Методические рекомендации по проведению уроков географии с использованием матемриала по краеведени


Методы и приемы проведения уроков географии с использованием материала по краеведению
Принципиальной особенностью ФГОС является нацеленность на формирование универсальных учебных действий. Целью современного образования является овладение действиями, и через действие - знаниями. Задача учителя состоит в создании условий, инициирующих это действие, то есть учитель побуждает учащихся к действиям.
Какова же роль географии в достижении целей основного общего образования? Согласно новому стандарту поменялись цели и требования к результатам обучения. Главными целями являются: формирование системы географических знаний, как компонента научной картины мира, комплексное представление о географической среде как среде обитания, познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), предпрофильная ориентация учащихся. Согласно этим целям реализация краеведческого аспекта становится непросто возможна, а необходима! На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя примеры из географии родного края. Это знакомые учащимся примеры, окружающая их среда, и, проявив интерес на локальном уровне, ребятам будет легче отработать учебные действия на более крупных, глобальных уровнях.
Меняются требования к результатам обучения. Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе обучения, состоят из трех частей: предметный результат, метапредметный результат, личностный результат.
На уроке географии формирование умений, то есть знаний в действии происходит при постоянном обращении к краеведению, к примерам, знакомым ребятам с детства. Краеведение позволяет конкретизировать сложные и отвлеченные вопросы программы, делает их более доходчивыми, жизненно интересными. На примере своего региона, области, города, района можно проследить, проанализировать, закрепить понятия о природных явлениях, хозяйственной деятельности человека и так далее.
Практически любая тема курса географии 8-9 класса «География России» может быть насыщена примерами и элементами краеведческой работы. Краеведческий аспект может реализовываться через разные формы проведения уроков. Это уроки-экскурсии, уроки с использованием фотографий, исследования, презентации, уроки-путешествия по родному краю.
Обязательное использование краеведческого материала в обучении физической и экономической географии России даёт возможность ясного восприятия и осмысленного запоминания нового о своём крае, запоминания ранее изученного. Это обязывает меня как учителя географии чаще, чем учителей других предметов, проводить экскурсии в природу, на производственные предприятия и к наиболее интересным памятникам культурного наследия, тем самым непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу личности школьника. Это влияние наиболее ценно,   т. к. согласно высказыванию великого педагога К. Д. Ушинского, «Знания и убеждения мертвы без чувств и эмоций».
Уроки-экскурсии очень увлекательная и доступная форма проведения урока географии. Можно выйти на пришкольный участок и провести наблюдение за различными компонентами природы (за погодой, за гидрологическими объектами, почвой, за растительным покровом). Можно провести самую обычную глазомерную съемку, и результат — это овладение практическими умениями — а это то, что в новом стандарте прописано как УУД. Можно расширить изучаемое пространство и предложить ребятам экскурсии к интересным природным объектам Краснодарского края. Ежегодно наши ребята совершают поездки Лагонаки, Гуамское ущелье, Горячий Ключ, Геленджик и др. Бесценный материал привозят ребята из этих поездок! А какими умениями они овладевают! Такие поездки формируют и личностный результат, и метапредметный, и, конечно, предметный результат. Это и мотивация к дальнейшему изучению, это и профориентационная работа, и самостоятельная познавательная деятельность. Однако, в настоящее время поездки (походы) школьников, организуемые с образовательными целями, в большей степени характеризуются как экскурсионные и чаще имеют внеплановый характер. Школы могут организовывать разовые поездки для школьников при наличии контактов с сотрудниками того или иного музея и др. в зависимости от возможностей оплаты родителями транспортных средств.
Краеведческий аспект успешно можно реализовать через экскурсии в музеи города, биофакультет КубГУ. Например, наша школа давно и активно сотрудничает с городскими музеями. С этой задачей прекрасно справляется и школьный музей. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Наш музей возник как межпредметный кабинет для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. В нашей школе уже более 20 лет работает паспортизированный музей (историко – эколого - краеведческий ). Основой создания экспозиций музея стали экспонаты, в том числе принесенные самими ребятами. Уроки, конференции, экскурсии, классные часы, творческие встречи – всё это жизнь школьного музея. Отдельные учащиеся с большим интересом углубляются в изучаемую тему, и с интересом участвуют в тематических конкурсах.
Кроме экскурсионной деятельности в своей работе использую методы:
Объяснительно- иллюстративный метод, сочетающий в себе словесные методы (рассказ, объяснение, работа с краеведческой литературой) с иллюстрацией различных по содержанию краеведческих источников (карт, схем, диаграмм, натуральных объектов и т.д.). Этот метод используется практически на каждом уроке, начиная с 5 и по 9 класс, ведь карта – это «язык географии», использую гербарии, коллекции полезных ископаемых, схемы. К сожалению, в настоящий момент нет хороших учебных атласов, те что имеются - устарели, а новые не выпущены.
Частично – поисковый метод, основанный на использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая может быть проверочной, эвристической, повторительно–обучающей.
Сравнительный метод, который основан на сопоставлении природных объектов, территорий и природных явлений в разных частях России и мира для лучшего понимания их особенностей. Считаю что, пожалуй, главным его назначением является возможность удивить учащихся и заставить задуматься. А через эти чувства учащиеся, сравнивая и сопоставляя, легче усваивают и понимают материал, буквально пропуская его через себя. Сравнительный метод хорош и при работе со слабыми учащимися, у которых по разным причинам материал запущен. Отталкиваясь от их жизненного опыта, знаний своей местности можно подвести ученика к пониманию особенностей природы или хозяйства территорий, находящихся в сходных условиях, в том же умеренном поясе.
Работа с краеведческой литературой и источниками. Краеведческие источники (справочники, периодическая печать и т.д.), краеведческая литература, как и иллюстративный материал с краеведческим содержанием (карты, схемы, таблицы и т.д.), используются при предварительной подготовке учащихся к учебным занятиям и, непосредственно, на уроке, при подготовке индивидуальных и групповых заданий по описанию характерных для родного края природных явлений и хозяйственных объектов. Особенно часто приходится пользоваться в 6 классе, при изучении темы «Климат», для построения графиков хода температуры и диаграммы распределения осадков по месяцам. Данные берем с сайтов Интернета.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной краеведческой работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Его можно использовать при организации метеорологических, гидрологических, фенологических наблюдений и обработке их результатов, а так же при проведении экскурсий, составлении экономико – географической характеристики местных предприятий и т.д.
Использование возможностей Интернет. Он сочетает в себе сразу несколько методов: это и иллюстративный, и частично – поисковый, и как источник краеведческой информации. Наиболее часто на уроках используется иллюстративный материал по изучаемой теме, полученный из Интернета, а так же имеется возможность проведения уроков с выходом в Интернет. Но проблема нашей школы - это низкая скорость Интернета (телефонная линия) и как следствие не системная работа.
Краеведческий аспект можно реализовывать через межпредметные связи. Например, участие учащихся в эколого-краеведчесикх слетах, научно-практических конференциях. Но такая работа требует много усилий и большой подготовки. И самым реальным становится введение элементов краеведения на уроке. Здесь поле деятельности для учителя огромно! Это могут быть самые разные задания, например, тема «Природные ресурсы Северного Кавказа», «ЮгРоссии» - здесь конкретные названия природных объектов своего родного края. примеры отраслей, названия конкретных предприятий, и профориентационный момент — всё это будет инициировать у учащихся действия, направленные на получение результата.
Организация работы палаточного лагеря
Организация отдыха и оздоровления детей в летний период стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Принципиальную важность имеют последние решения Правительства и лично Президента страны, касающиеся усиления деятельности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних подростков, организации их трудовой занятости, привлечению к здоровому образу жизни, воспитанию патриотизма и гражданской позиции. Приоритетность Национального проекта «Образование», изменения, внесённые в Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ярко демонстрируют актуальность организации летнего отдыха и оздоровления детей. Летний отдых некоторых детей не отличается разнообразием в силу материальных возможностей родителей: Необходимость же отдыха детей, оздоровления, эмоциональной разрядки; неистребима и тяга молодых сердец к романтике и приключениям, настоящей дружбе и настоящему делу - всему тому, чего им так не хватает в повседневной школьной жизни. Одной из форм организации летнего отдыха подростков являются палаточные лагеря. По моему мнению, только в храме «природы» юные туристы запомнят намного больше, чем в кабинетах.
География — уникальный предмет школьной программы. Содержание предмета переходит в действие, а по новым стандартам именно умение действовать в реальной жизни и в реальных условиях — желаемый результат! И от изучения на локальном, местном уровне своего края, региона к изучению более крупных объектов через введение элементов краеведения практически на каждом уроке географии — это и есть реализация краеведческого аспекта согласно новым стандартам образования.