Доклад на педсовет Тема: «Использование проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе начальной школы»


Доклад на педсовет учителя нач.классов Байкиной Е.В.
Тема: «Использование проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе начальной школы»
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий в начальной школе ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. 
 Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. 
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Как метод обучения учебный проект эффективен, так как он ориентирован на достижение целей самих учащихся, дает ученикам опыт деятельности, формирует невероятно большое количество умений и навыков. Процесс работы над учебным проектом направлен на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта), что позволяет научить школьников проектированию, которое помогает решать различные проблемы. Сегодня, ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся т.е. «учит учиться».
Проектно - исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность младшим школьникам попробовать свои силы и возможности, приложить свои знания, и показать достигнутый результат.
Но полноценная проектно - исследовательская деятельность,  чтобы  не  говорили,  еще    трудна для младших школьников. Прообразом такой деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.                      
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения. Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.
На основе  первого опыта ученикам предлагается  заняться подготовкой заинтересовавших их проектов так, например, в 1 классе по теме «Моя любимая буква», можно предложить несложное, но очень интересное творческое задание:   
Сделать буквы из различных материалов.
По окружающему миру  по теме «Комнатные растения» ребята могут рассказать о комнатных цветах, используя  фотографии , а так же оформить  выставку рисунков. Второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.
Ребят моего класса заинтересовал проект во втором  классе, который предполагал исследовательскую работу по теме «Растения». В классе ребята посадили лук. Поливали его и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. . Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи”. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). . Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. Дети больше склонны к запоминанию фактического материала. В начальной школе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Во внеурочное время к празднику 8 Марта ребята во втором классе готовили исследовательский проект о своей маме. (Слайд дети с рис мама) Целью проекта было, как можно больше узнать о своей маме и рассказать об этом на утреннике. Задачи проекта : изучить характер мамы, её увлечения, узнать о студенческих годах, её юности, рассмотреть глаза и руки , узнать о её мечте и убедить всех одноклассников в том, что моя мама лучше всех. (Слайды В результате остались довольны и мамы и дети.
Я хочу сказать, что результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Буклет, спектакль, стенгазета, игрушка и т.д.
Без родителей и учителя ребята начальной школы не могут обойтись.  Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа.  Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
В виде защиты наиболее интересного проекта, выполненного совместно с родителями , запомнился проект – игрушка для Деда Мороза. Были сделаны своими руками и отправлены новогодние игрушки на республиканский конкурс  «Подарок для Деда Мороза». Чугунова Ольга стала призёром  конкурса в номинации «Вышивка» (Слайд № )  
Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
Познавательные проекты, такие, как, «Достопримечательности города Ковылкино», «Мой любимый город Ковылкино», «Как я училась кулинарии» выполнены детьми совместно с родителями. 
Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.
Использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Исследовательский проект «Покормите птиц зимой!» был значимым для ребят. Участниками данного проекта были учитель, дети и родители. Вид проекта информационно- творческий, коллективный. (Слайды с кормушками)
Была поставлена цель проекта:
Знакомство  с зимующими птицами нашего края, изучение их образа жизни и поведения. Развитие познавательного интереса к родной природе, вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой от холода и голода
Задачи проекта:
-Актуализация знаний детей о зимующих птицах; расширение кругозора по  теме  через прочтение рассказов В.В.Бианки;
-Изготовление кормушек;  проведение акции  «Покормите птиц зимой»;
-Развитие читательских умений, способности детей к наблюдению за поведением и питанием зимующих птиц; способствование развитию положительной учебной мотивации;
-Привитие интереса к чтению книг о природе
На первом этапе было:
1.Объявить акцию в классе «Покормите птиц зимой», которая включает в себя конкурс на лучшую кормушку;
2.Собрать  информацию о зимующих птицах в разных источниках: в интернете, в книгах и написать сообщения о них;
3.  Рассматривать  иллюстрации  зимующих птиц;
4. Читать  произведения о птицах;
5.Провести беседу «Птицы зимой».
II этап-основной(практический)
1.Заготовка корма для птиц
2.Изготовление кормушек
3..Выпуск экологической газеты «Птицы на кормушке».
4. Игра- инсценировка «Узнай птицу!»
5.Игра- диалог «Чем питаются зимующие птицы?»
6.Создание копилки загадок о птицах.
7.Подкормка и наблюдение за птицами
8.Выставка детских рисунков по теме
Цели и задачи проекта были выполнены.
Заключительным этапом проекта стало:
-участие в республиканском конкурсе кормушек «Покормите птиц зимой!», грамота за участие от ГБОУРМДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» (Слайд ) и победитель республиканского конкурса, проходившего в ФГБУ «Мордовский государственный природный заповедник имени П.Г.Смидовича», Смирнов Владимир, был награждён грамотой , медалью и именной кружкой( Слайды № грамота и фото со мной Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащимися:
мотивация;
выбор направлений исследований;
постановка задачи;
фиксация и предварительная обработка данных;
обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
оформление результатов работы;
грамотное представление исследовательской работы.
Удачным был исследовательский проект песни военных лет «В землянке». Ребята узнали много интересного об истории рождения песни, о жизни авторов песни, о жизни песни в годы войны, о её первой публикации, что памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке". Увидеть его можно в деревне Кашино Истринского района Московской области.
С этим проектом ребята выступили на второй республиканской научно-практической конференции школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее», а также приняли участие в конкурсе инсценированной песни, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проходившем в нашей гимназии №1 (Слайд сертификат и грамота) и заняли 3 место по начальной школе. Работа эта имеет большое практическое значение в плане патриотического воспитания.
В этом году в классе была проведена научно-исследовательская работа «Берегите зрение!»
Актуальность: ухудшается зрение детей
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Цель исследования: изучить вопросы о том, отчего снижается острота зрения и как сохранить зрение, здоровье глаз.
Задачи:
1Изучить литературу по теме.
2.Выяснить причины ухудшения зрения.
3.Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
Объект моего исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Методы исследования:
1 Подбор и анализ литературы.
2 Беседа.
3 Практические опыты.
4 Анкетирование.
Формы работы: подготовка материала, выступление с результатами исследования на классном часе.
Исследование.
Первое, с чего была начата работу – это изучение научной литературы по данным вопросам.
1.Строение глаза
2.Причины ухудшения зрения
3.Анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса
На основе полученных результатов мы решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
В помощь к беседе мы взяли материал у школьного врача о результатах проверки зрения.
Далее ребятам были рассказаны правила бережного отношения к зрению.
Даны специальные упражнение для укрепления мышц глаз.Каковы же результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся? В данном случае имеется, по крайней мере, два результата. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:
одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);
есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
процесс обучения приближен к реальной жизни;
развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
Исследовательская деятельность способствует формированию:
личностных УУД
адекватная самооценка;
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
регулятивных УУД:
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
коммуникативных УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Сегодня проектно-исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Проектная  деятельность  младших  школьников  закладывает  основы  развития  проектирования  в  основной  школе. Использование элементов исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.  
В заключение хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.

 купить