Статья «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» (из опыта)
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
( из опыта работы)
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
У каждого человека есть способности к здоровьеобразующей деятельности. Их поиск (каждый ребенок талантлив) становится одной из важнейших задач при диагностике здоровья. При этом ведущим психологическим фактором, влияющим на физическое здоровье, является мотивация здоровья. Комплекс здоровья может быть заложен, сформирован в семье, детском саду и школе. Школа должна изучать, прежде всего, самого ребенка. И тогда через изучение самого себя ребенок сможет изучать мир. На каждого маленького человека строится индивидуальная программа развития, а все предметы образовательного цикла служат лишь способами обеспечения этого развития. Такая направленность формирует в ребенке мотивацию здоровья, т.е. мотивацию самосовершенствования. Способности ребенка, предопределенные его психофизиологическими особенностями, должны быть обязательно выявлены и самореализованы.
Актуальность проблемы
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Основные приоритеты педагогики оздоровления
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье);
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
- устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.
Основные компоненты «здоровьесберегающего обучения»
Основные компоненты «здоровьесберегающего обучения» таковы:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Игровые оздоровительные технологии.
3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Игровой массаж.
7. Формирование навыков здорового образа жизни.
8. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
9. Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Из опыта работы
Основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимо становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. На первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, таких как витаминизация блюд школьных столовых, оптимизация расписания занятий, проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки, организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
- упражнения по формированию осанки;
- укреплению зрения;
- укрепления мышц рук;
- отдых позвоночника;
- упражнения для ног;
- упражнения на ковре;
- релаксационные упражнения для мимики лица;
- потягивание;
- массаж области груди, лица, рук, ног;
- психогимнастика;
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Поэтому много физкультминуток – стихотворений.
1. Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)2. Лягушки
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
3. Пильщики
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз!».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два!».
Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два!
Будут на зиму дрова: раз, два, раз, два!
(дети имитируют движения пильщиков)
4. Самолёт
Руки ставим мы вразлёт: появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда, делай раз и делай два!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите!
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз, и на место все садись!
5. Клён
Ветер тихо клён качает, влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, и два – наклон, зашумел листвою клён.
(наклоны туловища вправо и влево)
6. Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали: раз, два, три!
Ножками потопали: раз, два, три!
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
Выше руки, шире плечи!
Раз, два, три – дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
7. Зайцы
Зайцы скачут: скок, скок, скок, -
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают: не идёт ли волк?
Раз – согнуться, разогнуться!
Два – нагнуться, потянуться!
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка!
Раз, два, три, раз, два, три!
Ноги поднимайте!
Раз, два, три, раз, два, три!
Веселей шагайте!
8. Ракета
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!
На носки поднимись, а потом – руки вниз!
Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!
9. Самолёт
Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд!
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолёт!
10. Наклоняемся вперёд, руки – в стороны!
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.
11. Насос
А теперь насос включаем, воду из реки качаем!
Влево – раз, вправо – два, потекла ручьём вода!
Раз, два, три, четыре – хорошо мы потрудились!
Мы становимся всё выше, достаём руками крыши.
На два счёта поднялись! Три, четыре – руки вниз!
12. Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим!
Подтянитесь на мысочках столько раз –
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять – топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять – хлопаем руками!
Руки вытянуть пошире – раз, два, три, четыре, пять –
Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать!
На носок, потом – на пятку, все мы делаем зарядку!
13. Упражнение для развития моторики пальцев
Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся совершают прогулки и игры на свежем воздухе. Динамические паузы дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов и беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали Дни Здоровья проходят весело с привлечением родителей.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение:
- направлено на обеспечение психического здоровья учащихся;
- опирается на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность (практическую ориентацию);
- достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии;
- приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.
III Заключение
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Литература:
1.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003.
2. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004.
4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
6. Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
8. Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.