Организация и методика проведения вводного инструктажа при изучении приемов и операций
Магаданское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Организация и методика проведения вводного инструктажа при изучении приемов и операций
Подготовила: мастер п/о Архипова Г.К.
Магадан - 2014 г.
Вводный инструктаж - это структурный элемент урока, характеризующий его организационное построение. С точки зрения дидактической структуры урока, вводный инструктаж включает три элемента:
целевую установку;
актуализацию знаний и опыта обучающихся;
создание ориентировочной основы действий обучающихся.
Эти типовые элементы урока должны присутствовать в каждом вводном инструктаже.
С точки зрения специфики содержания, целей и методики обучения обучающихся, когда они осваивают первоначальные основы профессии (учебные единицы) - трудовые приемы и операции следует выделить;
проведение вводного инструктажа по теме;
проведение вводного инструктажа по уроку;
упражнения обучающихся по выполнению приемов и операций;
проведение заключительного инструктажа;
и самым важным при. обучении сварщиков является показ мастером приемов и способов выполнения операций.
На уроке по изучению приемов и операций вводный инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Обучающиеся при этом сидят в классе, а мастер инструктирует используя, наглядные пособия, инструкционные карты, плакаты, схемы, образцы изделий.
Длительность вводного инструктажа на уроках по изучению приемов и операций зависит от продолжительности темы или подтемы.
Средняя продолжительность вводного инструктажа - 30 - 35 минут, но не более одного часа. Более длительная продолжительность - не эффективна, так как обучающихся устают и не воспринимают объяснений мастера.
Для вводного инструктажа на уроках при изучении приемов и операций характерна следующая последовательность:
сообщение темы и цели урока (этап целевой установки);
проверка знаний и умений обучающихся по материалу, связанному с материалом предстоящего урока (этап актуализации);
объяснение и показ приемов и способов выполнения изучаемой операции, способов самоконтроля выполняемой работы;
разбор документов письменного инструктирования;
разбор технических требований к учебно-производственным работам;
рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения;
объяснение и показ рабочего места, правил безопасности труда и пожарной безопасности;
проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования;
пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции, показанных мастером;
выдача заданий обучающихся и распределение их по рабочим местам.
Целевая установка на урок
Тема урока записывается мастером на доске. Очень важно правильно раскрыть обучающихся цель урока - разъяснить для чего это будет делаться, чему они научатся, насколько они продвинутся в освоении профессии, Уже с первых уроков, когда обучающихся учатся зажигать дугу мастер сообщает, что без этого навыка при сварке конструкций они не смогут двигаться дальше - удерживать дугу при качественной наплавке валиков во всех пространственных положениях. Изучая тему «Наплавка валиков во всех пространственных положениях» можно провести дискуссию: «Можно ли научиться качественно выполнять сварку конструкций, не умея наплавлять валики в нижнем, наклонном и вертикальном положениях сварочного шва»?
Тематический план и программа производственного обучения разрабатывается для обучения обучающихся от простого к сложному и мастер пользуясь этим постепенно раскрывает перспективы на учения при создании ситуации новизны, решая технические и производственные задачи по рациональному использованию оборудования., оснастки, приспособлений, выполнению упражнений, в ходе которых обучающихся убеждаются в необходимости прочного освоения приемов и способов выполнения изучаемой операции, расширения и углубления ранее полученных знаний.
Важно, чтобы процедура создания целевой установки на урок вызвала у обучающихся положительные эмоции к предстоящей деятельности. Для этого существуют различные приемы:
демонстрация образцов - эталонов отлично выполненной работы;
объяснение значимости изучаемых приемов и способов работы для отличного овладения профессией;
получения повышенного разряда и материальной заинтересованности. На уроке, являющимся частью учебного процесса, решаются не только задачи обучения, но и задачи воспитания и развития обучающихся. Воспитание и развитие обучающихся происходит в процессе их обучения, на каждом этапе урока, на основе и в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Сообщать обучающихся воспитательную и развивающую цели урока, даже если они зафиксированы в плане, нет необходимости. Эти цели мастер определяет для себя и реализует в процессе руководства и управления процессом обучения обучающихся.
К воспитательным целям при подготовке сварщиков можно отнести:
бережное отношение к спец.одежде, инструментам и оборудованию;
экономия материалов;
чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы;
чувство взаимопомощи, делового сотрудничества.
·
Актуализация знаний и опыта обучающихся
Любой процесс обучения характерен тем., что обучающихся, как правило, эффективно воспринимают и усваивают новое тогда, когда это новое опирается на ранее усвоенное, является его продолжением и развитием, когда в сознании обучающихся «наводятся мостики» между тем, что они знают, и тем, что им предстоит узнать и освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процессе усвоения нового называют актуализацией.
Актуализация знаний и умений обучающихся проводится путем опроса обучающихся в начале вводного инструктажа, путем повторения теоретических сведений, демонстрации видеофрагментов и слайдов.
Опрос обучающихся зависит от правильно подобранных и сформулированных вопросов. Цель опроса на уроках производственного обучения не столько в том, чтобы проверить знания обучающихся (хотя и это важно), сколько в обеспечении возможности применения этих знаний на практике. Поэтому и вопросы должны иметь практическую направленность
В зависимости от изучаемой темы эти вопросы могут быть следующие:
- как подготавливают металл к сварке в зависимости от толщины?
- какие механизмы и приспособления применяют при подготовке металла к сварке?
- что понимается под свариваемостью стали?
- как влияет химический состав стали на её свариваемость?
- как классифицируются стали по свариваемости?
Но, такие вопросы не имеют хорошего эффекта в смысле активизации мышления, сообразительности, смекалки, актуализации знаний и опыта обучающихся, для этого нужны вопросы которые нарастают постепенно, по мере накопления обучающимися опыта и знаний.
С этой целью перед обучающимися ставятся вопросы с предложением повторить, воспроизвести приемы и способы выполнения операции, отработанные на прошлом уроке, то ли это наплавка валиков, или сварка определенных узлов и конструкций в любых пространственных положениях. Кроме того, учащиеся должны пользоваться и применять полученные знания на уроках спеи.технологии, элементарно знать:
что такое постоянный и переменный ток?
в каких единицах измеряется ток?
как подбирается ток, по какой формуле, в зависимости от диаметраэлектрода?
Это такие вопросы, которые влияют на качественное выполнение определенной работы, что способствует к глубокому изучению учащимися специальных предметов, формированию у них связи теории с практикой,
Если актуализация не получилась при слабой подготовке учащихся, мастер должен сам кратко дать необходимые объяснения, добиться четкого понимания и усвоения теоретических сведений, но не следует также много внимания уделять на разъяснение чисто теоретических вопросов. Содержание вводного инструктажа на всех его этапах должно всегда иметь практическую направленность.
В процессе упражнений мастер постоянно стимулирует учащихся к применению знаний для обоснования отработки приемов и способов, Таким образом, этап актуализации является сквозным элементом производственного обучения.
Создание ориентировочной основы действия учащихся
При изучении операций, особенно первых, процесс обучения строится по принципу «делай, как я»3 в дальнейшем - методом «проб и ошибок» и самообучением «подумай и сделай сам».
В основном на уроках производственного обучения применяется принцип «делай, как я», поэтому личный показ мастера имеет важное значение.
По мере накопления опыта учащихся, мастер усложняет самостоятельные работы, вовлекая учащихся лучше изучать технологические процессы, в зависимости от применяемых материалов, обеспечивая контроль и самоконтроль, оценивая качество выполняемой работы.
Эффективность вводного инструктажа во многом зависит также от наличия наглядных пособий, образцов готовых изделий, приспособлений.
В качестве наглядных пособий служат также чертежи, техническая документация. Средством наглядности являются также зарисовки на доске.
Следующий элемент производственного обучения - рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов и способов их предупреждения и устранения.
При рассмотрении вопросов организации рабочего места, учащиеся должны знать, что такое сварочный пост, чем он оборудован, какие меры техники безопасности и пожарной безопасности необходимо соблюдать при производстве сварочных работ,
Важный структурный элемент вводного инструктажа - закрепление, и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.
Закрепление и проверка усвоения материала осуществляется обычно в форме опроса, который носит сугубо прикладной, практический характер. Мастер предлагает учащимся воспроизвести показанные приемы и способы выполнения, изучаемой операции.
Закрепление и проверка практических навыков осуществляется мастером в процессе текущего инструктажа методом целевых обходов сварочных постов и индивидуальной работой с каждым учащимся по отработке приемов и способов изучаемой операции.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
15