаются, утомляются, у них появляются отвлекаемость и забывчивость, перегружается левое полушарие. И как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария появляются раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В результате  неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе.
Поэтому умелое сочетание различных методов на уроках химии обеспечит гармоническое использование возможностей обоих полушарий.




15