Доклад к педагогическому совету Новые воспитательные технологии в современной школе


Роль новых воспитательных технологий в современной школе.
доклад к педсовету
Андреева Ю.А.
В законе «Об образовании» говорится, что образование – это единый, целостный процесс воспитания и обучения. Более того, воспитание в настоящее время принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования России.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который включает в себя не только требования к академическим знаниям и умениям обучающихся, но и к личностным результатам. Они включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. На основе стандарта в школе разработана адаптированная основная общеобразовательная программа, реализация которой невозможна без новых идей, подходов, современных технологий. Применение в работе современных педагогических технологий повышает эффективность и результативность учебного и воспитательного процессов.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология».
И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука.
В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология множество, на основании которых можно сделать вывод. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий отдельно можно выделить воспитательные технологии.
 Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:
ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);
исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),
контроля и корректировки.
В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования  для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.
Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.
Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств:
Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.
С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.
В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех педагогов этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Идея технологизации педагогических процессов состоит в том, чтобы сделать их управляемыми: чтобы учиться не «чему-нибудь и как-нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, педагог любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической разработки, учебных материалов, определяющих его действия от целей до оценки результатов. С другой стороны, наличие людей, человеческого фактора в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники технологии говорят, что обучение, тем более воспитание невозможно без личности, отношений, эмоций. Это действительно так. Очевидно, наука будет искать разрешения противоречия между технологизацией и личностью в воспитательном  процессе.

А пока рассмотрим структуру и основные признаки «воспитательной технологии».
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
ЦелеполаганиеПроектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Основные признаки технологии:
Во-первых, технология определяется как деятельность, деятельность учителя и учащихся,
во-вторых, эта деятельность обязательно опирается на педагогические законы и закономерности,
в-третьих, обучающая и учебная деятельность предварительно тщательно проектируются,
в-четвертых, она дает гарантированно высокий результат.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей
Принципы осуществления воспитательной технологии.
Учет уровня воспитанности (знание особенностей ученика и уровня воспитанности на данный момент жизни)
Принцип меры («не переиграть», мера доли эмоционального и рационального в воспитательном воздействии)
Принцип оригинальности и новизны воздействия (профессиональный рост, мастерство педагога, использование новых форм)
Принцип компенсаторности (возможность возмещения недостающего у педагога качества или умения)
 Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. 
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. 
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
 Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
К числу современных воспитательных технологий можно отнести следущие:
здоровьесберегающая технология;
технология проектной деятельности (социального проектирования);
информационно-коммуникационная технология;
игровая технология;
арт – технология;
технология КТД;
технология личностно-ориентированного воспитания;
технология педагогики сотрудничества;
технология проблемного воспитания;
технология педагогического разрешения конфликта и др.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
Содержательная (предметная) деятельность
Завершение
Проекция на будущее
Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным.
 Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Личностно-ориентированная  технология:
Задачи Формы организации
1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.
2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3.Приоритет личностных отношений.
4.Индивидуальный подход к воспитанникам. 1.Игры, занятия, спортивные досуги.
2.Упражнения, наблюдения,экспериментальная деятельность.
3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
О других воспитательных технологиях, применяемых в школе , а также о технологиях, которые могли бы, но еще недостаточно изучены, и поэтому применяются мало, расскажут учителя школы.
Я в заключении отмечу, что педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, становиться мастером своего дела.