Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Мастер - класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе"

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое, физическое и психическое развитие детей;
поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

Ход мастер - класса
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне?  (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)
Я вас понимаю..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне?  (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете?  (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии  в учебном процессе"
А сейчас мы попробуем определить ценности здоровья для каждого из вас. Я предлагаю вам показать свое здоровье и надуть воздушный шар. (Раздаются воздушные шары и нитки)
Упражнение «Воздушный шар»
Представьте, что вы отправляетесь в полет на этом воздушном шаре. Вокруг вас ярко светит солнце, вокруг голубое небо. Напишите, какие 10 ценностей важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 4 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ценности записываются на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- образование и т.д.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, "что же самое дорогое и ценное, в жизни человека", то чаще всего слышишь в ответ: "деньги", "машина", "золото" и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют "здоровье", "жизнь", а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: "Вы болеете дети?" Все дружно говорят: "Да" - "А чем вас лечат?" - "Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?" - "Нет!" Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Януш Корчак писал: "Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Я прошу вас сейчас объединиться в пары, по цветам выбранных вами шаров. (Участники пересаживаются)
На нашем мастер классе вы будете непосредственными участниками. По выбранным цветам шаров даются задания. Подготовка занимает 3-5 минут. Затем участники представляют различные методики.

1 задание (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травму головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца.

1. Руки вытянуть перед собой, глубоко вдохнут, отводим руки назад до упора(на сколько хватит дыхания). Повторять несколько раз.
2. На счет 1,2, 3 дети должны вдохнуть, а выдыхать на 4 счета, затем опять вдыхать на 1,2, 3,4, а выдыхать на 1,2, 3,4 и 5. Вдох при этом короче выдоха. Постепенно количество вдохов доводят до количества лет школьника, а по достижении этой цифры учитель начинает обратный отчет, тогда выдох укорачивается.
3. Придумайте свои движения на дыхание под стихотворный текст
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание
Раз, два, три, четыре
Снова дышим: глубже, шире.


2 задание (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

Пальчиковая гимнастика неотъемлемая часть всех коррекционных занятий. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Пальчиковая игра "Кто приехал"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3 задание (СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ )

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Для Су-Джок терапии существуют специальные шарики и кольца, которые можно приобрести в аптеке.
Сказка про Ежика
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик.
Показать шарик в открытой ладони.
Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он, то выглядывал из своего домика, то прятался.
Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок.
Однажды ранним летним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.
Катать шарик по ладони вперед-назад.
Долго бежал Еж. И вдруг очутился на большой круглой, красивой полянке.   Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против.
На поляне было видимо-невидимо цветов: и маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! Красиво, как в сказке!
Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.
Весь день ёжик играл на этой чудесной поляне.
Круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против.
Но вот пришёл вечер и ёжик отправился домой. Быстро побежал Еж – сначала по извилистой дорожке, потом по прямой.
Катать шарик по ладони вперед-назад.
Добрался до он до своего домика, зашёл в него лёг в свою кроватку и крепко уснул!
Закрыть шарик в ладошке.

4 задание (АУРИКУЛОТЕРАПИЯ )
Это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа или самомассажа ушной раковины  до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. (Массаж)

5 задание (КИНЕЗИОЛОГИЯ)

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Данные упражнения дают возможность осуществлять межполушарное взаимодействие и поддерживать мозг в активном состоянии. (Карточки с заданиями)

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
3. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

6 задание (ШИФРОВАЛЬЩИК)
Тактильные упражнения.
Игра "Шифровальщик".
Разбить всех на две команды. Участники игры встают друг за другом. Последний член команды на ладони впереди стоящего пишет или рисует что-либо. Задача состоят в том, чтобы передать знак впереди стоящему. Первый член команды, получив "шифровку" пишет что получил. Побеждает та команда, которая смогла правильно передать информацию.
Мы рассмотрели лишь часть приемов, используемых в своей работе. А сейчас бы хотелось услышать от вас, какие еще приемы и правила существуют для сохранения здоровья детей и какими из них вы пользуетесь. (Педагоги деляться опытом)
Я предлагаю вам сейчас заняться еще одним видом работы - это арт-терапия. Для этого давайте объединим столы.
Арт - терапия снимает психологическое напряжение, развивает мелкую моторику.
Перед тем как мы начнем работу, мне хотелось бы вам напомнить, что...
Не ждите, когда закончите институт, когда родятся дети. Хватит ждать, когда начнете работать, когда уйдете на пенсию, когда женитесь, разведетесь. Не ждите вечера пятницы, утра воскресенья, покупки новой машины, новой квартиры. Не ждите весны, лета, осени, зимы. Минуты счастья - драгоценны, это не конечный пункт путешествия, а само путешествие. Работайте - не только ради денег, любите - не в ожидании расставаний. Танцуйте - не обращая внимания на взгляды. Самая ужасная ошибка, которую вы можете совершить - это всю жизнь гнаться за целями, не замечая как мимо вас пробегает ваша жизнь..
Вот и сейчас мы не будем ждать когда наступит праздник, а создадим себе праздник сами. Мы приготовили для вас подарки к празднику. Но мы каждая индивидуальна и поэтому предлагаем в наши подарки внести свою изюминку и украсить рамки. Для этого мы изготовили небольшие украшения.
Итог мастер- класса

Мы  познакомили вас лишь с небольшой частью здоровьесберегающих приёмов, используемых на логопедических занятиях. Они просты и эффективны. Для их выполнения ненужно много времени, но они достаточно увлекательны и полезны для детей. Спасибо за внимание!


1) Новости Радуга15