Методическая разработка семейной гостиной «Родительский дом- начало начал»


МКОУ «Ленинская СОШ
с углубленным
изучением отдельных предметов»
п. Прямицыно Октябрьского района
Методическая разработка семейной гостиной
«Родительский дом- начало начал»
Сафонова Л. И. ,
учитель начальных классов
Цели:
1. развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
2. воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
3. формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
4. способствовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, семей учащихся;
5. продолжить изучение семей учащихся.
УЧАСТНИКИ: классный руководитель, школьный библиотекарь, родители учащихся четвертого класса, учащиеся четвертого класса, школьный педагог-психолог.
Подготовительная работа:
1. Приглашение родителей, гостей.
2. Поиск старинных вещей, документов хранящихся в семьях.
3. Составление родословной семей учащихся.
4. Оформление выставки «Моя семья - моя радость».
5. Оформление проектов «Моя семья».
6 Плакаты на доске
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).
«Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!» (О. Фокина)
Организационная часть.
Звучит запись песни «Родительский дом». Родители и дети занимают места в классной комнате
П. Вступительная часть.
Классный руководитель. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки...
Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом – начало начал. Мы с вами очень долго и много готовились к этой встрече и хорошо поработали. Кем нам только не доводилось побывать в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные в форме генеалогического древа и выступили в роли историков. Были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи и реликвии. Были журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Были корреспондентами и фотографами, когда оформляли выставку «Загляни в семейный альбом».
Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделится друг с другом.
(Представление гостей).
Ученик: Но мы все хотим рассказать о своей работе, а нас много? Как
тут быть.
Библиотекарь: Ну что же все верно, все готовились. А кто были
вашими помощниками?
Дети (Нам помогали наши родные, близкие, семья).
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Библиотекарь: Негоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать предков своих, историю рода своей семьи. Так давайте же будем рассказывать о родословной своей семьи. (Коштоян).
Сколько лет самому старшему члену вашей семьи?
Библиотекарь: Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит». Из чего же складывается семейное счастье?
Слово предоставляется школьному педагогу - психологу
Библиотекарь: Помните, что показателями хорошего психологического климата в семье являются работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой настрой членов семьи. Мы продолжаем наш разговор о семье. Игра «Ромашка» поможет нам узнать, как вы понимаете секреты семейного счастья.
Учитель: (Ромашка) Продолжите фразу:
«Семейное счастье - это ...»
«Самое трудное в семейной жизни - это...»
«Больше всего я боюсь ...»
«У нас в семье под запретом...»
«Если мы ссоримся, то...»
«Если у ребенка что-то стряслось, то ...»
«Радость в моей жизни - это...»
«Главное в счастливой семье - это...»
Библиотекарь: Итак, мы с вами провели игру, которая помогла узнать секреты семейного счастья. Русская народная пословица, говорит: «Дружная семья гору свернет». Секретами дружной семьи поделятся семья Сафоновых и Гнездиловых.
Библиотекарь: Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь - и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100 раз слово «понимание»!
Секретами семейного счастья сейчас с нами поделится семья Морозовых.
Библиотекарь: Итак, очень важно в счастливых семейных отношениях является понимание. А понимать друг друга - значит, прежде всего, очень хорошо знать. Я приглашаю выйти три пары участников от семей - взрослого и ребенка и предлагаю следующие задание. Я задаю по 3 вопроса каждой паре участников. Взрослый пишет ответ на листе, сидя спиной к ребенку и передает лист мне. После этого младший отвечает устно..
1. Сколько лет вашей маме?
2. Вкуснее всего у мамы получается?
3. Какой школьный предмет ваша мама любили в школе?
4. Любимый праздник мамы.
5. Любимая книга вашей мамы.
Выступление по большому количеству совпадений.
Библиотекарь: Когда мы готовили работы, то больше всего нас удивил ученик, у которого уже 13 грамот и 5 медалей. Мы приглашаем Сазонова Семена.
Вопрос родителям: В чем трудность таких побед?
Библиотекарь: Большое спасибо, участникам, а мы продолжаем. Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют наших, детей, а плохие – ложатся на них тяжким бременем. Ведь дети наследуют историю нашей жизни.
Семья Кузнецовых.
Библиотекарь: А сейчас я хочу обратиться к младшим представителям семей, нашим детям. Знаете ли вы, как раньше жили? Семьями большими, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье у нас есть загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек? А загадает ее вам ученица нашего класса.
Ученица: Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат .У нас порядок в доме, лад,
И чистота вот почему.
Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
Ребята наперебой называют цифры. Того, кто отгадал, приглашают к доске и просят объяснить ответ. Правильный ответ: брат, сестра, их родители и бабушка с дедушкой, родители папы. На это указывает слово «невестка». Так называют родители папы его супругу, то есть маму этих детей. Представляем семью Тарасовых.
Библиотекарь: Давайте разовьем тему родственных отношений и попросим ребят ответить на несколько вопросов.
1. Кого называют тещей?
2. Кто такая свекровь?
3. Кто такой зять?
4. Кого называют деверем?
5. А кого золовка?
Библиотекарь: Молодцы! Наверное, вы очень любите своих родственников, что так хорошо отвечаете на мои вопросы. А сейчас я обращаюсь к нашим уважаемым мамам и папам. У кого у вас есть золовка? Слово предоставляется семье ГогадзеБиблиотекарь: Вы, конечно же, хотите, чтобы у вашего ребенка было много друзей. Тогда придется привыкнуть к тому, что они иногда собираются у вас дома. Предлагаем вам не сложные игры, в которые детей можно включить с вашим участием.
Вопрос семье Крутиковых: А что вы предлагаете друзьям своего ребенка, когда они у вас в гостях?
ИГРА «Проворные мотальщики»
К двум круглым палочкам привязывают по шнуру . К концам шнуров - какие-нибудь игрушки на колесах. Играющие садятся рядом и по команде начинают наматывать шнуры на палочки. Кто первый прикатит игрушку к себе? Можно дать мотальщикам и другое задание. Концы длинной веревки привязывают к круглым палочкам. На середине веревки укрепляют флажок, ленточку или шарик. Кто первый, наматывая веревку на свою палочку, доберется до флажка? (Надо следить за тем, чтобы все время веревка оставалась натянутой).
Приглашается семья Крутиковых.
Учитель: Большое спасибо, всем, оказывается, мы так мало знаем друг о друге! Сколько талантов, сколько интересных семейных историй, как много поучительного. Наши ребята очень ждали сегодняшнюю встречу, готовились к ней и сейчас хотят порадовать вас забавной сценкой, она имеет отношение к теме нашего разговора. В сценке участвуют четыре ученика, один из них - от автора. Два ученика сидят за столом, вокруг разбросаны игрушки.
От автора: Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом. Мама:Был на квартиру налет?
Дети: Нет!
Мама: К нам заходил бегемот?
Дети: Нет!
Мама: Может быть до не наш?
Дети: Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
Мама: Значит это не обвал?
Дети: Нет!
Мама: Значит, слон не танцевал? Дети: Нет!
Мама: Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Вместе в доме уберем
И порядок наведем?
Дети: Да-а-а!
Учитель: Чему же учит нас эта сценка? (Дети отвечают).
Милые наши мамочки, как много вы успеваете, какие вы молодцы! Представьте себе, помимо того, что наши мамы имеют профессии, замечательно трудятся, они еще дома (например, в семье из четырех человек) перемывают в течение года 28 тысяч ножей и вилок, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно составляет в год около 5 тонн. Не мешало бы переложить хотя бы парочку тонн еще на чьи-то плечи. Хочется сегодня сказать нашим труженицам огромное спасибо за их вселенскую доброту, всепрощение и неутомимость.
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли...
Заключительное слово учителя.
А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребенку, к мужу, к матери, к брату. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно – одежда, мебель, путешествие, деньги, машина, успех в делах – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать так же любящими и счастливыми. Да, все начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, ДОБРА!
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Помогайте родителям по дому, выполняйте задания учителей, и вы увидите, что ваши родители будут чаще улыбаться.
А вам, дорогие мамы и папы, хочется пожелать следующее: будущее принадлежит только детям. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными.
Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание. Пусть жизнь ваши будет богата и духовно, и материально. Звучит песня.

Сафонова Л. И. ,
учитель начальных классов;
Булгакова И. В. ,
школьный библиотекарь
МОУ «Ленинская СОШ
с углубленным
изучением отдельных предметов»
п. Прямицыно Октябрьского района
Методическая разработка семейной гостиной
«Родительский дом- начало начал»
Цели:
1. развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
2. воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
3. формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассников;
4. способствовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, семей учащихся;
5. продолжить изучение семей учащихся.
УЧАСТНИКИ: классный руководитель, школьный библиотекарь, родители учащихся четвертого класса, учащиеся четвертого класса, школьный педагог-психолог.
Подготовительная работа:
1. Приглашение родителей, гостей.
2. Поиск старинных вещей, документов хранящихся в семьях.
3. Составление родословной семей учащихся.
4. Оформление выставки «Моя семья - моя радость».
5. Оформление проектов «Моя семья».
6 Плакаты на доске
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой).
«Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!» (О. Фокина)
Организационная часть.
Звучит запись песни «Родительский дом». Родители и дети занимают места в классной комнате
П. Вступительная часть.
Классный руководитель. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки и бабушки...
Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом – начало начал. Мы с вами очень долго и много готовились к этой встрече и хорошо поработали. Кем нам только не доводилось побывать в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные в форме генеалогического древа и выступили в роли историков. Были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи и реликвии. Были журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Были корреспондентами и фотографами, когда оформляли выставку «Загляни в семейный альбом».
Мы узнали с вами много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделится друг с другом.
(Представление гостей).
Ученик: Но мы все хотим рассказать о своей работе, а нас много? Как
тут быть.
Библиотекарь: Ну что же все верно, все готовились. А кто были
вашими помощниками?
Дети (Нам помогали наши родные, близкие, семья).
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Библиотекарь: Негоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать предков своих, историю рода своей семьи. Так давайте же будем рассказывать о родословной своей семьи. (Коштоян).
Сколько лет самому старшему члену вашей семьи?
Библиотекарь: Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит». Из чего же складывается семейное счастье?
Слово предоставляется школьному педагогу - психологу
Библиотекарь: Помните, что показателями хорошего психологического климата в семье являются работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой настрой членов семьи. Мы продолжаем наш разговор о семье. Игра «Ромашка» поможет нам узнать, как вы понимаете секреты семейного счастья.
Учитель: (Ромашка) Продолжите фразу:
«Семейное счастье - это ...»
«Самое трудное в семейной жизни - это...»
«Больше всего я боюсь ...»
«У нас в семье под запретом...»
«Если мы ссоримся, то...»
«Если у ребенка что-то стряслось, то ...»
«Радость в моей жизни - это...»
«Главное в счастливой семье - это...»
Библиотекарь: Итак, мы с вами провели игру, которая помогла узнать секреты семейного счастья. Русская народная пословица, говорит: «Дружная семья гору свернет». Секретами дружной семьи поделятся семья Сафоновых и Гнездиловых.
Библиотекарь: Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь - и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе бумаги было написано 100 раз слово «понимание»!
Секретами семейного счастья сейчас с нами поделится семья Морозовых.
Библиотекарь: Итак, очень важно в счастливых семейных отношениях является понимание. А понимать друг друга - значит, прежде всего, очень хорошо знать. Я приглашаю выйти три пары участников от семей - взрослого и ребенка и предлагаю следующие задание. Я задаю по 3 вопроса каждой паре участников. Взрослый пишет ответ на листе, сидя спиной к ребенку и передает лист мне. После этого младший отвечает устно..
1. Сколько лет вашей маме?
2. Вкуснее всего у мамы получается?
3. Какой школьный предмет ваша мама любили в школе?
4. Любимый праздник мамы.
5. Любимая книга вашей мамы.
Выступление по большому количеству совпадений.
Библиотекарь: Когда мы готовили работы, то больше всего нас удивил ученик, у которого уже 13 грамот и 5 медалей. Мы приглашаем Сазонова Семена.
Вопрос родителям: В чем трудность таких побед?
Библиотекарь: Большое спасибо, участникам, а мы продолжаем. Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют наших, детей, а плохие – ложатся на них тяжким бременем. Ведь дети наследуют историю нашей жизни.
Семья Кузнецовых.
Библиотекарь: А сейчас я хочу обратиться к младшим представителям семей, нашим детям. Знаете ли вы, как раньше жили? Семьями большими, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье у нас есть загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек? А загадает ее вам ученица нашего класса.
Ученица: Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат .У нас порядок в доме, лад,
И чистота вот почему.
Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка.
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
Ребята наперебой называют цифры. Того, кто отгадал, приглашают к доске и просят объяснить ответ. Правильный ответ: брат, сестра, их родители и бабушка с дедушкой, родители папы. На это указывает слово «невестка». Так называют родители папы его супругу, то есть маму этих детей. Представляем семью Тарасовых.
Библиотекарь: Давайте разовьем тему родственных отношений и попросим ребят ответить на несколько вопросов.
1. Кого называют тещей?
2. Кто такая свекровь?
3. Кто такой зять?
4. Кого называют деверем?
5. А кого золовка?
Библиотекарь: Молодцы! Наверное, вы очень любите своих родственников, что так хорошо отвечаете на мои вопросы. А сейчас я обращаюсь к нашим уважаемым мамам и папам. У кого у вас есть золовка? Слово предоставляется семье ГогадзеБиблиотекарь: Вы, конечно же, хотите, чтобы у вашего ребенка было много друзей. Тогда придется привыкнуть к тому, что они иногда собираются у вас дома. Предлагаем вам не сложные игры, в которые детей можно включить с вашим участием.
Вопрос семье Крутиковых: А что вы предлагаете друзьям своего ребенка, когда они у вас в гостях?
ИГРА «Проворные мотальщики»
К двум круглым палочкам привязывают по шнуру . К концам шнуров - какие-нибудь игрушки на колесах. Играющие садятся рядом и по команде начинают наматывать шнуры на палочки. Кто первый прикатит игрушку к себе? Можно дать мотальщикам и другое задание. Концы длинной веревки привязывают к круглым палочкам. На середине веревки укрепляют флажок, ленточку или шарик. Кто первый, наматывая веревку на свою палочку, доберется до флажка? (Надо следить за тем, чтобы все время веревка оставалась натянутой).
Приглашается семья Крутиковых.
Учитель: Большое спасибо, всем, оказывается, мы так мало знаем друг о друге! Сколько талантов, сколько интересных семейных историй, как много поучительного. Наши ребята очень ждали сегодняшнюю встречу, готовились к ней и сейчас хотят порадовать вас забавной сценкой, она имеет отношение к теме нашего разговора. В сценке участвуют четыре ученика, один из них - от автора. Два ученика сидят за столом, вокруг разбросаны игрушки.
От автора: Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом. Мама:Был на квартиру налет?
Дети: Нет!
Мама: К нам заходил бегемот?
Дети: Нет!
Мама: Может быть до не наш?
Дети: Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
Мама: Значит это не обвал?
Дети: Нет!
Мама: Значит, слон не танцевал? Дети: Нет!
Мама: Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Вместе в доме уберем
И порядок наведем?
Дети: Да-а-а!
Учитель: Чему же учит нас эта сценка? (Дети отвечают).
Милые наши мамочки, как много вы успеваете, какие вы молодцы! Представьте себе, помимо того, что наши мамы имеют профессии, замечательно трудятся, они еще дома (например, в семье из четырех человек) перемывают в течение года 28 тысяч ножей и вилок, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно составляет в год около 5 тонн. Не мешало бы переложить хотя бы парочку тонн еще на чьи-то плечи. Хочется сегодня сказать нашим труженицам огромное спасибо за их вселенскую доброту, всепрощение и неутомимость.
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чем смысл жизни?» Многие считают, что смысла в ней нет вообще, поскольку человек рождается и умирает. Грустные мысли...
Заключительное слово учителя.
А мы сегодня вместе пришли к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребенку, к мужу, к матери, к брату. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно – одежда, мебель, путешествие, деньги, машина, успех в делах – лишь прилагается к главному – к семье, в которой царят любовь, сострадание, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле обращаются вокруг с тем, чтобы попытаться остальных сделать так же любящими и счастливыми. Да, все начинается с семьи, дома – и ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей, а значит, ДОБРА!
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Помогайте родителям по дому, выполняйте задания учителей, и вы увидите, что ваши родители будут чаще улыбаться.
А вам, дорогие мамы и папы, хочется пожелать следующее: будущее принадлежит только детям. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными.
Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание. Пусть жизнь ваши будет богата и духовно, и материально. Звучит песня.