Методический отчет на тему Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании экологии в дополнительном образовании


Кунцевич Оксана Владимировна, учитель биологии, химии, экологии
Отчет по методической теме
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В настоящее время ИКТ находит всё более широкое применение на различных уровнях образования. Это связано с тем, что использованием информационно-компьютерных технологий помогает обучающимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. При использовании ИКТ в процессе обучения значимыми
решения конкретных учебных задач, а также умение принимать инновационные решения.
В моей педагогической деятельности поставила перед собой следующие
цели: усилить личностную ориентацию обучения экологии, учесть
индивидуальные особенности обучающихся, предоставить им выбор форм, изучения материала и повышение их уровня общеобразовательной подготовки.
Актуальность обращения к данной теме определяется современными
требованиями к развивающемуся в ходе образования человеку, а также
потребностью учащихся в творческой самореализации с помощью средств
ИКТ.
В процессе организации занятий с применением ИКТ решаются следующие
задачи:
• обучение обучающихся экологии, информатике и компьютерным технологиям;
• созданы условия для воспитания у обучающихся информационной культуры,
адекватной современному уровню развития информационных
технологий;
• обеспечены возможности доступа к мировым информационным
ресурсам — файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-
серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет-
технологий;
• созданы и опубликованы в электронном и печатном виде материалы
методического и учебного характера, включая электронные учебники,
системы проверки знаний, методические пособия и другие виды учебной
информации;
• организовано участие в конкурсах сети Интернет — проектах, а также участие в различных муниципальных конкурсах.
Информационные технологии, как аппаратно-программные средства,
базирующиеся на использовании вычислительной техники обеспечивают
хранение и обработку образовательной информации, доставку ее обучаемому,
интерактивное взаимодействие ученика с педагогом или педагогическим
программным средством, а также тестирование знаний ученика.
Приведем примеры использования ИКТ на занятиях по экологии в дополнительном образовании:
1. Занятие - объяснения нового материла. Занятие проводится в традиционной
форме. Я заранее готовлю материалы к занятию (теория, словарь основных
терминов, разбор заданий и т.д.).
На занятии, при условии, что в компьютерном классе имеется компьютеры, обучающимся предлагается изучать материал с заранее приготовленной презентацией. Заранее можно подготовить задания по теории, включая моменты просмотра видео. На этапе рефлексии обучающемуся можно предложить выполнить тестирование или ответить на вопросы викторины с просмотром фотографий растений и животных. Работа с электронными материалами позволит обучающемуся выстроить свой маршрут, выбрать подходящий ему темп обучения. Например такие темы, как "Лекарственные растения" или "Водный мир".
Дома обучающийся выйдя на сайт с материалами, может также с успехом составить свою презентацию к занятию или просто подготовить материал к следующему занятию.
Кроме основного содержания урока ученикам предлагается список ссылок с
дополнительными материалами:
• ссылка на учебные пособия,
• ссылка на электронное приложение к УМК.
• ссылка на ресурсы ФСИОР и Единой коллекции ЦОР (www.fcior.edu.ru и
www.school-collection.edu.ru)
2. Занятие закрепление.
При проведении проектных или творческих работ я готовлю четкие критерии
оценивания, ориентируясь на которые обучающийся строит свою работу и готовит проект. При выполнении проектной работы составляется соответствующая презентация с моментами видео или звуковых файлов. На основе материала можно составить слайд-шоу.
У любой деятельности должен быть результат. Система сбора работ
учащихся дает возможность обучающимся ощутить свои способности,
почувствовать достигнутый результат.
3. Занятие контроля знаний.
В последнее время контроль знаний все чаще проводят в тестовой форме.
Тест по той или иной теме можно выстроить на основе викторины в электронном виде с ответами на вопросы.
4. Игры - квесты с успехом применяемые в последнее время дают обучающимся не только почувствовать участником, но и решить определенные задачи с экологическим уклоном. Например, обучающиеся очень любят играть в электронную игру "Дивный сад", в которой в результате нужно высадить сад, борясь с засухой.
Я предлагаю обучающимся просмотр различных фильмов, связанных с жизнью природы, птиц и т.д., интересные материалы, викторины и конкурсы. Или выстроить увлекательное виртуальное путешествие, например, в страну Египет с изучением флоры и фауны этого уголка планеты.
Использование ИКТ на занятиях позволяет мне организовать работу с учетом возможности обучающихся. Мы работаем и с книгами, и с электронными ресурсами. Ребята не отрываются от традиционных средств обучения: книг, инструментов, лабораторного оборудования, ручки и тетради.
Сегодня, когда интернет выходит у детей на первое место, нам педагогам
нужно использовать компьютер в своих целях, привлекая детей к ИКТ по своим предметам.