Статья Современные технологии в обучении географии с использованием ИКТ
Современные технологии в обучении географии с использованием ИКТ
Обоснование теории разно уровневого обучения базируется на теории, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.
Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного материала школьной программы.
Среди учителей, педагогов, наставников не должно быть равнодушных людей, хотя они и будут стопроцентными профессионалами в области преподавания своего предмета. Ученик не предполагает, насколько грамотный перед ним учитель, для него главное – человеческие качества, располагающие к дальнейшему желанию идти в школу, в класс, на урок. Профессионализм учителя, на мой взгляд: создать обстановку для обучения, творчества и самореализации ученика и именно в такой атмосфере передать свои знания ребёнку. К такому учителю дети всегда с радостью бегут на урок, и даже неудовлетворительная оценка не становится поводом для большого огорчения, потому что ребёнок знает, что завтра учитель непременно поможет исправить.
Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессиональном росте.
Современный учитель владеет технологиями, которые позволяют ему формировать человека ищущего, стремящегося к самопознанию, самоопределению, самореализации.
Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования.
В моей педагогической деятельности индивидуально-дифференцированный подход является одним из принципов работы, который с большим интересом применяю на практике.
Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.
Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать. С огромной силой воздействует на ученика, на его отношение к предмету яркость и эмоциональность подачи материала учителем. Но главное – знать своего ученика. Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся.
1. С чего начать?
Чтобы определить учебные возможности класса, необходимо знать уровень его работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.
Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока.
В начале первого урока объявляется тема (например, по теме «Литосфера»), и в течение 15-20 минут идёт объяснение. Затем вопрос классу: понятно ли? Ответ обычно положительный. После этого учитель даёт письменную проверочную работу. Определяется количество учащихся, не справившихся с заданием. На следующем уроке в доброжелательной форме сообщаете ученикам результаты проверки работ и предлагаете прослушать этот же материал ещё раз, и снова даёте повторное письменное задание. Теперь уже с заданием справляется большее количество учащихся. На третьем уроке вновь анализируете полученные результаты и убеждаете детей, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. И опять письменно закрепляете его. Результат налицо. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.
Таким образом, мы определили учебные возможности класса, уровень обучаемости и работоспособности. Теперь без особого психологического ущерба для учащихся можно разделить их на группы (сильные, средние, слабоуспевающие ученики).
2. Как работать дальше?
Ставлю перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, научиться различать горные породы. Объясняю тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задание творческого характера (характеризовать методы изучения земных недр и Мирового океана.). Оно может быть записано на доске или на карточке.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества (например, находить на картах основные формы рельефа суши и дна океана.).
Для учащихся третьей группы объясняю тот же материал с использованием таблиц, параграфа учебника (это может сделать и один из сильных учеников, пока вы помогаете учащимся второй группы), даю практическое задание: распределить по группам горные породы. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и задач. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.
Разно уровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
3. А вот ещё несколько вариантов (фрагментарных) работы в рамках индивидуально-дифференцированного подхода к уроку. Самая распространённая форма работы – это карточки с индивидуальными заданиями, учитывающими разный уровень учащихся. Их может составить и учитель (особенно после проведения срезовых работ), и сами учащиеся. Предварительно учитель проверяет подготовленные учениками задания, оценивает и решает, кому предложить для работы (можно и тому учащемуся, который подготовил задание).
Не всегда есть возможность подготовить карточки. Тогда во время устного опроса или при проверке домашнего задания к доске можно пригласить двух-четырёх учащихся разного уровня и предложить им задания по степени их подготовленности. Затем проверить выполненное, прокомментировать ошибки и недочёты уже всем классом.
4. Задание на дом.
При определении объема и характера домашнего задания тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход. Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним, например, выборочный пересказ прочитанного параграфа, другим - обобщить и тем самым по новому, более глубоко осмыслить изученное и выполнить специальные упражнения.
5. Позиция «рядом с учеником».
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Создание такой атмосферы, на мой взгляд, возможно благодаря позиции учителя не «над», а «рядом» с учениками, введению самоконтроля и самооценки учеников, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть чётко определены на каждом этапе урока. Например, на уроке по теме “Горные породы и их значение для человека (6 класс) при закреплении нового материала, возможно, ориентироваться на следующие критерии оценки:
1. Если на данном этапе ученик получил чёткое представление о горных породах, овладел новыми географическими понятиями , может сделать чёткий вывод, обосновать свою точку зрения, поставьте ему ''5''.
2. Если он имеет представление о горных породах, но испытывает затруднения в формулировке своей позиции, то поставьте ему ''4''.
3. Если обучающийся имеет слабое представление о новых географических понятиях и не может сформулировать вывод, то ставьте ''3''.
Также следует использовать эмоциональную оценку деятельности детей, задав им вопросы: «Чем понравилось занятие?», «Удачно ли оно прошло?», «В чём оказалось неудачным?», «Удачно ли выбраны формы работы?».
Рефлексия повышает ответственность учеников за результаты своего труда, снимает страх перед плохой отметкой, так как ему не ставят двоек и единиц.
Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить результат в течение занятия, используя помощь других ребят, или в процессе самостоятельной работы.
Разработка чётких критериев оценки результатов деятельности учеников для каждого этапа урока, подготовка оценочных карт, рефлексия приучают школьников к ответственности, самостоятельности в принятии решений.
6. Использование межпредметных связей.
Для создания благоприятного эмоционального фона, сохранения более глубокого понимания сущности элементов языковой структуры и географического процесса, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках географии эффективно и целесообразно использовать межпредметные связи, то есть привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание необходимо уделять интеграции различных видов наук и искусств. Если география – это наука о Земле и живущем на ней человеке, то живопись и музыка- это искусство создания художественных образов при помощи красок и звуков.
Использование интеграции различных видов искусства на уроках - это не просто иллюстрация чего-либо. Интеграция, и это моё убеждение, должна использоваться на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала
Использование предложенных подходов, на мой взгляд, способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического и психического здоровья обучающихся. Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам и позволяет в рамках класса подтянуть отстающих.
7. Работа в параллели.
Иногда случается работать на одной параллели. С одной стороны, это упрощает подготовку учителя, но с другой, - возникает ряд вопросов. Классы на одной параллели чаще всего являются разно уровневыми и по учебным возможностям, и по выбранным программам обучения.
Например, работая в двух классах одной параллели одновременно, я работала по трём разным программе и учебнику, но и, безусловно, с разным подходом в каждом классе. Так, готовясь к уроку по одной теме, выбираю, как в каком классе лучше преподнести материал, закрепить, проверить. В более сильном классе возможно создание проблемной ситуации, решение познавательных задач, проведение доказательств, самостоятельные выводы. В другом же классе необходимо сформулировать новые понятия и способы действия и переходить к формированию умений и навыков.
В разно уровневых классах необходимо учитывать и типологию уроков: в одном классе, например, возможен урок-семинар, в другом – урок-практикум.
При выполнении и проверке домашнего задания тоже необходимо применять различные способы: выборочно, по цепочке, взаимопроверка, составление таблиц, схем и пр.
8. Дифференциация заданий учебника.
Хочу отметить, что необходимым условием данной методики является дифференциация материалов учебника, в котором содержится информация различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений; для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение.
В связи с этим следует по-разному использовать теоретические сведения в работе с учениками, учитывая их интересы и способности. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе самостоятельных наблюдений. При освоении теоретических сведений, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания, нужно привлечь к работе средних учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не сориентироваться в материале, что приведёт к нежелательным результатам при формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения о географии, у школьников воспитывается интерес к предмету, расширяется кругозор. После знакомства с подобным материалом можно предложить ученикам дополнительные поиски информации, Слабоуспевающему ученику увеличить срок подготовки, но обязательно проконтролировать исполнение и дать оценку.
При выполнении упражнений, направленных на формирование умений и навыков, индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к организации их выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют определённую трудность. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора. Учащимся, не справляющимся с большим количеством разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание, предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.
Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности учащихся при изучении определений и правил, в процессе формирований умений и навыков.
9. ИКТ в работе учителя географии через призму дифференциации и индивидуализации обучения.
Сегодня учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью. Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, выявили зависимость между способом усвоения материала и возможностью воспроизведения приобретенных знаний через какое-то время. Если материал воспринимался на слух, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании зрительного и слухового способов подачи материала запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение повышалось до 75 %.
Руководствуясь в своей работе этими данными, я уверенно могу сказать, что поставленные цели реализуются: применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения через использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении географии через использование ИКТ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Образовательные:
-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- содействовать творческому развитию каждого ученика;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию социально – активной личности.
Методы и приемы организации работы. Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, реже репродуктивный. Применяемые приемы – разъяснение с применением презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение географического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно – воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.
Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и всё изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Например, часть урока преподаватель может объяснить сам, другую – используя электронного помощника. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе.
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично».
«Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания.
Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то за упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно.
Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного фильма. Последняя форма наиболее актуальна в силу значительных расхождений между авторским текстом и его режиссерской интерпретацией. Вторая распространенная форма работы с использованием современных информационных технологий тесно связана с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того, музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон для литературной гостиной.
Однако самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Цели, преследуемые педагогом, применяющим презентации, могут быть разными. Основная функция презентации - служить наглядным материалом.. Вторая функция презентации - информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.
При этом презентация может служить как основной формой проведения урока , так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над темой курса географии. В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии.
Использовать презентации можно как на уроках-викторинах, так и в ходе проведения географических гостиных. Презентация может содержать иллюстративный материал, вопросы викторины и ответы на них. Поскольку для географической гостиной важна определенная атмосфера на уроке, то презентация, используемая учителем, может содержать музыкальные композиции и видеофрагменты.
Гораздо реже используется презентация на традиционном уроке. Обычно такие работы содержат иллюстрации, фотографии театральных постановок, отрывки из фильмов, а также текстовую вспомогательную информацию.
Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.
Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.
Использование ИКТ на уроках географии способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Главный результат педагогической деятельности - создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным. Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую навыками 21 века:
- информационные и коммуникационные навыки;
- навыки решения проблем;
- навыки межличностного общения и самоконтроля;
- медийные навыки;
- финансовая, экономическая и бизнес-грамотн