Учебное занятие в дополнительном образовании


ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ.
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определит их отношение к учебным занятиям.Вводное занятие преследует определённые цели и задачи, реализация которых имеет большое значение для всей последующей деятельности объединения:
- вызвать у детей интерес к занятиям в объединении, стремление к овладению необходимыми знаниями и умениями;
- познакомить детей с образовательной программой, с перспективами личностного развития;
- познакомить детей с учреждением, с другими творческими объединениями;
- выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
- начать работу по формированию детского коллектива.
Первый этап занятия – знакомство детей друг с другом и педагогом. Для этой цели можно использовать целый ряд игр:«Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое…» и др.
Результат этого этапа занятия:
-дети знакомы друг с другом,
- педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское учреждение.
Второй этап занятия – знакомство детей с объединением, с содержанием программы.
Педагогу необходимо ознакомить детей с целью и задачами объединения, с содержанием образовательной программы, с основными этапами овладения мастерством. Необходимо также рассказать о достижениях объединения и его отдельных воспитанников, о традициях объединения. Рассказ обязательно должен сопровождаться демонстрацией выставки работ учащихся прошлых лет, слайдов, фотоальбомов, творческих работ выпускников объединения и т. д. Также нужно обратить внимание детей на перспективы в данном виде деятельности, то есть использование полученных знаний дома, в школе, в лагере, при выборе профессии, учебного заведения.
Третий этап занятия – выявление уровня первичной подготовленности детей в данном виде деятельности. Для этой цели можно использовать тесты и тестовые задания, конкурсы и соревнования, познавательные игры, выполнение практического или творческого задания. В детских объединениях художественной направленности можно попросить ребят принести из дома свои работы.
Результатом этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
- внесения корректив в образовательную программу;
- разработки индивидуальных заданий;
-объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
Четвёртый этап – начало учебного процесса (согласно учебному плану): ознакомление с историей данного вида деятельности, с первым этапом работы или с инструментами и материалами, техникой безопасности.
Пятый этап – завершение занятия. Здесь возможны разные варианты: экскурсия по учреждению и знакомство с другими объединениями, творческое задание, игра и т.д. и затем рефлексия всего занятия.
Главная цель вводного занятия – это пробуждение интереса к тому виду деятельности, которым будут заниматься дети и, потому, предпочтительнее проводить его в нетрадиционной форме
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
- выставка детских творческих работ;
- альбом – летопись детского объединения;
- фотографии, слайды и видеофильмы;
- награды детского объединения и его воспитанников;
- информационный стенд.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
- обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей жизни детского объединения;
- обсуждение правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
-выбор детского актива;
- распределение разовых и постоянных поручений;
- формирование системы передачи информации.
Результатом этого занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1этап – организация;
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятий.
Организация занятия
Первые 10 – 15 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- сбор детей;
- подготовку их к занятию;
- подготовку рабочих мест учащихся.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- изложение исторических данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
- правила техники безопасности.
Теоретическая часть не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интересной позволяют:
- использование наглядного и раздаточного материала;
Использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
- использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период учебного процесса;
-тему учебного года;
-уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 15-20 мин)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей. Завершение занятия включает в себя:
- подведение итогов практической работы;
- закрепление учебного материала;
-объяснение домашнего задания;
-организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
- необязательность его наличия и выполнения;
- творческий характер;
- для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
в) выполнение только практической работы (выездные занятия).
Подготовка и проведение итоговых занятий.
Итоговые занятия могут проводиться:
- по окончании учебного года;
- по окончания полугодия;
- после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Подготовка занятия в учебном кабинете.
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
определение темы занятия;
продумывание общего хода занятия;
продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
подбор методических материалов по теме занятия;
выполнение практической работы;
составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
- приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
-проветривание учебного кабинета;
- подготовка методических материалов к занятию;
- проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.