Статья Здоровьесберегающие технологии в учебно-образовательном процессе


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Грачева Жанна Петровна
учитель химии и биологии I квалификационной категории
МКОУ «Бороздиновская СОШ»
Новохоперского муниципального района
Воронежской области
Здоровье человека – достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, которая в XXI веке становится самой главной. Состояние здоровья российских школьников беспокоит специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с состоянием их сверстников двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека. Если мы будем на личном примере демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется и тот, кто скажет, что без духовного здоровья не может быть здорового тела.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является школа, в которой он проводит более 70% своего времени. Но в этот же период происходит наиболее интенсивный рост и развитие ребенка, формирование его здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушения здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний. Исследования ИВФ РАО позволяют расставить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
наследственность;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
круг общения;
вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни;
внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований в организации учебного процесса;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют: комплексно и системно, длительно и непрерывно.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому учителю необходимо найти резервы в собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в образовательном процессе и в повседневной жизни.
Описанием здоровьесберегающих технологий занимаются многие исследователи, но все они сходятся в мнении о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Эта система включает в себя:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения и воспитания);
рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
мониторинг состояния здоровья учащихся;
коррекцию образовательной технологии в процессе реализации.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
(по материалам проф. Н.К. Смирнова)
«Не навреди!» − все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность – работу проводят не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех – акцент делают только на хорошем; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают его недостатки.
Активность – активное включение (любой процесс снижает риск переутомления).
Ответственность за свое здоровье – надо стараться сформировать у каждого ребенка ответственность за свое здоровье – только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Правила организации урока на основе принципов здоровьесбереженияПравильная организация урока
Необходимо учитывать все критерии здоровьесбережения на рациональном уровне.
Главная цель учителя – научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно короткое время.
Учитель может добиться интереса к учебе разными способами:
за счет формы подачи материала, который надо сделать более привлекательным;
за счет личностных качеств учителя;
вызывая взаимный интерес, который подавляет утомление.
Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга (распределением психических функций между полушариями). Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим.
Для левополушарных людей характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению. На уроке им необходимы: ясные и четкие инструкции, линейное изложение информации (от части к целому), неоднократное повторение, проверка выполнения задания, тишина.
У правополушарных людей развито конкретно-образное мышление и воображение. Им необходимы на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному, задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.
У равнополушарных людей отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Зная эти характеристики детей педагог будет излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, тем самым облегчая процесс его запоминания.
Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои подъемы и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности
С точки зрения здоровьесбережения при организации урока выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минуты – 80%, 25-35-я минуты – 60-40%, 35-40-я минуты – 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно соблюдаются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
окончание четверти, учебного года, недели;
возникает ежедневно к 3-4-му уроку;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время уроков. С одной стороны, так решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Учащиеся входят в класс не со страхом получить оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и как следствие – к более высоким результатам.
ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, их возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Критерии здоровьесбережения на уроке
Обстановка и гигиенические условия в классе – температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Количество видов учебной деятельности – виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Количество видов преподавания – виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
Чередование видов преподавания
Наличие и место методов, способствующих активизации мыслительной деятельности – метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя; деловая игра, дискуссия) − методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.Место и длительность применения ТСО – умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза учащегося, смена позы – правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления – физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке – внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке – взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность; учет возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).Эмоциональные разрядки на уроке – шутки, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.Темп окончания урока.
Наблюдение за возрастанием двигательных или пассивных отвлечений на уроке позволяет учителю определить момент утомления и снижения учебной активности.
РАЗНООБРАЗНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГАМИ И ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Личностно-ориентированные (антропометрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в природный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
Педагогику сотрудничества (ПС) можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС, - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путем наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В.В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным, основное внимание которой обращено на учащихся начальной школы.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М.Ю. Громовым и Н.К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии.
Также можно выделить технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
При этом перед учителем встают новые задачи:
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность;
создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности:
создание в ходе урока положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько эффективно решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, соответсвующие следующим критериям:
однозначное и строгое определение целей обучения;
отбор и структура содержания;
оптимальная организация учебного процесса;
методы, приемы и средства обучения;
реальный уровень квалификации учителя;
объективные методы оценки результатов обучения.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея.
На сегодняшний день очень важно включать вопросы здоровья в изучение различных учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, тем самым приучая школьника постоянно заботиться о своем здоровье.
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
Для предупреждения утомления и усталости учащихся:
применяют дидактические игры, физкультминутки; искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников; групповую и парную работу;
используют эмоциональную передачу содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;
планируют смену вида занятий: через каждые 7-10 мин дают задания, развивающие воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо:
следить за тем, как рассажены учащиеся;
проводить психофизические паузы, физкультминутки, зарядку для глаз;
использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках:
используют видеоматериалы, средства ИКТ;
обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;
разрабатывают комплекты учебных пособий и карточек, материалов с разноуровневыми заданиями;
учитывают интенсивность и длительность самостоятельной работы;
составляют таблицы оценки трудности уроков;
определяют мотивационные линии урока.
С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке; на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся избегать в собственном поведении отрицательных эмоций успеха на уроке для себя и для учащихся. Для создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешают при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради.
Решаю проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо:
соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с нормами СанПиНа;
обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения; корректировать освещения в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
Формируя у учащихся знания о здоровье, нужно включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Значительную часть работы по укреплению здоровья учащихся должны проводить во внеурочное время. Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.