Конспект доклада Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием ИКТ
Доклад
Джульеты Нажмудиновны Каровой,
руководителя РМО,
на августовском секционном совещании учителей математики ОУ Чегемского муниципального района
по теме
«Современные подходы к подготовке и проведению уроков математики с использованием ИКТ:
ЭОР, Интернет-технологий, интерактивной доски. Опыт участия учителей математики и учащихся школ в конкурсах уроков и проектов с использованием ИКТ»
27.08.2013 г.
1. Система работы с ИКТ в школе.
Урочная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке. Известным способом применения компьютера на уроке является использование его в качестве демонстрационного устройства. Стационарно компьютер с мультимедийным проектором установлен в некоторых школах района в каждом кабинете. В некоторых же школах – только в некоторых, обычно в кабинетах ИКТ и, может быть ещё в двух или трёх кабинетах. В этих кабинетах может провести урок учитель любого предмета и ступени обучения, согласовав время проведения занятия.
2.Внедрение интерактивных методов образования
Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Из интерактивных походов в большей степени в используются творческие задания, работа в малых группах, социальные проекты.
3. Использование методов, основанных на сотрудничестве, проектной методике
Программа развития предполагает формирование успешности через компетентностный подход, в основе которого, как известно, лежит деятельностный подход, который реализуется через проектную деятельность.
Теоретическими основами проектной деятельности педагоги овладевают на педагогических советах, обучающих семинарах, а также на курсовой подготовке, проводимой тьюторами.
Проектная деятельность должна быть организована через:
- учебную деятельность
- внеклассную деятельность (кружки дополнительного образования, НОУ)
- участие в сетевых проектах
- НОУ высших учебных заведений
- участие в конкурсах проектов различного уровня
Опыт проектной деятельности является одним из полезных за годы учебы. Ежегодно мы планируем работу НОУ. Каждый учащийся должен знать, что в конце учебного года обязательно он должен защитить творческую работу, разработать проект или написать и представить на секции реферат. Поэтому к концу учебного года учитель вместе с учеником определяется с темой будущей работы на следующий учебный год. Важным этапом в освоении обучающимися проектной деятельности является защита своей работы на лицейской научно – практической конференции. Мы знаем, что в наших школах под руководством опытных, увлеченных педагогов ведется работа над разнообразными по тематике и формам групповыми и специальными проектами.
Для нас важно, что, кроме индивидуальных проектов, создаются и групповые. Групповая работа помогает каждому найти свою роль по силам и исполнить ее. Это снимает напряженность, способствует развитию коммуникативных навыков, формирует умение слушать, понимать, принимать мнение другого.
Участие в проектной деятельности дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно- исследовательской работы, расширить свои знания по общеобразовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно- исследовательских работ:
компьютерные презентации;
устные журналы, газеты;
создать справочник – помощник для решения задач;
предложить, как необходимо питаться, чтобы вырасти умным и здоровым;
разработанный бизнес- план;
создать проект сказочной страны.
Нужно анализировать опыт организации проектной деятельности, стараться привести в систему опыт, который отчетливо указывает на преимущество применения проектного метода в образовательном процессе.
4. Результаты:
Воплощённые в жизнь проекты, создание ИКТ-насыщенной среды в школе позволит шире использовать методы, основанные на сотрудничестве и проектной методике, а так же различные средства ИКТ. В обязательном порядке нужно обо всех достижениях извещать коллектив школы, как педагогический, так и ученический. Все успехи учеников надо выкладывать на сайт школы и опубликовывать в школьной газете, в различных СМИ.
5. Электронные образовательные ресурсы
В каждой школе существует медиатека. Это – ЦОР, поставленные в рамках проекта "Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации"; электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»,
программное обеспечение для интерактивных досок; ЦОР с авторскими разработками и методическими рекомендациями к урокам и внеклассным мероприятиям, созданными учителями; ЦОР, содержащие ученические проектные работы.
Цифровые ресурсы выдаются учителям для подготовки и проведения уроков. Учащиеся могут воспользоваться ЦОР для подготовки к урокам в кабинете технических средств обучения.
6. Профессиональное развитие, ИКТ-компетентность педагогов
В школах района ведётся работа по формированию ИКТ-компетентности педагогов.
Задачи:
организация процесса формирования базового уровня ИКТ-грамотности педагогического коллектива;
организация поддержки и консультирования учителей в период между курсами повышения квалификации;
создание в лицее профессиональной среды оперативного взаимодействия, позволяющих учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, проявлять себя.
7.Выводы
За последние годы наши школы претерпели значительные изменения в сфере технического, информационного обеспечения: существует стабильный безлимитный доступ к сети Интернет, ряд учебных кабинетов оснащены мультимедийными комплексами. Сделаны существенные шаги в направлении открытости школ – созданы школьные сайты, где организована обратная связь с учащимися и родителями. Сформировалась каскадная модель повышения квалификации педагогов в области ИКТ.
Существенно повысилась самооценка педагогов и готовность внедрять информационные технологии в преподавательскую деятельность.
Возросла сетевая активность педагогов (участие в профессиональных сетевых сообществах, размещение авторских разработок, инициирование и координация сетевых проектов) и учащихся (участие в интернет-конкурсах, олимпиадах, сетевых проектах).
Наблюдается значительное ИКТ-ативность учащихся. Большое количество учащихся лицея принимает участие в проектной деятельности. Из года в год растёт количество участников научно-практичесской конференции учащихся.
На семинарах учителя математики ОУ района делятся своим опытом формирования ИКТ-компетентности педагогов, организации проектной деятельности, использования метода проектов в рамках курса математики.
Литература
Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.
Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М.: АПКиППРО, 2005.
Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2006.
Электронные ресурсы
sites.google.com/site/setevojproektnn/ucastniki/mou-licej-7-g-kstovo
http://ict.edu.ru. – Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.educom.ru. – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
http://mon.gov.ru. – Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе на 2013/14 учебный год.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Руководитель РМО учителей математики - Джульета Нажмудиновна Карова
15