Родные языки в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения и воспитания.
Родные языки в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения и воспитания
ФИО авторов: Круглова Л.В.
Должность: учитель немецкого языка
Наименование ОУ: МБОУ МСШ г Саяногорск
Родные языки в образовательном и поликультурном пространстве: современные стратегии и технологии обучения и воспитания.
В настоящее время в стране проходит процесс взаимопроникновения и взаимовлияния российской системы образования и международной системы образования. В российском образовании создаются разные модели образовательных систем в регионах, которые учитывают глобальные, региональные и этнокультурные особенности проживающих народов. Поликультурное образование в нашей республике является актуальной проблемой. Личности ребёнка уделяется серьезное внимание, она должна обладать межкультурной компетентностью, она формируется на трех культурах: родной этнической культуре, отечественной и иностранной, то есть современный молодой человек получает воспитание и развитие в поликультурном среде. Сейчас эта задача стала особенно значимой и актуальной.
Ее актуальность ярко выражена и обнаруживается в потере нравственных принципов поведения и всевозрастающем бескультурье населения. Конечно, люди, воспитанные на примерах великого подвига народа во время Великой Отечественной войны озабочены происходящим, и вспоминают многие общечеловеческие ценности.
Воспитание – формируется в социуме и имеет свои определенные направления. Ребенок получает воспитание в семье, детском саду , школе, в общении с друзьями, а так же через публикуемые СМИ, интернет ресурсы –все это составляющие социальной среды.
Социализация – это непрерывный процесс, в котором реализуется включенность ребенка в разные виды общественных отношений:
в учебе
в деятельности
в общении
Известно, что многообразие социальных отношений основано на достижениях культуры. Оно заложено в традициях, ценностных приоритетах. Результатом разнообразия социальных отношений, которые характеризуются образом жизни, миропониманием, значит культурой, явилось создание поликультурного социума.
В настоящее время наблюдаются различные подходы в поликультурном воспитания.
1Поликультурное воспитание - это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей [В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов].
С точки зрения авторов, поликультурное воспитание –это формирование уважительного отношения к другим культурам и развитие собственного интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности человека, которое подразумевает познание характерных особенностей различных культур. При этом осуществляется познание культурных ценностей и уникальности культурного разнообразия, принятие особенностей каждого человека. Итак, происходит признание ценности «другого». Это взаимодействие обеспечивает понимание и духовное обогащение участников диалога культур.
Значит, воспитание поликультурной личности является сложным процессом формирования качеств личности, находящихся во взаимосвязи.
Изучая идею поликультурности и обобщая существующий опыт, привлекают внимание труды выдающихся исследователей П. Ф. Каптерева, Н. А. Бердяева, К. К. Рериха,2 которые направлены на развитие ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности, внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию, взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отражается и на развитии всего человечества. [Смотри приложение (таблица №1)]
Учителя республики Хакасии, разрабатывая рабочие программы, планируют свою деятельность по поликультурному воспитанию обучающихся с учетом регионального компонента.
1http://www.studfiles.ru/preview/4164914/ «Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы» [В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова]
2http://www.jurnal.org/articles/2014/ped2.html «Феномен поликультурности, его идеи и принципы в образовательном пространстве современной России» [Звягинцева Елена Петровна, Валиахметова Людмила Васильевна]
3По мнению Е.В. Бондаревской, «поликультурность» означает создание различных культурных сред,
где осуществляется развитие личности, и где молодой человек приобретает опыт культуросообразного поведения и ему предлагается возможность культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей, обеспечивающих возможность мирного сосуществования представителей различных культур в условиях демократического общества.
Одной из таких этнических групп является народ Хакасии, который представляет не только язык, уникальную культуру, но и историю своего народа в составе великой русской и всемирной культуры.
4 Хакасия — край живописной, поистине русской природы, где степи в сочетании с красивейшими, целебными озерами лежат у подножия величественных заснеженных гор. В Хакасии есть все: необычайно красивая природа, чистейший воздух, ощущение легкости и свободы. Этот край больше похож на некое государство, сказочную страну… Описывать все красоты Хакасии можно часами…ее нужно видеть!
В рамках проекта в школе МБОУ МСШ г Саяногорска «Я в социуме» осуществляется постоянная работа, направленная на поликультурное воспитание обучающихся. Проведены следующие мероприятия:
Цикл бесед (Флаг, герб Хакасии);
национальные поэты, писатели художники Хакасии;
национальная культура(традиции,быт,обряды,праздники);
великие люди народа. (русского, хакасского…) ;
просмотр фильмов;
посещение национальных музеев- заповедников, национальных театров, посещение городских библиотек, книжных выставок;
посещение театрализованных представлений национальных праздников;
публикация статей о поездках по Хакасии в газету «Саянские ведомости»
14 марта 2014 года в Майнской средней школе состоялся " Республиканский семинар - практикум по иностранным языкам на тему " Хакасия - мой край родной, навеки я пленен тобой...", целью которого являются совершенствование профессионального мастерства педагога и ознакомление обучающихся МБОУ МСШ с этнокультурными ценностями Хакасии. Лозунгом мероприятия стали слова "Иностранный язык - один из важных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира".
3http://www.jurnal.org/articles/2014/ped2.html «Феномен поликультурности, его идеи и принципы в образовательном пространстве современной России» [Звягинцева Елена Петровна, Валиахметова Людмила Васильевна]
4http://www.liveinternet.ru/users/sajani/rubric/2125468 «Природа Хакасии. | Записи в рубрике Природа Хакасии»
Руководитель семинара-практикума Жукова Галина Петровна. и.о. директора ГБУ РХ «Центр молодежных инициатив» обратилась с приветственным словом к аудитории и рассказала о том, как молодежь успешно участвует в проектах, проводимых в Хакасии. Но главным объектом семинара, безусловно, была Хакасия. Семинар так и назывался " Хакасия - мой край родной, навеки я пленен тобой..." На семинаре, по словам гостей, было много интересного и познавательного , присутствующие узнали много интересного о месте, где они живут и встретились с представителем совета старейшин хакасского народа Кочелоровым Виктором Семеновичем.На семинаре было рассказано ведущими Глухих Софьей и Горшковым Денисом об истории происхождения флага и герба республики Хакасия, описана местность, сделаны акценты на самые красивые места, подчеркнуты исторические ценности, а также было рассказано об особенностях культуры хакасского народа , традициях и даже озвучены хакасские легенды. Участники семинара исполнили песни, посвященные родному краю. Завершением семинара стали слова" ... 5Когда мы произносим слово "Родина", перед нами раскрываются бескрайние просторы: леса, поля, горы... Родина начинается у дома, с березки, шумящей на ветру, с земли, заросшей травой . Будущее Родины - в наших руках. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Берегите свою Родину, берегите, как свою мать!" Завершением семинара явилась организация экскурсии в музей «Улуг Хуртуях Тас», который находится в аале Анхаков РХ.В рамках проекта «Я в социуме», прошло посещение музея «Улуг Хуртуях Тас». Интересный и содержательный рассказ экскурсовода о традициях, быте хакасского народа не оставил равнодушными школьников. Дети увидели подлинные экспонаты древних времен, попробовали блюда национальной кухни, участвовали в обряде поклонения. В завершении экскурсии ребятам представилась возможность посмотреть и потрогать предметы национальной культуры.
Глубокое впечатление произвело на детей каменное изваяние «Хуртуях Тас» (Матери-Матерей хакасского народа). Казалось, им не хотелось покидать стены музея. Дети подходили и подходили к экспонатам, снова и снова рассматривали и фотографировали их, а затем в память о поездке приобрели сувениры. Память о незабываемых впечатлениях воспитывает наших детей на добрых традициях. Именно эта нить связывает прошлое с настоящим. Именно она дает уверенность в завтрашнем дне.
5«СВЯТЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ». [Велико наше Отечество – Русская земля. Ю.Яковлев]Другим памятным событием явилась экскурсия майнских школьников в «Казановку»17 мая.
На этот раз объектом внимания майнцев стал Хакасский национальный музей-заповедник «Казановка». Ребята в сопровождении учителей проехали больше сотни километров и, как оказалось, не зря. Эмоции, выражаемые школьниками невозможно передать на словах. И, несмотря на то, что ученики не спали всю предыдущую ночь, после военно-патриотической игры "Зарница", все остались довольны поездкой. Музей-заповедник «Казановка» создан в 1996 году в Республике Хакасия, он отличается красивейшим ландшафтом от других сибирских музеев. По приезде нас очень приветливо встретили. Мы познакомились с экскурсоводом Леонидом Валентиновичем (очень интересный человек, историк и музеевед по образованию), который предложил три маршрута разных исторических эпох. Мы живем в уникальном районе, где удивительно сочетаются красоты природы и обилие памятников древности. 6Хакасия – край степей, гор, тайги, рек и озер. Здесь находятся десятки тысяч археологических памятников: древние поселения, крепости, города, наскальные рисунки, камни с петроглифами, каменные изваяния, курганы и захоронения различных эпох, памятники древнетюркской письменности. Мы отправились по назначенному маршруту, где узнали множество интересных вещей о хакасском народе и его культуре, увидели настоящие наскальные рисунки, выполненные, по словам экскурсовода, еще до нашей эры. На территории заповедника есть юрточный комплекс. Неподалеку от юрточного комплекса, в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник. Ах тас (белый камень).
Ах тас, который по легендам хакасов находится на этом месте уже несколько тысяч лет, считают целебным камнем, и ученые зафиксировали на этом месте излучения, положительно влияющие на здоровье человека и его состояние. Совершая несложный обряд, мы прикоснулись к истории, загадывали желания о мире, о счастье и хорошей сдаче экзаменов. Нами было услышано множество интереснейших легенд хакасов, мы побывали в настоящей хакасской юрте". Дальнейшее знакомство с фактами и исследование истории Хакасии нами продолжается.
Одним из наиболее интересных поликультурных проектов явился проект, реализованный учениками учителя английского языка Деревягиной И.А., результатом которого явились рекламные проспекты о национальных праздниках и обрядах Хакасии на английском языке для иностранных туристов.
6http://club-miry.ru/index.php?option=com_content&view=article&id [Хакасия. По следам древних цивилизаций на четырех..].
Для эффективного воздействия на духовное, нравственное развитие личности необходимо сформировать основу овладения обучающимися глубокими знаниями, фольклора, традиций и обрядов коренного населения Хакасии, при этом личность испытывала бы потребность в истинной культуре, ее ценностях.
С этой целью в МБОУ МСШ ежегодно проводятся недели иностранных языков на разные темы. С 01.04-05.04.16г в школе проведена неделя на тему
«С ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ МИР СТАНОВИТСЯ БОГАЧЕ, А ЖИЗНЬ ЯРЧЕ!», которая была направлена на формирование межкультурной компетенции обучающихся и способствовала становлению культуры межнационального общения и воспитанию поликультурной личности. Дети познакомились с историей проведения молодежных фестивалей.8Молодежные фестивали помогают наладить плодотворное сотрудничество общественных организаций в различных международных проектах и дать новый импульс развитию молодежной политики во всем мире. Предполагается, что в 2017 году в фестивале смогут принять участие не менее 30 тыс. делегатов из более чем 140 стран мира. Членами ВФДМ (Всемирная федерация демократической молодежи и студентов) являются порядка 160 молодежных организаций.
Цели фестиваля: реализация творческого потенциала молодежи, широкая поддержка деятельности школьных и студенческих творческих коллективов, клубов и объединений, повышение роли культуры и творчества во всестороннем и гармоничном развитии личности, популяризации хорового искусства, хореографии и художественно-эстетического творчества в молодёжной среде. Результатом этой деятельности в нашей школе планируется участие в молодежном проекте «Россия собирает молодежь». Одним из интересных мероприятий было успешное участие наших школьников в Межрегиональном лингвострановедческом мероприятии «Дни языков», которое было проведено институтом филологии и межкультурной коммуникации ХГУ им. Н.Ф. Катанова для студентов, учащихся и педагогов Республики Хакасия и юга Красноярского края. Участники этого мероприятия получили яркие впечатления и радость новых открытий.
В заключении хотелось бы отметить, что в педагогическом процессе важно создать условия, в которых ученик соотносит себя с другими культурами, при этом испытывает участие, стремление к сотрудничеству. Взаимодействие представителей различных культур в поликультурной образовательной среде способствует использованию в своей деятельности гуманных подходов.
Важно учителю научить молодое поколение уважать друг друга, сотрудничать и вместе строить мирное будущее.
8http://new.mirobr.ru/[Идея проведения форума нашла поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации (Письмо Минобрнауки России от 26.02.2016 г. № 09-324]
Приложение
1.Таблица
Историко-прогностический анализ идей поликультурности.
Исследователь, труд Основная идея Возможность современной трактовки
Я. А. Коменский «Пампедия» Посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обоснование необходимости развития пампедии - программы универсального воспитания всего человеческого рода Формирование умений жить в мире с другими, готовности выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей
А. Дистервег«Руководство к образованию немецких учителей» ПринципкультуросообразностиПринцип культуросообразностиП. Ф. КаптеревВзаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике, где особенности, обусловленные национальными ценностями, - язык, религия, быт. Усвоение родного языка - это приобщение не только к национальным духовным ценностям, но и общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир Стратегия развития ценностей в нескольких плоскостях: общечеловеческие ценности – национальные ценности – профессиональные ценности
Н. А. Бердяев Путь к общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание Внимание к национальным особенностям и традициям, их сохранению и развитию
К. К. Рерих Идея о «благодетельном синтезе», под которым понимается «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей Взаимодействие культур с позиции сотрудничества, что отразится и на развитии всего человечества
М. М. Бахтин Новые вопросы, встающие перед чужой культурой, каких она сама себе не ставила, поиск ответов на эти вопросы и новых смысловых глубин. Диалогическая встреча культур не приводит к сливанию, смешиванию, поскольку каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, взаимообогащаясь при этом Возможности культурообогащения и развития ценностей собственно национальной культуры
В. С. Библер «Школа диалога культур» Механизмом взаимовлияния личностей-культур выступает диалог, интерпретируемый как форма общения отдельных людей, способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе Развитие культуры мышления и нравственной культуры приводят к необходимости перехода от идеи «человека» к идее «человека культуры»
Л. С. ВыготскийИсточники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре Развитие ценностей личности в соответствии с развитием ценностей культуры