Статья здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Здоровье- это все,
но без здоровья - ни что.
Сократ.
Введение.
В соответствий с законом РФ» об образований» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификаций, увеличение физических и психологических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизаций.
По данным НИИ педиатрий:
14% детей практически здоровы;
50% детей имеют отклонение в развитий опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Таким образом, появилось острая проблема необходимости решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Влияние процесса обучения на состояние здоровья учащихся давно уже интересует специалистов. Еще в ХIХ веке, как за рубежом, так и в России «школьные» болезни стали предметом медико-педагогического анализа.
По данным Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 15% от состояния здравоохранения, на 15% от социально-экономических ситуаций и на 50% от образа жизни человека.
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человека. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут мало подвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяется многочасовым сидением у телевизора, компьютера.
Культура здоровья определяется как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности, учащихся на основе принятой ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровья. При всем этом нельзя забывать, что здоровье необходимо рассматривать в трех составляющих его компонентов: физического, психического и социального.
Здоровье- состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней.
Здоровье можно разделить на следующие компоненты:
1) духовно-нравственный - это иерархия жизненных ценностей.
2) личностный к нему можно отнести характеристику здоровья
- физическая активность человека
- рациональное сбалансированное питание
- полноценный отдых
- эмоциональная устойчивость
- удовлетворенность работой
- психофизическая удовлетворенность семейной ситуацией
- высокая медицинская активность
-отсутствие вредных привычек
- духовный конфликт
-материальная независимость
-активная жизненная позиция
3) интеллектуальное: знание, умение по способу сохранения здоровья.
4) эмоциональное: умение управлять своими эмоциями и адекватно реагировать на эмоций окружающих людей. Эмоциональная устойчивость человека.
5) репродуктивное: способность к воспроизводству.
6) физическое: физическая выносливость человека, физическое состояние, отсутствие болезней.
Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов и их адекватного реагирования на условия окружающей среды.
Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик как эмоционально-волевая, потребностно - мотивационная сфера, а также от развития самосознания личности и от осознания ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей и зависит от места и роли человека в системе межличностных отношений и от нравственного здоровья социума в целом.
Здоровый образ жизни - это здоровье человека, отражающее его определенную жизненную позицию. Направленную на сохранения здоровья и базирующую на выполнений правил личной гигиены.
В школе есть определенные факторы риска:
1. Стрессовая педагогическая тактика (психологическая пощечина, авторитарный стиль общения)
2. Интенсификация учебного процесса (нервная перегрузка ребенка)
3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника.
4. Нерациональная организация учебного процесса.
5. Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны здоровья.
6. Отсутствие системы работы в школе по формированию ценностей здоровья и здоровому образу жизни.
7. Несоответствие санитарно-гигиеническим требованиям среды образовательных учреждений.
Зачастую брошенная фраза может нарушить образовательный процесс.
Реплики и высказывания учителя, создающие барьеры в разговоре.
Характер реплик и
высказываний примеры
Приказ, указание, команда Повтори еще раз.
Не говори со мной таким тоном.
Смотри мне в глаза. Подними голову
Вынь руки из кармана.
Я все понял.
Выброси эту дрянь из головы.
Категорическое суждение Это плохо. То, что сделал, глупо (ужаснобезобразно и т.п.) Это ложь.
поучение Ты сделал неверно. Нужно было так-то…
Я предупреждала тебя, что этим все
Кончится.
В вашем возрасте нам это и не снилось.
В ваши годы я уже…
Вам бы нашу жизнь…
Выяснение, допрос И кто тебя надоумил?
Опять выкинул номер?
Ну что, опять?
И что же ты вытворишь в следующий раз?
Осуждение, обвинение Это все что ты хотел сказать?
И только в этом твоя вина?
А в другом все прекрасно?
Подозрение, недоверие Когда же это было? Докажи.
Что-то напомню такого, не было этого.
Предупреждение, угроза Еще раз повторится, вызываю отца
(напишу родителям, иду к директору…)
Вынесение своего рода
приговора Больше не верю тебе. Это предел.
Это невозможно. Не хочу иметь с тобой
Дела.
Ты лжец (вор, отпетый человек…)
Реплики и высказывания учителя на уроках, их функции.
Функции реплик и высказываний Влияние на процесс общения Примеры реплик и высказываний
контакта оптимизирующее Давайте подумаем, попробуем порассуждать, попытаемся обсудить, надо подумать....
Стимулирующие
высказывания
учащихся.
Регулирующие их
мыслительную
активность оптимизирующее Вы на верном пути, очень интересная мысль (идея), в этом что-то есть; очень точно сказано, совсем неожиданно; это стоило бы развернуть, верно, хотелось бы конкретизации, вы с этим согласны?, ваше представление иное?, отлично!, удивительно придуманоОтражающие позицию учителя по отношению к учащемуся -симпатия, озабоченность оптимизирующее Попытайтесь еще раз, соберись, сосредоточься, есть время подумать, надо внимательно посмотреть
-безразличие Нейтральное, тормозящее Ну что, ничего не сделал? так и думала, этого следовало ожидать
- неприязнь, раздражение тормозящее Опять безобразное оформление! ты опять не понял! Сколько раз тебе можно повторять! ты скоро кончишь возиться?
Прямые требования Нейтральное, тормозящее Смотри сюда! Что ты делаешь? Сотри! Сокращай! Пиши!
Реплики
дисциплинарного
характера Разговор! Тише! Убери пальцы! Не смотри в окно! Чем ты там занят? Смотри на меня! Сядь прямо!
Прямые критические Ничего не знаешь! И откуда ты такой взялся! Кошмарный ученик! Ужас!
Негативные оценки-суждения Ужасный класс! Что с вами делать, как работать? Как с вами разговаривать? Все очень плохо. Не хочу иметь с вами дела.
Высказывания-повторы: -направляющие
формулировки
учащихся Оптимальное, нейтральное -повторяющиеся
высказывания
учащихся Нейтральное, тормозящее Высказывания и реплики, связанные с вмешательством в речь учащихся -стимулирующее Оптимальное, нейтральное Еще примеры, прокомментируй положение
комментирующее Нейтральное, тормозящее 10 секретов здоровьесберегающей педагогики.
Секрет доброты. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро».
Секрет успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих). «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей (в развитие персонала, как говорят на Западе) - самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности и умения заботиться о собственном здоровье - духовном и телесном.
Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом со стороны.
Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов. Методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. 7. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикациях материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационно и энергетически.
Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года, научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых курирующих школу, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!)
Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.
Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, чтоделается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания,одухотворенном воплощении их на благо людей. Но, главное, что задает движению к целинужное направление, освещает настоящее дело, являясь критерием его ценности, - это любовь,тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созиданияс предвкушением обязательного успеха.
Одним из основных этапов здоровьесбережения является урок.
Урок - является центральным звеном классно-урочной системы.
Урок - логически законченный, целостный элемент, учебно-воспитательного процесса, в котором в сложном взаимодействий представлены цель, содержание, средства и методы.При составлений плана урока необходимо учитывать возрастные особенности детей, здоровьесберегающие технологий. Анализ урока с позиций здоровьесбережения.
Обстановка и гигиена условий в классе (температура, свежесть воздуха, освещение и т.д.)
Количество видов учебной деятельности (4-7 видов за урок)
Количество видов преподавания (не ниже 3)
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизаций инициативы творческого самовыражения учащихся.
Место и длительность применения ТСО
Наблюдение за позой учащихся, их посадкой.
Оздоровительные моменты на уроке.
Наличие в содержательной части урока вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
Наличие мотиваций деятельности учащихся на уроке.
Психологический климат на уроке.
Наличие на уроке эмоциональной разрядки.
Подведение итогов уроков.
Определение наступления утомляемости учащихся.
Темп окончания урока.
Урок-главное поле реализаций здоровосберегающих технологий и проверка педагогической компетентности педагога.
При подготовке к уроку мы должны учитывать все аспекты.
Уровень развития детей. Психологический климат в классе. Уровень знаний детей и т.д.
Список использованной литературы.
Е.В. Советова. « Оздоровительные технологий в школе». Ростов-на-Дону. »феникс» 2006г.
Л.С.Наговкина. Валеологические основы педагогической деятельности.
Издательство КАРО Санкт-Петербург 2005г.
О.В.Дыбина. Ознакомление школьников с секретами кухни.
Москва. Сфера 2003г.
В.Д.Симоненко. Технология. Москва «Вентана-Граф» 1998г.