Современные образовательные подходы к проведению урока в школе
Современные образовательные подходы к проведению урока в школе
Современные образовательные технологии на уроках основываются на нескольких подходах к проведению урока. Сюда включают
личностно-ориентированный;
деятельный;
системный;
оптимальный;
инновационно - творческий.
Современные образовательные технологии на уроках учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей учителя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика.
На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Благодаря ему возможно проведение более полноценного урока по теме программы учебной дисциплины.
Личностно-ориентированный подход в современных образовательных технологиях
Современные образовательные технологии на уроках в школе, которые используют личностно-ориентированный подход, опираются на деятельность учителя, направленную на учащихся. Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью подразумевает наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса и использование проблемных творческих заданий.
Современные образовательные технологии поощряют применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала: словесную, графическую, условно-символическую. Также положительным опытом подтверждено создание позитивного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Особенно это важно в начале урока. Кроме этого следует в начале урока сообщать не только тему урока, но и особенности организации учебной деятельности в ходе урока.
Современные образовательные технологии на уроках обязательно включают обсуждение с детьми в конце урока не только того, что они узнали или чем овладели, но и того, что им понравилось или не понравилось. Почем тот или иной аспект урока понравился или не понравился ученикам. Что им бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Так осуществляется стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Современные образовательные технологии на уроках также подразумевают оценку или поощрение при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался. Это не подразумевает плохих аргументов, наоборот учителем должны по возможности выявляться положительные стороны даже в неверном ответе. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. Причем последние аргументы должны быть более важны для учеников, чем просто оценка.
Современные школьные образовательные технологии предусматривают, что при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Таким образом, учитель использует личностно-ориентированный подход даже вне урока. Это является основной концепцией в современных технологиях образования в школе.
Образовательные технологии современного урока
Современный урок начинается с предварительной организации класса. Она включает в себя подготовку психологического настроя учащихся на предстоящее занятие и обеспечение нормальной обстановки на уроке. Действия учителя и учащихся при этом следующие:
взаимное приветствие учителя и учащихся
проверка отсутствующих
проверка внешнего состояния помещения
проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся организация внимания
Современные образовательные технологии на уроках разделяют деятельность учителя и учащихся в зависимости от направленности конкретной части урока. Т.е. урок представляется в виде нескольких частей. Структурно они соответствуют классическим элементам урока: изучение нового материала, закрепление пройденного, оценка знаний учащихся и домашнее задание.
Изучение нового материала на уроке включает в себя усвоение фактов и основных идей темы, усвоение метода исследования изучаемого материала и овладение методикой воспроизведения изучаемого материала. Действия учителя и учащихся состоят в следующем:
педагогические задачи обработки нового материала
объяснение материала учителем
самостоятельное изучение материала на уроке
Закрепление пройденного должно быть направлено на прочное усвоение знаний. Ученики при этом повторяют фундаментальные знания по теме, а учитель должен провести итоговое повторение по теме.
Контроль и оценка знаний учащихся заключается в выработке учителем критериев оценки знаний, позитивной мотивации к получению знаний и воспитание учителем объективной самооценки у учеников. Педагоги для этих целей проводят устные опросы, самостоятельные и контрольные работы. В конце учебного года организуют годовую контрольную работу и/или экзамен.
Домашнее задание согласно современным образовательным технологиям направлено на развитие самостоятельности и творческого мышления, а также совершенствование методов самостоятельной работы учеников. Учитель должен разъяснить домашнее задание, а на следующем уроке проверить и оценить домашнее задание. Современные образовательные технологии предполагают также возможность индивидуализации педагогами домашнего задания в отношении отдельных учеников или групп учеников соответственно их способностям.
Современные образовательные технологии на уроках отдельно выделяют задачи, направленные на обобщение и систематизацию знаний учеников. Они предполагают выработку у учащихся системы знаний, умений, способностей и качеств, которые формируются в рамках изучаемого предмета. Основное значение в этом отношении отводится повторительно-обобщающим урокам и итоговому повторению.
Теперь рассмотрим особенности использования современных образовательных технологий на уроках в отношении структуры урока, анализа урока и оценки эффективности урока.
Современные образовательные технологии и структура урока
Рассмотрим структуру урока на основе современных образовательных технологий.
Структура урока:
1. Цели, задачи темы учебного материала: образовательные, воспитательные, развивающие или оздоровительные.
2. Требования к целям и задачам урока:
Ориентация на максимальные возможности разных учеников.
Цели должны быть достижимы и осознаны учащимися.
Задачи должны быть конкретны и ориентированы на результат.
3. Требования к содержанию учебного материала
Научность
Доступность
Целесообразность по объему
Наличествует степень новизны
Присутствует вариативность, возможность творческой деятельности
4. Основные этапы урока в соответствии с личностно-ориентированным подходом рассмотрены выше. Современные образовательные технологии на урока предполагают возможность гибкого использования предложенных этапов в соответствии с особенностями конкретного урока.
5. Основные методы обучения включают в себя словесные, наглядные и практические.
6. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, парные и индивидуальные.
7. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся реализуется через следующие умения учителя:
Организовывать деятельность учащихся по осознанию целей урока.
Обеспечить включение каждого ученика в деятельность по усвоению ведущих понятий, знаний, способов деятельности (активизация).
Добиться, чтобы каждый ученик совершил подобный цикл познания.
Получить обратную информацию.
8. В качестве реального результата и показателей результативности современные образовательные технологии на уроках в школе предполагают использование следующих объектов оценки: объем и качество знаний; практические умения и навыки; интеллектуальное развитие; мотивация на учебную деятельность. При этом преобладающее значение имеют второй и четвертый объекты оценки.
9. Определение степени обученности учащихся.
10. Самоанализ урока
Последние два пункта являются важными элементами развития познавательной деятельности учеников.
Современные образовательные технологии на уроках подразумевают постоянный контроль учителя за развитием способностей учащихся к обучению и усвоению материала урока и проведение критического самоанализа с целью постоянного совершенствования образовательного процесса.
Использование современных образовательных технологий для анализа урока и оценки его эффективности
Необходимо отметить, что схема психологического анализа урока базируется на оценке основных факторов успешного проведения занятия и, следовательно, лучшего усвоения учениками учебного материала. Современные образовательные технологии на уроках включают в себя 6 таких факторов.
1. Психолого-педагогические цели и задачи урока.
2. Учёт психических особенностей учащихся при подготовке к уроку. Учёт особенностей взаимоотношений учащихся в коллективе, уровня организованности, подготовленности учащихся, их отношения к учению, к данному предмету.
3. Психологические аспекты формирования на уроке ценностных качеств:
воспитательные задачи урока;
формирование убеждений, идеалов, мировоззрения;
использование на уроке знаний психологии (возрастных и индивидуальных особенностей учащихся).
4. Активизация познавательной деятельности учащихся оценивается по развитию способностей учащихся.
Приёмы развития внимания (устойчивость, переключаемость, объём), памяти (произвольное и непроизвольное запоминание и воспроизведение, приёмы прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкость, глубина, широта, творческое и репродуктивное мышление, различные мыслительные операции), воображения (связь слова и наглядности, элементы творческого воображения, фантазии и т.д.).5. Деятельность и личность учащихся на уроке:
интерес к предмету;
степень лёгкости усвоения материала;
эрудированность;
деятельность учащихся как единого коллектива, сплочённость, организованность, аккуратность, отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;
активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;
дисциплинированность;
умение правильно воспринимать критику и готовность поддерживать действия педагога;
отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка и т.д.).
6. Характеристика личности и деятельности преподавателя:
знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов;
умение доступно объяснить материал;
умение заинтересовать темой, показать её практическую значимость;
требовательность,
такт, вежливость в общении;
дисциплина на уроке;
вовлечение учащихся в активную работу на уроке;
справедливость, чёткость;
скромность, простота;
умение отмечать достоинства учащихся;
создание благоприятной психологической атмосферы, общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);
учёт психического состояния отдельных учащихся;
коммуникативные умения преподавателя (умение находить выход из сложных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состояний).
После проведения психологического анализа урока оценивается эффективность урока. Для этого следует воспользоваться следующим планом:
1. Организация начала занятий.
Дидактические задачи: подготовка учащихся к работе на занятии.
Показатели реального результата решения задачи:
Полная готовность класса и оборудования.
Быстрое включение учащихся в учебный ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания
Дидактические задачи: установление правильности и осознанности выполнения д/з всеми учащимися; выявление пробелов и их коррекция.
Показатели реального результата решения задачи:
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения д/з.
Коррекция пробелов всеми учениками.
3. Подготовка к основному этапу
Дидактические задачи:
Обеспечение мотивации
Принятие учащимися цели УПД
Актуализация ЗУН
Показатель реального результата решения задачи: готовность учащихся к активной УПД.
4. Усвоение новых знаний
Дидактические задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
Показатели реального результата решения задачи:
Активные действия учащихся с объектом изучения
Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний
5. Первичная проверка понимания
Дидактические задачи: установление правильности и осознанности нового учебного материала, а также выявление пробелов и их коррекция.
Показатели реального результата решения задачи: усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6. Закрепление знаний
Дидактические задачи: обеспечение закрепления новых знаний.
Показатели реального результата решения задачи: самостоятельное усвоение знаний, требующее применения в знакомой и новой ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний
Дидактические задачи: формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу.
Показатели реального результата решения задачи: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и специализация.
8. Контроль и самопроверка
Дидактические задачи: выявление качества и уровня овладения ЗУН, их коррекция.
Показатели реального результата решения задачи: получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов деятельности
Дидактические задачи: дать анализ и оценку успешного достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Показатели реального результата решения задачи: адекватность самооценки учащихся оценке учителем реальных результатов обучения.
10. Информация о домашнем задании
Дидактические задачи: обеспечение содержания цели и способов выполнения д/з.
Показатели реального результата решения задачи: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися в соответствии с их развитием.
Практические материалы для разработки урока
В заключение приведем основные материалы практики для разработки урока:
образец дневника педагогической практики
памятка о деятельности учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
характеристики подходов к типологии познавательной активности учащихся
образец разработки плана современного урока и его анализа
таблица дидактических приемов
таблица механизмов организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения
материалы о технологии урока
схемы анализа урока (педагогического и психологического)