Презентация на заседании МО Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии
в образовательном процессе
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
Пономарёва Галина Михайловна
Август 2015г.
Слайд 2. «Здоровье необходимо. Это базис счастья…
Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива: она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно много стараний, чтобы этот запас свести к нулю… Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно». (Академик, хирург Н.М.Амосов)
Слайд 3. «Здоровье ( по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Слайд 4. Ребёнка можно назвать здоровым, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
В нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Слайд 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии :В расширенном смысле - все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.
Более узкие задачи ЗОТ – педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
Слайд 6. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Слайд 7. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Слайд 8. Система здоровьесбереженияусловия обучения ребенка в школе;
рациональная организация учебного процесса
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
рационально организованный двигательный режим;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
коррекция образовательной технологии в процессе реализации.
Слайд 9. Группы технологий
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Слайд 10. Принципы здоровьесбереженияНе навреди!
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося
Непрерывность и преемственность
Субъект-субъектные взаимоотношения
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Слайд 11. Причины ухудшения здоровья детей:
Интенсификация обучения .Гиподинамия и гипоксия.
Ухудшение питания.
Факторы социального риска.
Факторы экологического риска.
Слайд 12. Факторы риска
внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
наследственность;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
Слайд 13.
внутренние факторы
(в самом образовательном учреждении):
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ;Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Слайд 14. Правило 1. Организация урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правильная организация урока
учет критериев здоровьесбережения,
мотивация к обучению,
взаимный интерес в процессе урока.
Слайд 15. Правило 2. Использование каналов восприятия
Левополушарные
учащиеся Характерен:
словесно-логический стиль познавательных процессов;
склонность к абстрагированию и обобщению. Необходимо на уроке:
ясные и четкие инструкции;
изложение информации линейное: от части к целому;
неоднократное повторение;
проверка выполнения задания;
тишина на уроке.
Правополушарные
учащиеся Развито
конкретно-образное мышление и воображение Необходимо на уроке:
связь информации с практикой,
анализ от целого к частному,
задачи зрительно-пространственного анализа,
творческие задания,
эмоции,
эксперименты,
речевой и музыкальный ритм.
Слайд 16.
Визуальное восприятие выделение на доске цветом различных пунктов;
выполнение письменных упражнений, составление опорных конспектов;
использование письменных инструкций;
использование таблиц, схем, видео, наглядных пособий.
Аудиальное восприятие использование вариаций голоса: громкость, паузы, высота;
использование сигнальных слов: говорить, слушать, другими словами и т.д.;
рекомендуются дискуссии, устные задачи, упражнения, просмотр видеофильмов.
Кинестетическое восприятие использование жестов, прикосновения, сигнальных слов: ощущаю, управляю, действую;
передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента;
смена видов деятельности.
Слайд 17. Правило 3. Учет зоны работоспособности
Слайд 18. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1 этап
Врабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.
2 этап
Максимальная работоспособность 20 – 25 мин Максимальное снижение на 15 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3 этап
Конечный порыв 10 – 15 мин Небольшое повышение работоспо-собности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.
Слайд 19. Эффективность усвоения знаний в течение урока
5 – 25 минута – 80%
25 – 35 минута – 60 – 40%
35 – 40 минута – 10%
Слайд 20. Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке . В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
Слайд 21. Утомление чаще всего возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Слайд 22. Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
снижение утомления школьников,
создание благоприятного психологического климата,
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
выполнение санитарно-гигиенических условий.
Слайд 23. Вопросы, решаемые уроке здоровьясбережения
Слайд 24. Основные критерии
однозначное и строгое определение целей обучения;
отбор и структура содержания;
оптимальная организация учебного процесса;
методы, приемы и средства обучения;
реальный уровень квалификации учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
Слайд 25. Пять основных советов доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых – не ограничивать естественную свободу детей».
Второй совет: «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».
Третий совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».
Четвёртый совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»
Пятый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.»Слайд 26. Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо:
соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, а также всеми средствами содействовать формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.