Методы формативного оценивания как средство достижения эффективности урока


Методы формативного оценивания как средство достижения эффективности урока «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников» М.Барбер В Послании Президента отмечено: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». В этом, я считаю, заключается актуальность данной темы. Сегодня очень много говорится об индивидуализации учебного процесса, повышении учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Наиболее соответствующим требованиям современного общества механизмом, который учитывает индивидуальные способности учащихся и их возрастные особенности является формативное оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для обучения. Формативное оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня (Руководство для учителя, страница 163) Впервые о том, как оценивание повышает эффективность обучения и каким оно должно быть заговорила в 1999 году Группа реформы оценивания (Assessment Reform Group), работа которой опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма, которые отметили, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий: - эффективной обратной связи от учителя к ученикам; - активного включения учеников в процесс собственного учения; - учета в преподавании результатов, полученных при оценивании; - понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников; - способности учеников к самооцениванию. Применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы учителя. Использование методов формативного оценивания помогло моим учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Если раньше на своих уроках я наблюдала лишь частичное использование огромных возможностей формативного оценивания, то сейчас, когда я знакома с этим видом оценивания, я использую его на каждом этапе урока. Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации работы обучающихся. Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для моих учеников в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем Совместно с детьми разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий. Стараюсь, чтобы критерии были доступными и понятными для детей и не больше трёх-четырех к одному заданию. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я использую такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения. На уроках удачней всего получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось бы обидеть друга или одноклассника. Тогда мне пришлось прибегнуть к хитрости: вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Например, 10 баллов – это оценка «5», 7 баллов – «4», 5 баллов – «3», 2 балла – «2». Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии. В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В частности, составляем кластеры, таблицы Знаю – Интересуюсь – Умею, диаграммы, карты и многое другое. Такие виды работы любимы многими моими учениками, ведь при составлении карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. При оценивании данных видов работ применяю стратегии «Плюс-минус-интересно», «Большой палец», «Две звезды и желание», «Формативный опрос». Провожу индивидуальные беседы с учащимися, интервью с целью проверки уровня их понимания. В результате таких бесед определяю уровень прогресса обучаемого и предпринимаю определенные шаги для улучшения обучения. Большое значение придаю упражнениям на проверку усвоения нового материала. Стараюсь проводить такие упражнения в игровой форме, ведь игра вызывает живой интерес порой не только у детей, но и у взрослых. С этой целью я сделала коробку «квадрат» с надписями: «Предсказать», «Обобщить», «Оценить», «Объяснить». После объяснения нового материала я прошу учащихся подбросить квадрат и выбрать тем самым себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Например: Если ученик выбрал квадрат «Объяснить», то я могу задать ему следующий вопрос: «Что означает термин степени сравнения?» и т.д. Меня, как учителя русского языка, интересовало всегда развитие и устной, и письменной речи учащихся. Поэтому чаще всего на стадии рефлексии я применяю небольшие промежуточные работы: тесты, индивидуальные задания, одноминутные/трехминутные эссе, устные журналы. Данные виды работ помогают мне отслеживать уровень освоения материала в определенном месте конкретной темы, при необходимости предоставление обратной связи учащимся, а на основании полученных результатов соответственно корректировать свою деятельность. Формативное оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. После прохождения курсов, я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, просматриваю видео, ведь за три месяца невозможно объять необъятное. Стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате применения формативного оценивания уровень качества обучения повысился на сто процентов. Нет. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Это ли не прогресс? Конечно, прогресс, который способствует достижению эффективности урока. Не зря я взяла эпиграфом к своему выступлению слова Майкла Барбера: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». Оценивание выполняет функцию контроля и повышает эффективность обучения. Если каждый учитель будет стремиться видеть в учениках развивающуюся личность, а не двоечника или троечника, то и дети по достоинству оценят это стремление, и изменения не заставят ждать. Ведь «успех приходит к тому, кто делает то, что любит» М.Форбс Использованная литература 1. Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 2. Александер Р. (2001) Культура и педагогика. Издательство «Wiley-Blackwell». 3. П. Блэк и Д. Уильям «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» 4. Группа Реформы Оценивания. (2002) Оценивание для обучения: 10 принципов, Кембриджский университет, факультет образования. 5. Группа Реформы Оценивания. (2002) Тестирование, мотивация и обучение, Кембриджский университет, факультет образования. 6. Блэк П. и Уильям Д. (1989) Оценивание и обучение в классе, оценивание в образовании: принципы, политика и практика. 5 (1): 5–75. 7. Вольф С. и Александер Р. Дж. (2008) Аргументация и диалогическое преподавание: альтернативные педагогики для изменяющегося мира, http://www.beyondcurrenthorizons.org.uk/wp-content/ 8. uploads/ch3_final_wolfealexander_argumentationalternativepedagogies_20081218.pdf 9. Мерсер Н. (2000) Слова и умы. Лондон: Рутледж 10. Бронсон М. (2000) Самоуправление в раннем детском возрасте: природа и воспитание. Нью-Йорк – Лондон: Гилфорд Пресс. 11. Брунер Дж. (1996) Культура образования. Кембридж, MA, Издательство Гарвардского университета. 12. Выготский Л.С. (1978) Разум в обществе: (Ред.) Макула В., Джон Стейнер, Скрибнер С. и Суберман Е., Кембридж, МА, Гарвард Юниверсити Пресс. 13. Лейв Дж. (1988) Познание на практике. Кембридж: Кембридж Юниверсити Пресс. 14. Лейв Дж. и Уенгер Е. (1991) Ситуативное обучение: Легитимное периферийное участие. Нью-Йорк: Кембридж Юниверсити Пресс. 15. Леонтьев A.Н. (1981) Проблема деятельности в психологии, в Вертч Дж. (Изд.), Концепция деятельности в советской психологии. Армонк, НЙ: ШарпеМатлин М., 1998. Познание (4-е изд.) Орландо: Харкорт Брейс. 16. Метапознание, познание и возможности человека, Нью-Йорк: Академик Пресс. 17. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся», Бишкек, 2010. 18. www.nmsa.org/Publications/WebExclusive/Assessment/tabid/1120/Default.aspx
12345Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Мейрамкуль (2013-08-24) | Автор: Мейрамкуль Мыкышева