Внеклассное мероприятие Растительный и животный мир родного края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новожизненская основная общеобразовательная школа
Аннинский район, Воронежская область
Цель:
пропаганда экологических знаний среди учащихся,
практическая деятельность школьников по охране природы,
участие в экологическом движении.
Задачи:
развитие психо-эмоциональной сферы личности учеников на основе общения с объектами природы;
формирование у учащихся умений самодиагностики динамики эмоционально-соматического состояния здоровья;
укрепление физического здоровья учащихся на основе двигательной активности;
воспитание у школьников любви к своему краю, его природе, активной жизненной позиции в деле охраны природы.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОДНОГО КРАЯ
Земля, земля, родная мать,
Полей ржаных разбег!
Какою песней передать
Любовь мою к тебе?
К. Козлов
Учитель. Задумывались ли вы, ребята, над тем, что человек, срывая на лугу красивый цветок, делает беднее свою Родину? Ведъ луг красота Земли. Красота луга часть красоты планеты, на которой мы живем. Но наша планета серьезно заболела. Ее природа в опасности. Это случилось по вине людей. Загрязнение океана, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой. Только сообща люди могут вылечить свою! планету. В последние годы в стране приняты Законы об охране природы. И мы с вами не можем оставаться в стороне.
Мы должны всей душой полюбить землю, на которой живем. А любить природу значит любить Родину.
Ребята! На дворе еще ранняя весна, а посмотрите, как необычно расцвел сегодня наш зал. Весна это пробуждение всего живого. Это бурное цветение трав, цветов, это пение птиц, журчанье ручьев, это раскаты грома, дождь, радуги над полем. И чтобы увидеть всю эту красоту, надо полюбить родные места.
Мы с вами живем в центральной полосе России. Наш посёлок «Новая Жизнь» расположен в красивом и живописном месте. На территории посёлка располагается пять прудов. Весной наш край утопает в цветущих яблоневых и вишнёвых садах.
И сегодня мы поговорим о растительном и животном мире нашего края. И пусть всё, что вы сегодня увидите, узнаете, поможет вам еще больше полюбить родную природу. А природу нашего края мало увидеть...
Ученица:
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце,
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Звучит песня «Наш край»
Новая Жизнь утопает в садах . Они окружены лесополосами из различных лиственных пород деревьев. Здесь красуются клёны, берёзы, липы, тополя, ясени и многие другие. Сады настоящее чудо нашего края. А поэтому мы всех приглашаем на заочную прогулку в наш сад. А какая же прогулка без веселой песни?
Звучит песня М. Матусовского и В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Ученики читают стихи о деревьях и полевых цветах.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится -
Что за зверь0
Какая птица?
Вес открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полях цветет много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
Выглянул подснежник в полутьме лесной,
маленький разведчик, посланный весной!
Родился ландыш в майский день.
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Первоцвет весенний беленький цветок.
Потянулся к солнцу нежный лепесток.
Будь же осторожен! Не сорви его,
Мягкого, душистого друга моего!
Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние цветы.
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Выходят учащиеся и становятся рядом, на всех шапочки
из листьев разных деревьев.
Садовник.
Здравствуйте, ребята! Очень рад видеть вас у себя. Я думаю, вы знаете, как надо вести себя в саду: зверюшек не обижать, деревьев зря не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник.
Табличка: «Берегите лес! Лес наше богатство». Ученик. А почему здесь такая надпись? Лесник. Понимаете, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а сеть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное неумело разводят костер. Запомните все: самый страшный враг леса пожар!
Ребята, послушайте, что расскажут вам о себе деревья,
которые растут в нашем лесу.
Ель, Я ель. Я знакома всем с детства. Вместе, со мной под Новый год приходит сказка^ Я расту 150200 лет.
Клен. Я клен. Я желанный гость всех'парков и улиц городов. Мои резные листья так красивы. У меня крепкая древесина,
Березка. Полюбилась русскому народу береза. Сколько песен и стихов сложено обо мне,.
Звучит старинный вальс «Березка», девочки, одетые и белые платья, танцуют.
Дуб.; Мои мощь и красота привлекают всех. Мои корпи уходят глубоко в землю. Мне не страшны- никакие бури. Ранее из меня строили корабли. Ребята, если вы положите несколько моих листочков в банку с солеными огурцами они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Ученик.
Нет ничего милее, бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес. А будет жажда мучить, то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок. Нас ждут в лесу рябины, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых.
Учитель. Сегодня на нашем празднике работает зеленая аптека. В ней собраны лекарственные растения. И мы сейчас получим несколько полезных советов.
Подорожник. Люди давно знают подорожник. Ведь подорожник способен заживлять раны. А соком из! листьев лечат желудок.
Крапива. Я крапива. Людям есть за что благодарить меня. Из меня можно приготовить великолепные зеленые щи. Из меня делают бумагу, веревки. А в медицине я останавливаю кровь.
Репейник. Ярепейник, или лопух. Вы, ребята, обижаетесь, наверное, на то, что я ко всем пристаю. Но по моему образцу люди изготовили ленту-застежку. Новая застежка удобна и проста. Да и в медицине от меня большая польза.
Щавель. Когда человек заболел и ему не хватает витаминов, то ешьте меня. Я щавель.
Лесник. Ребята, слышите гомон, шум? Это наши пернатые друзья. (Звучат голоса птиц.) Кто прилетает к нам первым? Кого мы называем «гонцом весны»?
Ученики. Скворца!
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом. Огороду, полю врач, Глянцевитый черный грач.
(Звучит песня жаворонка.)
Ученик.
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
(Выбегают ласточки и хлопотливо кружатся.)
С юга ласточки явились, Прилетели к нам весной, Хлопотливо закружились Над беседкою резной. Твить-ти-вить снуют проворно. День-другой, еще денек И под крышею узорной. Вырос ласточкин домок. Слышен писк и щебет птичий. Кто там смотрит из гнезда? Мчатся ласточки с добычей Малышам нужна еда.
(Танец ласточек.)
Лесник.
Ребята! Какие птицы остаются у нас зимой?
(Дети называют птиц.) Снегирь. Меня все знают! В(сю зиму я кормлюсь в ваших краях рябиной и семенами разных растений!
Учитель. Но далеко не всегда дела у птиц, зимой обстоят благополучно. Нередко зимой в лесу можно найти мертвых птичек. Они погибают не от холода, а от отсутствия пищи. Ученик.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель. Какой у нас удивительный лес! Вы ходите в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться
в лес по загадки?
Загадки:
1. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый краса! А зовут ее.., (лиса).
2. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвнсторогпй, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знайте, это... (лось).
3. Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело он мышей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (Еж).
4. В сосне дупло.
А кто в дупле
Живет в тепле? (Белка)
5. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был... (кабан)
то за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
7. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк).
8. Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника).
9. На вершине стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка).
10. Как зовут меня скажи! Часто прячусь я во ржи. Скромный полевой цветок Синеглазый... (василек).
Лесник. Ребята, а за чем еще вы ходите в лес? Ученики. За грибами.
Л е с п и к. Сейчас мы узнаем, кто из вас лучше знает названия грибов.
Проводится викторина в форме игры «Поле чудес».
После викторины лучшему классу вручается приз. Ребята рассматривают выставку поделок из природного материала. Каждому, классу вручается пакет с заданием па следующий цикл краеведческой работы.
У ч е н и к.
Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на крыльях повилики, На тропинке солнечные блики, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающую в жите... Берегите Землю! Берегите!
(Звучит песня «То березка, то рябина...»)
15