Рабочая программа по курсу Занимательная математика 6 класс
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
(МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»)
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
Т.Ю. Чардымова ______________
Протокол методического объединения
№ 1 от 03.09.2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
М.М. Крупина ______________
04.09.2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
С.В. Бондарева _______________
Приказ №360-п от 04.09.2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 6 КЛАССА
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
/базовый, профильный/
Составители:
Новикова Светлана Сергеевна
учитель математики;
Бондарева Светлана Владимировна
учитель математики;
Ершова Ирина Викторовна
учитель математики
г. Дзержинск
Пояснительная записка
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого, изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
Целью изучения курса математики является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи по математике играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Они являются и целью, и средством обучения. Грамотно организуя процесс решения задач, можно широко использовать дифференцированный подход к учащимся, а также удовлетворять потребности и запросы школьников, проявляющих интерес и способности к математике. Правильно подобранные серии задач содержат в себе огромный потенциал для развития гибкости ума, пластичности мышления.
Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке, а также некоторому углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 6 класса. Занятия проводятся 1 раз в две недели по 1 часу (17 часа в год).
Планирование составлено по пособию: Т.Б. Анфимова , Математика. Внеурочные занятия 5-6 классы – М.: ИЛЕКСА, 2011.
Цели курса:
1. Дифференцированная разноуровневая отработка умений и навыков, полученных на уроке.
2. Обучение методам и приемам решения и составления задач.
3. Формирование исследовательских навыков и умений.
4. Развитие у школьников абстрактного мышления.
5. Развитие у учащихся пластичности мышления и конструктивных способностей.
Задачами курса:
- расширение и углубление знаний учащихся в области математики,
- повышение интереса школьников к занятиям математикой,
- повышение общей математической культуры школьников.
Требования к математической подготовке учащихся:
Владеть терминологией.
Уметь читать и записывать многозначные числа.
Знать, что такое отрезок, прямая, луч, треугольник, многоугольник, угол. Измерять и строить отрезки и углы.
Уметь проводить арифметические операции над многозначными числами.
Уметь составлять уравнения для решения задач.
Применять свойства действий для оптимизации вычислений.
Уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Выполнять действия с обыкновенными дробями с одинаковым знаменателем.
Решать простейшие задачи на проценты.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Основные формы проверки знаний:
тестирование;
личная олимпиада;
математические соревнования
Межпредметные связи: экономика, естествознание.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Тематическое поурочное планирование
Урок
№
дата
Тема урока
Кол-во
часов
Перечень используемого оборудования
Домашнее
задание
1
Математические аттракционы и истории
1
стр 74 – 76
№6,7
2
Новый знак деления. Признаки делимости
1
стр 76 – 79
№6; №12,13
3
Алгоритм Евклида. НОД, НОК и калькулятор.
1
стр 79 – 83
№4; №3
4
Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость.
1
стр 83 – 84
конспект
5
Некоторые приемы устных вычислений. Конкурс «художников»
1
стр 84 – 86
№6-8; задание в тетради
6
Пифагорейский союз. Софизмы
1
стр 86 – 89
формула, конспект
7
Числовые ребусы (криптограммы). Центральная и зеркальная симметрия
1
стр 89 – 92
№ 3-5
(стр 92)
8
Путешествия. Денежные расчеты
1
стр 92 – 96
№5; 4,5
9
О правилах «фальшивых и гадательных». Новогоднее оригами
1
стр 96 – 99
№4; доделать игрушку
10
Житейские истории. Решение задач на совместную работу.
1
стр 99 – 102
№4; №3,4
11
Решение задач «Обратным ходом»
1
стр 102 – 104
№ 5
12
Старинный способ решения задач на смешение веществ.
1
стр 104 – 106
задание в тетради
13
Прямая и обратная пропорциональная зависимость. Интересные свойства чисел
1
стр 106 – 110
№4; №2
14
Из истории интересных чисел. Возраст и математика
1
стр 110 – 114
№2; №4
15
Решение задач на движение. Игра «Математическое ралли»
1
стр 114 – 118
№4
16
Как уровнять два выражения. Как научиться решать задачи.
1
стр 118 – 122
№3; №2
17
Решение уравнений
1
стр 122 – 125
№3,4
(стр 125)
Литература и средства обучения:
Учебник Виленкин Н.Я. и др. Математика 6. – Москва М.: Мнемозина 2009г.
Поурочные планы по математике 6 класс; издательство «ВАКО», Москва, 2012 год В.В. Выговская
«Дидактические игры на уроках математики»; «просвещение» - Москва, 1990 год, В.Г. Коваленко
«Занимательные задачи по математике», «Просвещение» - Москва, 1967 год, П.И. Сорокин
«Открытые уроки по математике 5-6 класс» Н.Л. Барсукова. – Москва М.: ИЛЕКСА, 2011г.
«Математика. Внеурочные занятия, 5-6 класс» Т.Б. Анфимова - Москва М.: ИЛЕКСА, 2011г.
«Дидактические материалы. Таблицы – тренажеры, 5-7 класс» С.В. Токарева – Волгоград В.: Учитель, 2012г
15