Конспект урока по русскому языку на тему Мир профессий (12 класс. Критериальное оценивание)

Дата
_________ 2014 г.
Предмет: русский язык


Класс: 12 «А» по программе 12-летнего обучения.
Урок № 11
Учитель Бутримова Наталья Александровна

Название занятия
Микротема: Мир профессий.


Общие цели
Совершенствовать навыки рече-коммуникативной компетенции: СГ 1, СГ 2, СГ 3, СГ 5; Ч 1, Ч2, Ч 3; П 5, П 10, П 11, П 12 (слушание, говорение, чтение, письмо); работать над обогащением словарного запаса в рамках темы; учить анализировать стилистическое функционирование оттенков в использовании тематической лексики. Анализ стилистического функционирования заимствованных слов в текстах; проводить корректировочную работу по орфографии и ортологии через орфографический анализ текстов; учить работать с орфографическим и орфоэпическим словарями, словарем трудностей русской речи.

Результат
обучения
В ходе урока учащиеся закрепят знания о признаках заимствованных слов, правописание слов с удвоенной согласной, повторят правила переноса слов через решение тестовых заданий, проработают трудные орфографические и пунктуационные задачи, познакомятся с миром профессий через анализ тематических текстов.

Ключевые идеи
Благодаря повторению теоретического материала и развитию практических навыков работы с тренировочными упражнениями в условиях коллаборативной среды учащиеся будут знать:
- особенности мира профессий;
- исконно-русские и заимствованные фразеологизмы;
будут уметь:
- составлять цитатный план;
- выделять в тексте ключевые слова и идею;
- писать краткую аннотацию;
- решать тестовые задания через использование теоретических подсказок в учебнике;
- работать с лексикографами;
- решать орфографические и пунктуационные задачи.
- работать самостоятельно и в парах;
- ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
- преобразовывать информацию, анализировать, делать выводы;
- находить необходимую информацию в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Источники
1. Русский язык. Пробный учебник для 12 класса 12-летней школы./ К.Н.Булатбаева, М.А.Измайлова, М.Т.Шакенова, М.У.Бейсембекова.- Алматы: ТОО «Издательский дом «Эксклюзив», 2014.
2.Материалы с образовательных вебсайтов интернета.

Материалы и оборудование
Электронный учебник для 12 класса, бумага для создания постеров, маркеры.


Критерии оценивания
1.Критерии оценивания лексических навыков говорения:
1) соблюдение орфоэпических норм при чтении - 10 баллов:
а) развернутость ответа (5 баллов);
б) логичность микротем (5 баллов);
2) выделение из текста ключевых слов по микротемам - 10 баллов:
а) количество микротем ключевых слов от 6 до 10 (5 баллов)
б) количество микротем ключевых слов от 4 до 5 (4 балл)
в) количество микротем ключевых слов менее 3 (2 балла)
3) составление цитатного плана текста – 15 баллов
а) определение основной мысли текста (5 баллов)
б) языковая правильность устной и письменной речи при составлении цитатного плана (5 баллов)
в) интерпретировать текст и делать выводы (5 баллов).

2. Оценивание грамматических навыков:
1) объяснение и написание орфографических и пунктуационных задач (20 баллов)
а) безошибочное объяснение и написание текстов по теме, правильная расстановка знаков препинания и орфографическая грамотность на письме (20 баллов - отлично)
б) частичные искажения, допущение 2-3 ошибок при написании (10 баллов- хорошо)
в) допущено 4-5 ошибок при работе с текстом (8 баллов - удовлетворительно).
г) стабильные неоднократные ошибки при объяснении и написании (0-7 баллов - неудовлетворительно).

3. Критерии оценивания письменной речи при составлении аннотации к упр.33. Логичность устной и письменной речи - 30 баллов.
а) тематическое единство текста аннотации -25-30 баллов - «отлично».
б) линейно-развернутая связь –-20-24 балла - «хорошо».
в) параллельная связь –15-19 баллов - «удовлетворительно».
г) последовательная связь – менее 14 баллов - «неудовлетворительно».

4. Критерии оценивания тестовых заданий. Языковая правильность – 15 баллов (внутри по пунктам осуществляется разбалловка) в области:
а) лексики (8 баллов);
б) грамматики (морфология, синтаксис) (7 баллов).

Ход занятия


Этапы проведения занятия
Время – 45 минут
Действия преподавателя и действия участников

Приветствие
I.Орг. момент
Целевые установки
2 минуты
1. Психологический настрой учащихся на урок.
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последняя правда, открытая мной.
Омар Хайям
Источник: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Как вы понимаете эти слова Омара Хайяма?
- Как они применимы в вашей жизни?

II. Актуализация прежних знаний, идей, навыков.
1. Работа в парах.

2. Работа в группах.


15 минут
1. Учитель сообщает тему урока, анализирует каждый этап урока. Акцентируя внимание на проблемах решения тестовых заданий.

2. Анализ теории на стр. 41-42 «Заимствованная лексика».
- Акцентировать внимание на языках-источниках заимствованных слов, тематических группах, примерах заимствованных слов.
- Рассмотреть признаки заимствованных слов (ВАЖНО).

2. Решение тестовых заданий в учебнике (стр. 42-43).
- Отметить правильный ответ прямо в листе тестов.
- Объяснить свой выбор. Анализировать каждую строчку теста.


III. Формирование новых знаний, идей, навыков.
Практическое занятие.














Работа в группах.
19 минут
1. Работа с учебным пособием по теме «Мир профессий».
- Кумулятивная беседа по теме. Работа с текстом на стр. 43.

2. Выполнение упражнения 31, стр. 43
- Определите основную мысль текста, назовите ключевые слова.
- Составьте цитатный план.
- Определите вид и средства связи.
Цитатный план.
1. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых самых важных жизненных решений.
2. Десять тысяч профессий, определяющих деятельность человека.
3. Профессия – род трудовой деятельности

3. Выполнение упражнения 32, стр. 44.
- Прочитать текст и выделить в тексте ключевые слова.
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
- Составить схемы 2-3 предложения, объяснить постановку двоеточия.

4. Выполнение упражнения 33, стр. 44. Работаем с текстом.
- Прочитать текст, определить основную мысль текста.
- Написать аннотацию к тексту.
РЕЗЕРВ: Составить план в виде вопросов и в номинативной форме.
- Устно восстановить содержание текста с опорой на составленные вопросы.
- Комментирование решения орфографических и пунктуационных задач.

5. ВАЖНО! Выполнение упражнения 34, стр. 46 (упражнение силлабуса СРО № 4).
- Прочитать текст.
- Согласны ли вы с мнением автора?
- Списать текст, выделяя грамматические основы и характеризуя предложения.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к Познанию
может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество.
(Ш. Амонашвили)

IV. Оценивание
3 минуты
Формативное оценивание учителем.

V. Рефлексия
5 минуты
Закончите предложения:
1.На уроке я понял (а), что

2. Мне было трудно

3.На уроке я научился

4. Практика работы на уроке мне дает



VI. Домашнее задание
1 минута
§ 1.7, решение тестовых заданий на стр. 47-48



15