Методическая разработка по здоровьесбережению ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе


«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» 12.03.2015г.
Воспитатель: Химишева Сулимет ТасимовнаЗдоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:
- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
-тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время.
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
-валеологического просвещения родителей
-здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий.
1.Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
2.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
3.Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
4.Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
5.Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
6.Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
-различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
-комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по дорожкам здоровья, профилактика плоскостопия; хождение босиком, топтание в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
-физкультурные занятия всех типов;
-оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
-организация рационального питания;
-медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
- соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
- комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.
2.Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ГДОУ.
3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.
5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.
6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы.
7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
-Прогулки- походы;
-Спортивные досуги;
- Спортивные развлечения;
-Беседы по валеологии;
-Закаливание КГН;
-Спортивные праздники;
- Неделя Здоровья;
- Соревнования;
Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения
СтретчингНе раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю со среднего возраста в физкультурном зале. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр.
Релаксация В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную музыку, звуки природы.
Гимнастика утренняя Ежедневно, утром, перед завтраком во всех группах. В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др.
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5- 10 мин во всех группах. Различные варианты проведения .ЛФК 2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача. Комплексы упражнений, коррегирующих осанку, свод стоп.
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном зале Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний- 20-25 мин, старший возраст – 25-30 мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.
СамомассажВ зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы с детьми старшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Информация для детей по теме «Здоровье» Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач. Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ .-технологии профилактики заболеваний,
-углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
- коррекция возникающих функциональных отклонений,
-отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
- реабилитация соматического состояния здоровья,
-противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
-витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
-санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2.Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3.Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
6.Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
МО «Кошехабльский район» Детский сад №4 а.БлечепсинМуниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по теме «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования
«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ»
Номинация: «Лучшая методическая разработка по здоровьесбережению ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования»
Химишева Сулимет ТасимовнаВоспитатель МБДОУ №4