Доклад на тему Национальная культура как качественная характеристика воспитательной составляющей будущих педагогов дошкольников в поликультурном пространстве.
Участие в Международной научно-практической конференции
«Методическая наука: вчера, сегодня, завтра», посвящённой 85-летию
Арского педагогического колледжа им. Г. Тукая.
Тема доклада:
Национальная культура как качественная характеристика воспитательной составляющей будущих педагогов дошкольников в поликультурном пространстве.
Мусина И.Т.
г. Казань, МАДОУ «Детский сад № 136
комбинированного вида», ст. воспитатель;
Аганина Е.В.
г. Казань, МАДОУ «Детский сад № 136
комбинированного вида», воспитатель
первой квалификационной категории
Национальная культура как качественная характеристика воспитательной составляющей будущих педагогов дошкольников в поликультурном пространстве.
Современная образовательная система направлена на совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов. В этой связи- национальная культура выступает качественной характеристикой в развитии образа жизни учащейся молодежи.
Являясь важным фактором образа жизни молодежи, национальная культура включает в себя следующие компоненты: ценностные ориентации, уровень культуры, образования, языковая особенность, национальные традиции. Именно они находятся в основе национальной культуры учащейся молодежи и тесно взаимодействуют с основными структурными компонентами образа жизни, представляющими собой видоизмененные, обогащенные, дополненные рядом качественно новых свойств. Они, в свою очередь, создают базисную основу образа жизни молодежи, в которую включаются: психологический тип личности, культурный уровень, ценностно-мотивационный ориентир, самореализация, ориентация на эффективность и качество, творчество.
Социально- экономическая трансформация Татарстана обладает определенной спецификой и отличается от российского варианта сохранением максимальной преемственности между старыми политическими структурами и новыми. Далеко не последнюю роль в этом играет национальная культура, которая детерминирована действием социально- экономических факторов. В настоящий момент, как показывают результаты социологических исследований экономическая ситуация в целом благоприятна для молодых людей.
Реформирование образовательной деятельности отражает степень зрелости условий для развития образа жизни и профессиональной педагогической деятельности. Национальная культура, находясь под воздействием социально- экономических факторов, стимулирует развитие социально- профессиональных отношений через языковую форму.
Определение коррективы на личностном уровне учащегося вносит такой компонент национальной культуры как ценности, мотивация. Опыт Татарстана, как мощного субъекта РФ, позволяет получить от представителей разных этнических общностей, в первую очередь русских и татар, личностную установку на место и роль ценностей в трудовой деятельности.
В сложном комплексе разнообразных социально- правовых факторов, обуславливающих влияние национальной культуры на образ жизни молодежи, видное место занимают те изменения, которые происходят в административно- государственном управлении с развитием различных сфер и сторон жизнедеятельности людей. Как показывают результаты социологических исследований, среди факторов, оказывающих влияние на этот процесс, выделяется общая политическая ситуация в стране и республике. Подавляющее большинство ( 78.5%) респондентов считает, что реформирование государственного управления в Российской Федерации и Республике Татарстан, в частности введение институтов президентской власти, многопартийности, федерализация оказывают благотворное действие на развитие национальной культуры.
Следующий фактор - это инновации в области национально - культурных отношений, проведение которых стало возможным вследствие расширения поля политико- правовой и социально- экономической самостоятельности регионов. А именно: целенаправленные действия властей регионов, связанные с регенерацией этнонациональных и религиозных традиций, в первую очередь, так называемых титульных этнических общностей; введение двуязычия, демократические преобразования.
Национальная культура в сфере родственных ей социокультурных факторов оказывает значительное влияние на образ жизни учащейся молодежи, где наиболее существенными факторами выступают: образование, социокультурная обстановка, передача информации, инновационно- культурный потенциал, актуализация, факторы реальной практики.
Следует выделить систему педагогического образования, выступающую в роли фактора, дающего генеральную установку на формирование духовно зрелой интеллектуально продвинутой и, разумеется, вербально контактной личности с качественно новым образом жизни через новую социальную магистраль непрерывного обогащения национальной культуры. Следовательно, система образования, как социальный фактор, создающий опору для национальной культуры в обществе, открыт на всех уровнях. Первое – это ориентация на учащуюся молодежь нового гражданина Отечества, включенного в активную роль потребителя и посредника передачи основ национальной культуры. Второй уровень - непрерывное функционирование, развитие, обновление образовательного процесса. Третий уровень - доступность широкому общественному мнению во всех видах, правилах, формах, тенденциях, закономерностях, нормах. Сочетание и взаимопроникновение всех этих уровней позволяет национальной культуре глубже проникнуть в образ жизни молодежи через следующие образования: а) нормы и государственные стандарты взаимоотношений в системе образования Татарстана, РФ; б) совокупность учебных заведений образовательного конкретно- профессионального профиля, в которых целевая модель воспитания учащейся молодежи с опорой на ценности национальной культуры; в) набор целевых образовательных изданий, рубрик в средствах массовой информации, освещающих проблематику развития национальной культуры; г) функционально- ролевая модель организации образовательных процедур и ее реализация во всех звеньях системы ( уроки, лекции и т.д.).
Состояние субъективных факторов характеризует следующие индивидуальные установки носителей национальной культуры в своем образе жизни: самооценка, профессиональные способности, семейный уклад, ценностно- мотивационный потенциал, творчество, отношения, интеллект, норма поведения, инициатива и т.д. По оценкам респондентов, мотивация к использованию основ национальной культуры строится на желании узнать новое ( 49,1%), для внутренней гармонии ( 25,4%), для межнациональных контактов ( 47,2%), для обладания властью ( 7,6%), привычка ( 3,2%), общественная потребность ( 0,8%).
Следует выделить также группу факторов личностного порядка; социальный статус, семейное положение, наличие детей, вероисповедание, внешний облик, черты характера, которые дополняют картину влияния национальной культуры на образ жизни учащейся молодежи.
Социокультурная обстановка, инновационно- культурный потенциал как факторы характеризуют готовность сегодняшних реалий выделить национальную культуру в качестве духовной, нравственной производной педагогического образования.
Список использованных источников:
Греков Е.В. Формирование образовательной среды в поликультурном пространстве.- М.: Народное образование, 2004.- 158с.
Калимова А.В. Воспитание навыков толерантного поведения и сознания. - Екатеринбург, Слово, 2003.- 104с.
Парамонова Л.А. Базисная программа развития личности. - М.: Дидактика, 2005.- 204с.