Метод проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности в начальной школе


Метод проектов на уроках технологии и во внеурочной деятельности в начальной школе.(из опыта работы)
Учитель технологии
Крисько Мария Михайловна
1 кв. категория
1
Декабрь
2014 год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическая часть
Задачи и цели проектного обучения
Основные требования к использованию проектных технологий
Классификация учебных проектов
Этапы реализации творческого проекта по технологии
Результаты проектной деятельности
Критерии оценивания проектной деятельности
Заключение
Приложение
Творческие проекты по технологии
Проект «Барыня-сударыня»
Проект «Подарок маме»
Интегрированный урок математика + технология с элементами проектирования 2 класс. Тема: Решение задач на деление и умножение. Изготовление подарочной коробочки по развертке.
Мини-проект. Цветок легенда. Оригами.
Урок проект «Убранство избы»
Аннотация.
Данная брошюра имеет практико-ориентированную направленность и адресована педагогическим работникам, планирующим и организующим проектную деятельность в начальной школе на уроках технологии и во внеурочное время.
В брошюре кратко изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность, а также предоставлены конспекты интегрированных уроков с элементами проектирования и проекты, выполненные на уроках технологии во внеурочное время. ВВЕДЕНИЕ
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
 «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта предполагает:
связь обучения с жизнью;
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
развития умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.
В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Применение метода проектов способствует реализации дидактических функций.
Образовательная функция подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функции состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, в выработке навыков разумного риска и др. Проектная деятельность обучающихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний.
Главное – увлечь детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учениками. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, он носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Проектная деятельность позволяет активно развивать у обучающихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами и материалами, конструкциями, технологическими системами. У обучающихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
К основным требованиями к использованию проектных технологий можно отнести: Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформление конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Общие подходы к структурированию проектов:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учениками с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика.
Проект, как правило, состоит из двух основных частей: сам проект и его презентация. Умение представить свой продукт является очень важной составляющей работы. Поэтому продумывать презентацию нужно одновременно с разработкой идеи проекта. Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы.
Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.
Обучение происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т.д.).
Надо помнить, что в ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий следует развивать его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, нужно учить подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.
Все проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
По технологической направленности.
По предмету труда: человек – человек; человек – природа; человек – техника; человек – художественный образ; человек – знаковая система.По сфере применения: школа, семья,досуг.
По интересам:познавательные, экологические, коммерческие,игровые, научные.
По преобладающим технологическим процессам: архаичные (ручные технологии преобразования сырья); традиционные (машинные технологии преобразования сырья), инновационные.
По материальному воплощению: интеллектуальные, сервисные, информационные, комплексные.
По методической направленности.
По характеру деятельности:
Проект практической направленности (например, изготовление салфетниц для школьной столовой).
Исследовательский проект (сравнение орнаментов в искусстве разных народов).
Информационный проект (история какого-либо вида рукоделия, ремесла, промысла, материала).
Творческий проект (создание панно в какой-либо технике).
По продолжительности выполнения:
Мини-проекты (один урок или часть урока);
Краткосрочные проекты (4—6 уроков);
Долгосрочные проекты (четверть, триместр или полугодие).
По организации:
Индивидуальные.
Звеньевые.
Групповые.
Школьные.
Межшкольные.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Известно, что метод творческих проектов – это способ обучения проектной деятельности, которая включает в себя этапа работы. Исследователь Н.В. Матяш выделил три основных этапа: организационно-подготовительный, технологический и обобщающий. Я в своей работе над проектами применяю данные этапы так как, на каждом этапе используются определенные методы обучения.
Этапы выполнения творческого проекта
№ п.пНазвание этапа Содержание этапа
Организационно-подготовительный
1. Поиск проблемы Обучающиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания.
2. Осознание проблемной области Обучающиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную.Учитель выступает в роли консультанта.
3. Выявление конкретной потребности. Первое мини–исследование. Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников (книги, журналы, газеты, телеинформацию, справочники, Интернет), обучающиеся исследуют потребности в определенных изделиях и услугах, проводят мини-исследование.
Учитель – наблюдатель, консультант, советчик.
4. Установление основных параметров и ограничений. Обучающиеся определяют основные параметры (размеры, функции) и ограничения предполагаемого изделия.
Учитель делает уточнения.
5. Определение конкретной задачи и ее формулировка Обучающиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировку.
6. Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование. Обучающиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.
Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.
7. Построение «звездочки обдумывания». Третье мини-исследование. Обучающиеся на листе составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн.
учитель проверяет, уточняет, советует.
8. Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование. Обучающиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.
9. Анализ и синтез идеи. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование. Обучающиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с его описанием.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.
10. Выбор материала. Построение «звездочки обдумывания». Обучающиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.
Учитель консультирует, обобщает.
11. Выбор инструмента, оборудования. Обучающиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.
Учитель консультирует, обобщает.
12. Разработка технологического процесса. Обучающиеся выбирают и анализирует рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.
13. Организация рабочего места. Обучающиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость помещения в соответствии с санитарными нормами.
Учитель оказывает помощь.
14. Контроль качества Обучающиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.
Учитель проверяет, обобщает результаты.
Технологический этап
15. Выполнение технологических операций. Обучающиеся подбирают режимы обработки, осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, последовательность сборки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места.
Обобщающий этап.
16. Коррекция Обучающиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты.
17. Контроль, испытание. Обучающиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров изделия.
Учитель наблюдает, консультирует.
18. Записки, реклама. Обучающиеся готовят рекламу, предлагают способы реализации изделия.
19. Оформление Обучающиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.
Учитель помогает, консультирует.
20. Самооценка Обучающиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты.
21. Защита проекта Обучающиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.
Учитель слушает и участвует в оценке проекта.
Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие следующих умений у обучающихся:
Информационные:
самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
структурировать информацию;
сохранять информацию.
Коммуникативные:
сотрудничать в процессе деятельности;
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь;
уметь выходить из конфликтных ситуаций и вовремя предотвращать их.
Исследовательские:
уметь генерировать идеи;
выбирать лучшее решение.
Менеджерские:
уметь проектировать процесс;
планировать деятельность – время, ресурсы;
принимать решения;
распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Рефлексивные:
уметь отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Оценочные:
оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Презентационные:
выступать перед аудиторией;
отвечать на незапланированные вопросы;
использовать различные средства наглядности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта до подведения итогов).
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результатов работы. В ходе презентации ученик не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку учеником всей проделанной им работы и приобретенного ее в ходе опыта.
По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение - способ обучения, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. При этом ученик, являясь полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи и творчески их достигает.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:
Альбом, газета, гербарий.
Макет, модель, сувенир.
Реферат.
Журнал, книжка-раскладушка.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, вид рекламы;
При защите своего проекта обучающийся учится убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывает свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижение идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качество изделия и его защиты.
Выполненный проект может оцениваться тремя экспертами: самим обучающимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, будут выставляться три оценки и высчитываться среднеарифметическая величина.
Критерии оценивания творческого проекта
№ п.пКритерий Оценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проекта (С) Итоговая оценка Д=(А+В+С):3
1. Соответствие содержания доклада о проделанной работе 2. Умение объяснять основу проекта, самостоятельность его выполнения 3. Качество проектного изделия 4. Практическое использование проектного изделия 5. Качество записей и наглядных материалов 6. Использование знаний из других наук и учебных предметов 7. Ответы на вопросы 8. Полнота знаний по трудовому обучению 9. Оригинальность решения проекта 10. Культура речи Итого: В таблицу преподавателем, одноклассниками и автором выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10). Оценка «отлично» может быть поставлена, если набрано от 85 до 100 баллов, «хорошо» - от 70 до 84 баллов, «удовлетворительно» - от 69 до 45 баллов. Если набрано менее 45 баллов, выставляется оценка «неудовлетворительно».
При оценивании проектной деятельности я использую следующие критерии:
Качество доклада;
Композиция, полнота представления работы, подходов, результатов;
Его объем; объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
Культура речи;
Чувство времени;
Использование наглядных средств;
Умение удерживать внимание аудитории;
Умение отвечать на вопросы, готовность к дискуссии;
Доброжелательность, контактность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения и во внеурочное время, как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Моя задача как педагога заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.
Именно поэтому в своей работе я применяю метод проектов для развития ключевых компетенций младших школьников.
Проанализировав работу, хочу отметить, что мои ученики активны, инициативны в любой деятельности, ответственны. Дети занимаются научно- исследовательской деятельностью, участвуют в проектах, марафонах, олимпиадах.
Таким образом, метод проектов может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален, эффективен и незаменим.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. ЛессинПРИЛОЖЕНИЯ
Творческие проекты по технологии




Конспект урока
Программа Школа России
Предмет Математика+технологияКласс 2
Продолжительность урока 45 минут
Тема и номер урока по теме Тема: Решение задач на деление и умножение. Изготовление подарочной коробочки по развертке.
урок № 12 по теме «Умножение и деление. Табличное умножение и деление»
Цели и задачи урока Педагогические задачи по математике: закреплять умение решать задачи умножением и делением, знание терминов: множитель, произведение; развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Педагогические задачи по технологии: закреплять умения конструировать из бумаги, соблюдать последовательность технологических операций; учить планировать свою работу; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику; воспитывать терпение, усидчивость и аккуратность в практической работе.
Тип урока интегрированный (математика, технология)
Формы и методы работы на уроке частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование Мультимедийный проектор, клей , карточки в форме воздушных шаров, развертки на каждого ученика, конверт с деталями цветка, инструкционная карта.
Ожидаемый результат Планируемые образовательные результаты:
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальнуюроль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть арифметических действий – умножения и деления; знают: названия компонентов действия умножения и деления; табличные случаи умножения числа 2 и табличные случаи умножения и деления на 2; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; что такое периметр; умеют: читать произведения и частные, используя названия компонентов действия умножения и деления; научатся анализировать конструкцию изделия, определять детали, необходимые для его изготовления, соблюдать последовательность технологических операций при конструировании.
Метапредметные:регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; логически рассуждают, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и четко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Элементы образовательных технологий в структуре урока
№ п/п  
Этап урока Использование образовательных технологий Методы и приёмы
1 Орг.моментЗдоровьесберегающие технологии Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)
2. Постановка учебной задачи. Проблемное  обучение Создание проблемной ситуации
3. Актуализация знаний.
Педагогика сотрудничества Работа в парах
Эвристическая беседа
Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)
4.  Работа по теме урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах
Гуманно-личностная  технология создание ситуации успеха
Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) 
Развивающее обучение Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения 
Игровые технологии  Игровая ситуация 
Проблемное  обучение  Создание проблемной ситуации
 Физкультминутка  Здоровьесберегающий подход танцевально-ритмические пауза (под музыку)
пальчиковая гимнастика.
5  Рефлексия Гуманно-личностная  технология создание ситуации успеха
 Технология критического мышления составление кластера
6   Подведение итогов урока. Педагогика сотрудничества коллективный вывод,  подведение итогов
Гуманно-личностная  технология  создание ситуации успеха
сценарий урока
Этапы урока деятельность учтеля деятельность учащихся
1.Оргмомент Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Тихо девочки присели,
Тихо мальчик присели
На нас все посмотрели. Слушают учителя. Настраиваются на работу.
2.Постановка учебной задачи. - Сегодня на уроке мы с вами объединим два предмета математику и технологию. Ребята, как вы думаете, связаны ли между собой эти два предмета. На уроке мы проверим правильность наших предположений.
И так начнем. Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
3.Актуализация знаний.

- Что у вас лежит на партах. Что такое развертка?
-Сравните развертки в парах. Что вы можете сказать?
-Сколько различных геометрических фигур вы видите на чертеже.
-Покажите их (чертеж на интерактивной доске).
-Измерьте стороны прямоугольника в см.
-Найдите периметр прямоугольника.
фото решения выносится на экран и анализируется.
-Проверьте себя, оцените свою работу. Рассматривают развертки, сравнивают их различия и сходства.
-Они отличаются размером цветом.
-Одинаковые по форме.
-4
(Несколько учащихся называют и обводят фигуры на доске)
на доске (памятка на доске)
Работают в тетради,
4. Работа по теме урока
1. Практическая работа
-Давайте вернёмся к нашему чертежу и прочитаем его.
–Что обозначает пунктирная линия, сплошная толстая, штриховка.
-Прежде чем приступить к практической работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем.
Бери   то   количество   клея,    которое   требуется   для выполнения работы на данном этапе.
 Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. Читают развертку (обозначение каждой линии).
- Линия контура
_ _ _ _ _ _ _ - линия сгиба
/////////// - место нанесения клея
Формулируют правила техники безопасности при работе с клеем
Пальчиковая физ.минутка- Подготовим пальчики к работе.
Выполняют гимнастику повторяя движения за учителем
-Выполните работу по плану самостоятельно, используя инструкционную карту.
1. Согнуть по линии сгиба используя гладилку.
2. Нанести клей на штриховку.
3. Склеить изделие.
4. Закрыть клапаны.
5. Убрать рабочее место.
- Что у вас получилось? Молодцы.
Для чего можно использовать?
Выполняют задание по плану. Контролируют свою работу.
Выдвигают предположения. Выслушивают мнения товарищей
2. Решение задач -Ребята я предлагаю украсить вашу работу. Украшать будем цветами. Но что бы это сделать решите задачу.
( Задача на доске.)
В цветке 15 лепестков. В каждой заготовке 5 лепестков. Сколько заготовок необходимо, чтобы собрать цветок.
- Прочитайте задачу. Что представили?
- Что известно?
- Что нужно узнать?
-Давайте выполним рисунок к задаче. (интерактивная доска).
-Как будем решать?
-какое действие мы будем использовать для записи решения, которое вы выполнили?
-Запишите решение задачи.
-Проверьте, правильно ли вы выполнили запись. Читают задачу. Анализируют.
- Заготовки в форме цветка.
-Что в цветке 15 лепестков. В каждой заготовке 5 лепестков.
- Один у доски.
-Отделим пять лепестков. Это одна заготовка.
Затем еще 5 лепестков это вторая заготовка, и еще 5 это третья заготовка.
- Деление.
15:5=3(з.)
Проверяют самостоятельно по записи на интерактивной доске.
3. Практическая работа. -А сейчас полученные знания применим на практике. Из этих заготовок у вас должен получиться вот такой цветок.
-Как этого добиться? (демонстрация)
- Выполните работу. Выполнение работы по образцу.
План работы составляют каждый для себя самостоятельно.
Физ.минутка Танцевальная (Мишки )Выполняют действия под музыку.
4. Решение задач.
Моделирование
-Сколько кусочков торта всего получилось у нас в классе.
- Как вы узнали?
На доске текст задачи.
Из ваших кусочков можно составить двухъярусный торт. В каждом ярусе должно быть 12 кусочков. Сколько всего кусочков потребуется для торта? Останутся ли кусочки или их не хватит?
Давайте решим эту задачу.
-Какие слова вам непонятны? Объясните значение слова.
- Что нужно знать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?
- Каким действием решим задачу?
- Запишите решение.
- Что еще нам нужно узнать? Что для этого нужно знать?
- Каким действием найдем разницу.
Запишите решение в тетрадь .Какой ответ запишем? Проговорите его.
- Давайте это проверим.
- Какого цвета кусочки будут нижним ярусом и почему?
(составление торта)
-Приглашаю ребят первого варианта (по рядам затем также второго.)
-Сколько кусочков торта у нас осталось? Правильно ли мы решили задачу?
- Ребята пригодились ли вам знания, полученные на математике для изготовления такого чудесного торта. Решают логическую задачу.
-Двухъярусный.
-Сколько кусочков в каждом ярусе, сколько ярусов.
-Умножением. 12х2=24(к)
- Сколько всего кусочков торта и сколько понадобиться для составления торта.
26-24=3(к)
5. Рефлексия.
6. Итог урока -Какие вы молодцы! С чем у вас ассоциируется торт (составление кластера).
-Какой праздник мы отмечаем сегодня.
-Что вы ждете от гостей в праздник.
- А сегодня мы немного изменим традицию, и подарим подарки нашим гостям.
(один ученик приносит торт гостям).
Вы хорошо сегодня поработали. Какие математические знания вам пригодились для выполнения работы по технологии. Называют ассоциации
Слова прикрепляют к доске (на воздушных шариках)
Делают вывод.

Тема: Мини-проект. Цветок легенда. Оригами.
Класс: 2 класс
Предметные области: математика, окружающий мир, технология.
Тип урока: урок решения проектных задач
Цель: формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач,
Задачи: научить выполнять поделки в технике оригами; учить работать с дополнительной литературой ,вести ученический диалог; видеть проблемы; давать определения понятиям; развивать свои творческие способности , взаимовыручку, самооценку, внимание, формировать у детей ценностное отношение к понятию «мир».
Планируемые результаты: Продукт мини-проекта: цветок лотоса (выполняется группой), макет озера лотосов, (выполняется 1 на класс).
Форма работы: групповая по 5-6 человек
Оборудование: презентация, геометрические фигуры, интерактивная доска, карандаши, фигурки животных изготовленных в технике оригами, чертежные принадлежности, белый лист бумаги квадратной формы, компьютер.
Сценарий урока:
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
1. Организационный момент
Внимание! Звенит звонок! Начинаем, наш урок. Психологический настрой.
Давайте создадим хорошее настроение. Подарим друг другу улыбку. Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются друг другу. Для создания благоприятной, рабочей обстановки в классе и быстрому включению в работу.
2. Мотивация учебной деятельности - Чтобы наш урок был познавательным и интересным, что требуется от нас ?
Отвечают на вопрос. Быть внимательными, точно и правильно выполнять задания, стараться как можно меньше допускать ошибок, приходить на помощь товарищу, если в этом есть необходимость. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
3. Постановка проблемы
Посмотрите на свой стол. - Что необычного на нем? - Назовите их.
- Что объединяет всех этих животных?
- Какие виды этих животных занесены в Красную книгу ЕАО. Что вы о них можете рассказать?
- Из какого материала они сделаны?
- В какой технике выполнены поделки?
Отвечают на вопросы. Фигурки животных.
-Называют животных.( лягушка, черепаха, цапля , утка ,аист)
-Они живут на озерах.
- Кратко рассказывают о животных, используя свой жизненный опыт, материалы уроков окружающего мира.
-Они сделаны из бумаги.
-Фигурки животных выполнены в технике оригами. Организация коллективного учебного диалога, который характеризуется пониманием проблемы.
4. Целеполагание
- Какая тема нашего урока? Посмотрите на с.36 учебника. - Давайте окончательно сформируем тем у урока.
- В какой форме мы его проведем?

-Какую учебную задачу мы поставим на уроке? Перечисляют свои темы. Формулируют тему урока, используя учебник.
Предлагают свои варианты.
-Урок-проект.
-Вспомнить (узнать), что такое «оригами».
- Научиться делать простые фигурки в этой технике.
- Вести правильно учебный диалог. - Учиться правильной самооценке. Учащиеся в коммуникативной форме планируют проект (работа по формированию регулятивных универсальных действий).
Слайд 1. Предлагает вспомнить, что такое «оригами»? В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Работа с учебником.
На с. 36 прочитайте определение. -Что обозначает на японском языке слово оригами? Дают определение «оригами».
Читают про себя.
Один ученик зачитывает вслух.
5. Проверка творческого домашнего задания.
Проверяет готовность домашнего задания.
Слушает и дополняет.
Беседа - Назовите родину оригами? - Как называется это искусство? - Назовите главное правило оригами? Рассказывает о оригами.
Отвечают на вопросы по услышанному сообщению.
Прививать интерес к предмету. Расширять кругозор.
6. Работа над пройденным материалом .Физкультминутка
Посмотрите на фигурки животных. - Какие геометрические фигуры вы видите? - Как назвать их одним словом? Слайд №2
- По каким признакам вы назвали фигуры? - Что общего у них? -Чем отличаются? А вот еще геометрические фигуры. Назовите их.
Слайд №3 - На какие две группы можно их разделить? Гимнастика для рук.
Проводит физкультминутку. Следит за правильным выполнением упражнений. Отвечают на заданные вопросы, повторяя изученный материал.
Выполняют упражнения.
Предлагаются учащимся творческие задания, рассчитанные на неожиданные, непривычные комбинации. Это помогает увидеть учащимся новое в известном и использовать полученные знания.
Работа по теме урока
На озере, на котором живут наши животные , расцвел цветок-легенда. Что это за цветок?
Рассказывает легенду о цветке лотоса.

Японцы разработали систему знаков, с помощью которой можно сложить выбранную фигуру. Вот некоторые из них.
Работа с учебником. Повторяет условные знаки, которые применяют в оригами. -За основу берется лист , а вот какой формы? Загадывает загадку.
Что сейчас увидим мы?Все углы мои прямы,Есть четыре стороны,Но не все они равны.Я четырехугольникКакой? ...(прямоугольник).
Сейчас вы будете работать в группах.
Используя схему и описание работы (Приложение 1 ) вы должны собрать цветок лотос -Отвечают на вопрос.
Лотос
Смотрят на слайды.
Слушают рассказ учителя.
Находят условные обозначения в учебнике.
Отгадывают загадку.
Распределяют роли. Рассматривают схему и порядок действий. Создание для каждого ученика ситуации успеха.
Развитие коммуникативных умений
8.
9.
Практическая работа
Результат работы.
На партах схема и подробное описание выполнения поделки.
Давайте украсим наше озеро цветами лотоса. Самостоятельно делают цветок лотоса
Ставят цветы на гладь озера. 10. Рефлексия. - О каком искусстве мы говорили сегодня на уроке?
- Что такое оригами?
- Чему учились на уроке? - Что повторяли?
- Что для себя узнали нового?
- Что было трудно?
Если урок был для вас интересным и познавательным, тогда загадайте желания и отпустите своих журавликов в небо. Оценивают сами себя
Самооценка учениками собственной деятельности. (формирование личностных универсальных действий)
11. Домашняя работа по теме урока.
Деление на группы по интересам.
Кто бы хотел научиться делать животных ,которые пришли к нам в начале урока. Я предлагаю вам технологическую карту (приложение 2,3,4) выполнения работы. А дома вы попробуете их сделать.
Может вы найдете еще каких то животных и растения, которые оживят наше озеро и сделают его еще прекрасней.

Задание творческого характера на выбор.
Урок – проект «Убранство избы». Работа с пластичными материалами. Лепка «Русская печь».
Цели деятельности педагога Познакомить обучающихся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с применением конструирования из пластичных материалов: закреплять приемы лепки, навыки самостоятельного составления композиции; воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Печник; истопник; убранство; шесток; лежанка; устье.
Наглядно – демонстрационный материал Образцы изделий; изображение печи; материалы и инструменты, необходимые для создания изделия.
Планируемые результаты Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к внутреннему убранству деревенского дома.Предметные: познакомятся с профессией печника; научатся выполнять композицию «Печь» из пластилина, определять инструменты, необходимые для работы, использовать умения работать с пластилином.
Метапредметные:
Регулятивные – научатся самостоятельно составлять план выполнения работы;
Познавательные – овладеют способностью организовывать рабочее место, оформлять изделие по собственному замыслу, презентовать композицию по специальной схеме;
Коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать товарищей, учителя.
Организационная структура урока
Этапы урока деятельность учтеля деятельность учащихся
1.Постановка учебной задачи Проверка готовности обучающихся к уроку
- Сегодня мы приступаем к работе над проектом «Убранство избы». И первое, что мы с вами сделаем, это вылепим предмет, без которого немыслимо представить русскую избу. Что это за предмет? Угадайте.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь.) Слушают учителя, отгадывают загадку
2.Освоение нового материала - Давайте пройдем по старинному деревянному дому. Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного хлеба. Посмотрите внимательно на слайд с изображением горницы. Все здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, нехитрая домашняя утварь.
Но как вы думаете, что самое важное в избе? (печь.)
Какую роль печь играла и играет сейчас?
Она была основой всей жизни. Главным оберегом всей семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холодов, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Печь – краса – в доме чудеса!».
Посмотрите, как важно выглядит белая громада печи. Рассмотрите ее устройство (на слайде). Перед устьем печи устроен шесток – широкая толстая доска, на которой разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга. С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. А суседко – это житель шестка, то есть плиты печи. Там он и живет, охраняя человека от всяких неприятностей. Есть еще жировик, который живет за печкой и является большим любителем блинов да оладий, выпекаемых хозяйкой. Другие предания гласят о том, что фундамент для печи –матушки нужно закладывать на растущую луну, тогда она и топиться будет лучше, да и хлеб из нее выйдет таким пышным, что не стыдно к столу подать. А попробуйте не угодить такому важному человеку, как печник! Что тут начнется! В трубе начнет ветер гулять ни с того ни с сего, будто кто-то сидит там и подвывает по-зверски. Был в стародавние времена и печной бог, а звали его Чур, вот и полено называли по имени этого бога – чурка, да маленькая печь до сих пор носит название «печурка». Помните: «Бьется в тесной печурке огонь…»?
Слушают учителя, рассматривают рисунок печи, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.
Беседа «Образ печи в сказках» - Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Давайте вспомним, в каких?
Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает Баба – Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси - лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у нее совета Участвуют в коллективной беседе
Работа с учебником Как называется профессия мастера, занимающегося кладкой печи? Как вы думаете? Слушают учителя, работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении
Физминутка Организует музыкальную физминутку Выполняют упражнения
Творческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места Организуют рабочее место в зависимости от вида работы
Беседа «Что и как мы будем делать». Просмотр слайдов. - печка сама по себе красива, даже будучи просто побеленной. Но в некоторых местностях ее любили украшать различными орнаментами или другими рисунками. Посмотрите слайды. Может быть, это вам поможет придумать свой вариант украшения. А теперь сделаем анализ готового изделия и продумаем план работы. Анализируют, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы.
Работа с примерным планом Предлагаю изучить готовый план на карточке. Комментирую каждый пункт плана, демонстрирую приемы работы по лепке изделия и дополнительных деталей к нему. Практическое задание Наблюдаю, советую, руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы, помогаю затрудняющимся в выполнении задания. Контролирую соблюдение правил безопасной работы.
- Выполнить лепку из пластилина поделки «Русская печь», элементов, которые могли бы стоять на шестке (чугунки, горшочки), и того, что помогает хозяйке растапливать печь и готовить на ней (кочергу, ухваты). Соблюдают гигиенические правила, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, выполняют задание.
Итоги урока. Рефлексия деятельности. Выставка работ обучающихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. В процессе просмотра работ организую обсуждение качества изготовления изделий, их презентацию.
Организую беседу по вопросам:
- Все ли вам удалось в этом задании?
- Что не удалось? Почему? Рассматривают выполненные поделки, оценивают их, отвечают на вопросы.
Заключительное слово Читаю стихотворение «Печка»:
Я в деревне за сторожкойПечку старую нашла.
Подошла к ней осторожно,
Подошла и замерла…
Печь без крыши, печь без дома.
Я шагнула за порог,
А на встречу мне огромныйИз духовки рос цветок.
Словно горстка самоцветов,
В темном устьице роса.
Мне казалось, с печкой этой
Совершились чудеса.
Там, за дверцею печною,
Мышка серая жила
И над ржавою трубою
Дымно таволга цвела.
И бежал из поддувала
Быстроногий ручеек,
Мышка в нем белье стирала,
Выбегая на мосток.
Прижимался муравейник
К теплой стенке у печи,
И вытаскивал репейник
Из духовки калачи.
Печь без крышки, печь без дома.
Пальцы пусть не обожгла,
Но тепло зверькам знакомым,
Мне и травам раздала.
(В. Линькова)
Слушают учителя
Домашнее задание Объясняю домашнее задание.
- найдите информацию о том, какие предметы мебели наполняли древнерусскую избу, чем ее украшали. Слушают учителя, записываю д.з в дневники
ПРИЛОЖЕНИЕ