Выступление на тему Организация работы с инофонами в поликультурном пространстве
Курсовая работа (выступление)
Нечаевой Надежды Николаевны,
слушателя курсов повышения квалификации для работников образования Санкт - Петербурга в рамках международного проекта «Сетевое взаимодействие по научно-педагогическому исследованию социального развития в условиях мультикультурной школы» на тему «Управление образовательным учреждением в условиях поликультурной образовательной среды»
Период обучения: с 28.10.2014 по 04.11.2014 (72часа).
Место проведения: Финляндия, Швеция, Дания.
ТЕМА
«Организация работы с инофонами в поликультурном пространстве
Санк-Петербурга и скандинавских стран».
Руководитель проекта:
Богатенкова Наталья Владимировна,
заведующий Центра международных
и региональных проектов СПб АППО
Санкт-Петербург
2014г.
В Красносельском районе всё чаще встаёт проблема обучения детей и взрослых, для которых русский язык не является родным. Это результат притока иностранных граждан, прежде всего, с постсоветского пространства.
За период с 1990 года, после отделения союзных республик, родилось новое поколение, которое не изучало русский язык. Но экономическая ситуация в этих странах привела к экономической эмиграции в Россию из бывших союзных республик. Дети, а часто и взрослые, плохо владеют или не владеют государственным русским языком (языком общения), что ограничивает их возможности адаптироваться в стране пребывания, взрослым - устроится на работу, детям - получать должное образование.
Всё чаще случается работать с обращениями граждан по вопросу обучения русскому языку и предлагать искать платные курсы или репетиторство. Продуманной системы решения данной проблемы в Санкт-Петербурге на сегодняшний день нет.
Как решается проблема обучения инофонов в Санкт-Петербурге на сегодняшний день.
Время от времени город выделяет средства на подготовительный курс изучения русского языка. В 2011 году в Красносельском районе были организованы курсы по изучению русского языка для инофонов -72 часа. Для взрослых – одна группа и две группы детские (обучено 75 человек), в 2014 году организовано обучение трёх групп детей- инофонов на базе школ № 290, 546, 399.
Образовательные учреждения (далее ОУ) Санкт- Петербурга могут использовать часы, выделенные на внеурочную деятельность, для организации обучения русскому языку групп инофонов. Главная проблема данных ОУ - это квалифицированные кадры, которые могли бы преподавать русский язык как иностранный. В системе дополнительного детского образования: домах и дворцах детского творчества – нет педагогических работников, которые бы могли преподавать данный предмет.
Проблему обучения взрослых так решить невозможно. Система дополнительного образования взрослых в районе представлена: ГБОУ ДППО ЦПКС Красносельского района Санкт-Петербурга “Научно-методический Центр” (далее –ИМЦ), колледжами, училищами, клубами по интересам. ИМЦ может принимать на обучение только работников подведомственных учреждений, и решает оно задачу повышения квалификации работников системы образования.
Училища, колледжи, клубы ориентированы на профессиональное образование.
Решение данной проблемы могли бы взять на себя муниципалитеты, используя внутренние резервы. Им придётся решать вопросы не только финансирования. У данных организаций нет обученных педагогических кадров и помещений для обучения, следовательно, работников надо нанимать, а помещения арендовать, но при этом, нет статьи соответствующего финансирования.
Для решения данной проблемы, прежде всего, необходима продуманная государственная стратегия в отношении данной проблемы. Отмахиваться, не замечать проблемы инофонов сообщество Санкт-Петербурга уже не может.
Количество детей - инофонов в классах за последние годы резко возросло (сейчас, это 5-6 человек в классе, то есть 20-30% от наполняемости класса в 20-30 человек), причем представителей разных языковых групп.
Никто не считал, каков процент взрослого населения, требующего дополнительного обучения.
Отрицательные ответы на запросы инофонов на адаптационное обучение приводят к возникновению напряженности в обществе, формированию у приезжих граждан чувства отсутствия толерантности в обществе, главной задачей которого является предоставление равных возможностей в получении образования для каждого гражданина страны (Конституции РФ).
Для организации системы обучения инофонов показателен опыт Скандинавских стран с которым мне привелось познакомиться.
В период с 28.10.2014 по 04.11.2014 СПб АППО организовало курсы повышения квалификации для работников образования Санкт - Петербурга в рамках международного проекта «Сетевое взаимодействие по научно-педагогическому исследованию социального развития в условиях мультикультурной школы» на тему «Управление образовательным учреждением в условиях поликультурной образовательной среды». Место проведения: Финляндия, Швеция, Дания.
Такого интереса и активности со стороны своих коллег к знакомству с системами обучения других стран я давно не замечала. Мы, буквально, высасывали информацию от своих зарубежных коллег. А после посещения образовательных учреждений, долго спорили, обсуждали, примеряли к себе.
Что мне понравилось: данные страны не отмахиваются от проблемы, а решают её. Можно спорить: хорошо они решают данную проблему, правильно или неправильно, но решают!
В каждой стране свои возможности и своё видение для её решения. Какие достоинства, на мой взгляд и недостатки, я наблюдала.
В Финляндии мы посетили центр обучения взрослых «Пальмения» в Хельсинки, аналог нашего СПб АППО, где познакомились с системой основного и дополнительного образования детей и взрослых. Пожалуй, это наиболее удачная на мой взгляд система образования.
Три ступени образования: детский сад, начальная школа, основное образование – должны успешно освоить все жители государства. Обучение безоченочное. По окончании обучения – итоговый тест (бальная система). Имеется пороговый бал, который дает возможность продолжить образование в колледже (главная цель которого, в зависимости от профиля, подготовить к профессии или к получению более высокой ступени образования).
Чтобы получить образование эмигранту, необходимо знать язык страны пребывания. Правительство Финляндии приняло решение обеспечить бесплатным подготовительным языковым образованием всех прибывающих в страну на ПМЖ (постоянное место жительства) вне зависимости от возраста с последующей сдачей экзамена. Существуют подготовительные классы для сдачи языкового экзамена трёх уровней: В-1, 2,3. Бесплатное обучение обеспечивается государством в течение трёх лет.
Экзамен первого уровня позволяет перевести ученика в обычный класс для освоения учебной программы по всем образовательным предметам, а взрослым - устроится на неквалифицированную работу и социализоваться в финском обществе. Экзамен можно сдавать по мере готовности к нему.
Всё дальнейшие шаги зависят от желания, обучающего. Никто никого не заставляет. В финском обществе четко прослеживается зависимость между трудоустройством и уровнем образования. При этом у каждого человека, если возникнет желание повысить свою квалификацию, есть такая возможность в разном возрасте.
Проблемы не посещать школу или плохо вести на занятиях в образовательных учреждениях Финляндии нет, так как применяются социальные взаимодействия (например, лишение социальных выплат). В Финляндии нет понятия «плохая дисциплина». Ребёнок на занятиях может заниматься и посторонними вещами (никто не ограничивает его свободу, его волеизъявление), но главное правило - не мешать учиться другим, не отвлекать остальных учеников. При этом, бремя ответственности за успехи в обучении ложиться на семью и ученика.
Учитель только учит. Государство доверяет своим педагогическим кадрам, при этом педагоги пишут большое количество отчетов, связанных с обучением и еженедельно обсуждают проблемы и успехи учеников в педагогических коллективах и оповещают работников муниципалитета о сделанных педагогами выводах.
Наряду с изучением финского языка, представители каждой этнической группы имеют возможность бесплатно изучать родной язык не менее двух часов в неделю через систему дополнительных занятий. При этом дети, освоившие финский язык, не стремятся изучать свой родной язык (не видят в этом необходимости), что приводит в отдельных случаях к конфликту поколений в семье.
Сами педагоги исключительно квалифицированы, владеют методикой работы с инофонами, четко знают свои задачи, все проблемы решают оперативно, постоянно повышают свою квалификацию, чаще всего на своих еженедельных методических объединениях (взаимообмен опытом), семинарах или дистанционно, используя возможности центра обучения взрослых «Пальмения».
Государство доверяет своим педагогическим кадрам и специального систематического повышения квалификации не требует. Педагоги сами определяют систематичность и объём своего повышения квалификации.
Они могут воспользоваться очной системой повышения квалификации: записаться и посещать курсы в Центре (в зависимости от возможностей центра, курсы могут быть платные или бесплатные). Курсы, как правило, оперативно-целевые (по проблеме).
Статус учителя в финском обществе очень высок, поэтому много педагогов - мужчин.
Система работы с инофонами в Швеции и Дании похожи. Для устройства на работу взрослым необходимо сдать языковой экзамен. Для этого существует система бесплатных годичных курсов при муниципалитетах. Детей принимают сразу в общеобразовательные школы, в которых в течение года они посещают языковой подготовительный класс и изучают только язык страны пребывания. По мере освоения языка их переводят в обычные классы, где в течение 3-х лет их сопровождают специально обученные тьюторы (наставники), которые помогают в выполнении домашних заданий, в основном разъясняя терминологию и контекст заданий.
Посетив обычную общеобразовательную школу в Роскильде (Стокгольм), я
не ожидала, что в общеобразовательных школах в Роскильде практически нет представителей этнических шведов, 100% учащихся - дети эмигрантов из разных стран, в основном из Центральной и Ю-З Азии (афганцы, турки, иракцы….), встречаются представители из России (Дагестан). В Дании процент инофонов доходит до 80%, но отличается от Швеции большим этническим разнообразием.
Система образования и работы с инофонами примерно такая же как в Финляндии, но нет такого активного участия государства в обучении. Государство отслеживает только процесс посещения учащимися ОУ силами муниципалитетов. Следовательно, слабее дисциплина и ниже результаты обучения.
Статус учителя в Дании и Швеции не так высок, как в финском обществе, учитель – не престижная профессия.
В Дании сильны учительские профсоюзы. Главным достижением своей деятельности они считают провозглашенную методическую свободу учителя и отсутствие ответственности за результаты обучения (это личное дело обучающихся и семьи).
Учителя на перемене не «дежурят», а отдыхают. После урока взрослых в коридоре не встретишь. Учителя, как правило, находятся в учительской, где обязательно есть кухня, шикарная кофе - машина, столики с удобными креслами. На любой перемене можно выпить бесплатный заварной кофе, который, наверное, укрепляет «нервы».
Учитель в Швеции самый терпеливый человек. Во время занятий ученики могут включать музыку, шуметь, мешать учителю и одноклассникам,- привести к порядку нарушителя можно только прося быть потише. Со стороны учителя не допускается повышение голоса, восклицательные или осуждающие поведение ученика замечания или высказывания.
Для того, чтобы уменьшить столпотворение и шум на переменах, уроки в шведских школах у одних учащихся совпадают с переменами других. Таким образом, когда ведётся урок, за дверью слышен постоянный гул отдыхающих на перемене. Это сильный отвлекающий фактор.
Объём материала и уровень сложности заданий во всех странах минимальный. При этом способные (продвинутые) учащиеся «сползают» на средний уровень (главный принцип европейской школы «всех учить одинаково, никого не выделяя»). Способным или усердным ученикам ОУ рекомендует переходить в частные платные школы, где уровень преподавания и дисциплина выше, при этом, субсидий на обучение государство не выделяет.
Все преподавание строится с опорой на жизненные ситуации, на то, с чем человек сталкивается постоянно в обычной жизни.
Кабинеты оснащены великолепно. Раздаточный материал на каждого ученика. В учительской стоит ксерокс, ризограф, нет проблем с распечатыванием материалов.
У меня создалось впечатление, что данная система образования устраивает европейцев прежде всего потому, что таким образом государство решает проблему трудоустройства на непривлекательные профессии.
Государственное образование обеспечивает успешную социализацию и возможность жить на уровне потребительской корзины. Каждый человек должен уметь писать, считать, заполнять многочисленные анкеты, обслуживать себя, выстраивать отношения с государственными службами и гражданами страны посредством общения и соответственно жить в соответствии со своим заработком.
Высшее образование получают единицы, но если получают, то это настоящий профессионализм, основанный на внутренней потребности, осознанном выборе и для его получения надо затратить огромные волевые усилия, что под силу не каждому.
Большое внимание уделяется сохранению родных языков у инофонов. Представители каждой этнической группы имеют возможность бесплатно изучать свой родной язык через систему дополнительных занятий в муниципальных округах, а также посещать занятия по интересам.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить что несмотря на внешние различия систем образования в Финляндии, Швеции и Дании, у них много общего в работе с инофонами.
Потоки эмигрантов у нас в Санкт-Петербурге и в целом миграции населения во всем мире будут только усиливаться. Чем скорее мы решим проблему языковой адаптации инофонов в Санкт-Петербурге, тем успешнее будет проходить ассимиляция приезжающего населения в наше общество.
Придумывать сверхъестественного ничего не надо. Для того, чтобы люди могли понимать друг друга, необходимо организовать курсы для инофонов, желательно с последующей сдачей квалификационного экзамена.
Для взрослых - при вечерних школах или других ОУ.
Для детей- подготовительные языковые классы при школах, где они в дальнейшем будут получать общее образование (возможно за счет часов внеурочной работы).
Организовать курсы повышения квалификации педагогических кадров по теме: «Преподавание русского языка как иностранного или второго языка обучения» на базе АППО или других языковых ВУЗов города. Методики в Санкт-Петербурге отработаны при обучении иностранных студентов.
Учебники или учебно-методические пособия (далее-УМК) - хорошо бы издать, в свете требований Закона об образовании, № 273-ФЗ, но можно использовать возможности интернета и множительной техники.
От Правительства Санкт-Петербурга или России, конечно, потребуются определённые затраты: на разработку программы адаптации инофонов, денежные субсидии на приобретение УМК и дополнительные ставки на обучение инофонов, ведь для результативной работы, классы должны быть с малой наполняемостью как на иностранном языке.
Школы Санкт-Петербурга скоро догонят по мультикультурности своих европейских собратьев, так не будем наступать на те же грабли, что и наши соседи.