Тренинг Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС
Тренинг « Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС»
Объект обучения: педагогические конфликты.
Предмет обучения: психолого-педагогическая компетентность учителя.
Цель обучения: выявить конфликтные ситуации, их возникновение в педагогическом общении, определить способы разрешения конфликтов.
Содержание тренинга:
- Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на психолого-педагогическом тренинге. Сейчас я попрошу вас поприветствовать друг друга, определить с каким настроением вы пришли, и чего вы ожидаете от этого тренинга.
(Присутствующие озвучивают содержание, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)
- Что для каждого из вас означает конфликт? Определение этого понятия должно состоять только из одного слова.
(Каждый участник озвучивает своё определение, состоящее из 1 слова, либо эмоцию, которая вызывает у него слово «конфликт»)
- Какие слова, определяющие слово «конфликт» вы чаще всего слышали? - Напряжение, непонимание, стресс и так далее. Теперь я прошу поделиться на группы. Каждая группа будет означать то слово, которое звучало чаще всего. ( В итоге должно получиться 3 или 4 группы, в зависимости от количества присутствующих.)
-Вы разделены на группы. Можете ли вы применять групповую форму работы на уроках?
-Групповую форму работы на уроках необходимо применять, так как она является основной формой в условиях реализации ФГОС. Она позволяет учить умению сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Каким образом вы можете разбить класс на группы? Применив приём медиации. Что такое медиация и как этот приём применим к школе? Послушайте статью, которую разработал психолог и профессиональный медиатор Орешкина Наталья Геннадиевна:
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
-Какие конфликты существуют в школе? -Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. Основной конфликт происходит между учителем и учениками. Он проявляется в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой
Задание «Выделите те причины конфликтных ситуаций, которые не должны присутствовать в ФГОС»
(Я раздаю листочки с объективными и субъективными причинами конфликтных ситуаций)
Упражнение «Мозговой штурм» (Я раздаю по одному листу бумаги каждой группе)
I Выявите особенности конфликтов:
II Выявите особенности конфликтов по ФГОС:
III Выявите особенности конфликтов на своих уроках
IV Выявите определение-Что такое конфликт?(На интерактивной доске) – Конфликт-это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, идей.
Конфликт имеет 3 стадии: 1) конфликт из-за чего-то (хочу удовлетворить своё желание) 2) стадия перехода на личности (хочу возвысить своё Я и доказать это собеседнику)3) Конфликт ради конфликта (выиграть конфликт ради победы в конфликте) Не обязательно, конфликту проходить все 3 стадии. Гораздо лучше, если он разрешится на более ранних стадиях!
Упражнение «Найди решение» ( Я раздаю листы бумаги)
- Напишите конфликтную ситуацию в школе.
-Поменяйтесь с группами своими листочками.
-Найдите решение той конфликтной ситуации, которая вам досталась.
метод конструктивной критики
Разрешение конфликта можно решить применив метод конструктивной критики. В Литературной энциклопедии слово «критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить – это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т.д. Каждому ученику свойственно ждать от учителей оценку своего поведения. Успехи детей в школе в большой степени зависят от критических замечаний и стимулирования со стороны окружающих. Вместе с тем, критические замечания могут задеть чувство собственного достоинства критикуемого, понизить его самооценку.
Этапы конструктивной критики на основе конкретной ситуации
Конфликтная ситуация: «Серёжа, я знаю, что ты хороший ученик, тебя хвалят учителя, но сегодня ты не принёс тетрадь. Что мы будем делать?» Серёжа обещает принести тетрадь на следующий урок. Но Серёжа снова не принёс тетрадь. – « Ты не принёс тетрадь, ты же обещал! Если ты не принесёшь тетрадь на следующий урок, я сообщу твоим родителям».
Решение конфликтной ситуации:
1. Отмечаем позитивные стороны ребёнка (поведение на уроке, выполнение творческих проектов, дежурство и т. д.)
2. Описываем конкретную ситуацию, в которой мы остались им недовольны.
3. Предлагаем выход из ситуации ( девочке), и предлагаем самостоятельно решить выход из ситуации (мальчику)
4. Назначаем срок исправления ситуации и согласуем это с учеником.
5. Если ситуация исправилась-хвалим. Если нет-повторяем чем недовольны и вводим санкции для следующей ситуации нарушения
6. Если нарушение повторилось, применяем санкции, сообщаем точно о времени действия и о способе их прекращения.
7. Если не прекратился конфликт—вводим 3-ю сторону в разрешение конфликта (родитель, классный руководитель, администрация и т. д.)
Задание «Создание ситуации»
Создайте конфликтную ситуацию и попробуйте её решить с помощью метода конструктивной критики.
Задание шуточное ( я раздаю каждому участнику листы бумаги)
1. Мысленно загадать педагогический конфликт, который у вас на самом деле происходит в школе
2. На розданных листах написать 2-3 решения данной конфликтной ситуации3. Листы собрать, перемешать и раздать.
4. Озвучьте ту конфликтную ситуацию, которая вас обременяет и затем каждый прочитайте решение, которое вы получили на розданных листочках.
(Заключительное слово)
-Благодарю за участие в тренинге. Оправдались ли ваши ожидания?
(Присутствующие благодарят за участие и отвечают на вопрос, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)