Планирование факультативного курса по русскому языку «К тайнам слова» для 4 класса


Количество часов: 60
Класс: 4
Пояснительная записка
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса “к тайнам слова” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Предлагаемый курс занимательной лингвистики «К тайнам слова» рассчитан на 60 часов и предлагается для работы с обучающимися 4 класса. Он состоит из восьми последовательных ступеней:
I. Фонетика и орфоэпия.
II. Лексикология.
Стилистика. Культура речи и риторика.
Словообразование.
Морфология.
VI. Синтаксис и пунктуация.
VII. Орфография.
VIII. История языка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цели курса:
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся;
содействовать развитию речи детей;
совершенствовать навыки лингвистического анализа;
повышать уровень языкового развития школьников;
развивать осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса обучающихся;
формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
воспитывать эмоционально-целостное отношение к родному языку, пробуждать познавательный интерес к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русского языка.
Формы проведения занятий:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии:
технология  разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология  обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
информационно-коммуникационная технология;
здоровьесберегающая технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса «К тайнам слова»
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
учебно-познавательный интерес к предмету;
чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
формирование эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
развитие морально-этического сознания;
формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение учитывать установленные правила в планировании;
умение решать проблемы творческого характера;
умение адекватно воспринимать оценку;
умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение добывать новые знания;
умение перерабатывать информацию;
умение строить суждения в простой форме;
умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение договариваться;
умение работать в паре, группе, коллективе;
умение адекватно использовать речевые средства;
умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Использованная литература
Русский язык в рисунках: кн. для учащихся/ В.М. Бурмако. – М. Просвещение, 1991.
Фразеологический словарь русского языка/ Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотов. – М.: Русский язык, 1986
Учимся играя/ В.В.Волина. – М: Новая школа, 1994.
Секреты орфографии: кн. для уч-ся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М., 1994.
Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения / М.В. Панов. – М.: Просвещение, 1984
Сборник загадок/сост. М.Т. Карпенко. – М. Просвещение, 2001
Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: кн. для учащихся 5-7 кл./ Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989.
Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска
Учебно-тематический план (60 часов)
№ Название Темя занятия
п/п раздела Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Фонетика Звуки не буквы!
и орфоэпия Банты и шарфы
«Пигмалион» учит орфоэпии
Кис-кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях
Лексикология Имена вещей
О словарях энциклопедических и лингвистических
В царстве смыслов много дорог
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов
Как возникают названия?
Слова-антиподы
Фразеологические обороты
Словари «чужих» слов
«Он весь свободы торжество»
Мы говорим его стихами
Слова, придуманные писателями
Слова уходящие и слова-новички
Словарь языка ПушкиваПаронимы, или «ошибкоопасные» слова
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь-грамотейНаучная этимология
Какие бывают имена?
Древнерусские имена
Отчество и фамилия
Стилистика. Культура речи
Искусство общения
Прекрасное разнообразие
Мы собеседники. Искусство вести беседу
«Пигмалион» и культура речи
Словообразование
Глокая куздраВсегда ли слагаемые равны сумме?
Строительство слов
Как числительные участвуют в словообразовании?
Морфология
Пять - числительное, а пятый?
О прямых и переносных значениях в морфологии
Имя существительное. Какого рода?
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Интересные слова
Служебные части речи
Синтаксис и пунктуация
Слово + слово = ?Слово... словосочетание... предложение...
В поисках подлежащего
Словесные блоки
Два подлежащих рядом
Точка и запятая
Вопросительный и восклицательный знаки
Разные знаки - разный смысл
Всегда ли однородны однородные?
Орфография
«А все-таки она хорошая...»
Весёлые правила
Кощей или Кащей?
История языка
Как развивалась система письма?
К истокам слова
Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий