Мой Казахстан! Я горжусь тобой!

Урок составлен учителем начальных классов ГОУ СОШ № 1605 Слезевой Е.Д.
Разговор сегодня пойдёт о Родине, о большой и малой, о необыкновенной красоте природы и о широте русской души, о истории нашего государства, о патриотизме, о героических поступках, о великих открытиях и о многом другом. Вместе с вами постараемся поразмышлять, проанализировать, понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.
Предмет русский язык
Класс 4
Тема: Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»
Цель: формировать умение писать сочинение-рассуждение.
Задачи: О. – подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;
- формировать умение анализировать тексты малого объема;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- учиться употреблять слова с определенным значением; работа с разными частями речи;
- расширять словарный запас.
Р. - развивать у учащихся умение работать над сочинением-рассуждением;
- развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость;
В. – осуществлять нравственное, патриотическое воспитание;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
Форма урока: урок развития речи
Основные идеи урока:
Обобщить знания учащихся в процессе коллективной, самостоятельной и творческой работы.
Развитие речи (устной и письменной) при анализе отрывков произведений С. Михалкова, И. Соколов-Микитова.
Использовать основные изобразительно-выразительные приемы при построении работы в жанре сочинение-рассуждение.
План урока как целостной системы:
Организация эмоционального настроя
Определение основной цели и задач урока, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов;
Подготовка к творческой письменной работе – анализ художественных произведений; выражение собственных мыслей по заданной теме в жанре сочинение-рассуждение, расширение словарного запаса.
Творческая работа.
Анализ письменной творческой работы
Определение домашнего задания.
Способы реализации поставленных задач урока:
I. Методы организации и осуществления учебной деятельности.
- Словесный (рассказ, беседа)
- Наглядный (демонстрация)
- Практический (написание сочинения-рассуждения)
По степени управления учебной работой.
- Под руководством преподавателя
- Самостоятельная работа учащихся
По степени самостоятельности мышления.
- Проблемно-поисковые
II. Методы стимулирования и мотивации учения.
- Анализ жизненных ситуаций
- Создание ситуации успеха
- Убеждение в значимости учения
- Учебная дискуссия
III. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
- метод устного контроля и самоконтроля (фронтальный опрос)
- метод письменного контроля (письменная работа)
Формирование надпредметных умений:
- обобщать путем сравнения;
- ставить и решать проблемы;
- оперировать понятиями;
- рассуждать по аналогии.
Оборудование:
- мультимедийный проектор
- компьютер
- музыкальный центр
- презентация для урока
- толковый словарь
- индивидуальный пакет для учащихся (Приложение 1 – 1.Текст И. Соколова-Микитова; 2. Индивидуальные листы для написания сочинения-рассуждения.)
Музыкальное оформление урока:
М. Бернес «Журавли»
Л. Зыкина «Гляжу в озера синие»


Этапы урока

I.
Организационный момент.







II.
Сообщение темы и задач урока.






























III.
Подготовка к сочинению-рассуждению.

























































































IV.
Написание сочинения –рассуждения.













V. Итог.













VI. Д/З.



Содержание урока (деятельность учителя)

Цель: концентрация внимания учащихся, создание эмоционального настроя, подведение к осознанию темы урока.
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Е. Д. Сегодня мы будем работать вместе. И прежде, чем начать наше сотрудничество, давайте поделимся друг с другом своим настроением. Поставьте ручки ладошками друг другу, улыбнитесь и передайте положительный заряд энергии. Пожелаем друг другу: «Пусть сегодняшний урок принесет нам приятное общение, пользу и радость творчества».
Цель: концентрация внимания учащихся, создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.
Беседа
- В какой стране мы живем?
- Как вы считаете, должны ли мы, как жители России знать о своей стране как можно больше?
- Почему человек должен все знать о своей стране?
Потому что каждый человек, живущий в России, обязан знать ее историю, родной язык, беречь и любить природу. Посмотрите на карту, какую огромную территорию охватывает наша страна.
Слайд с картой
Наша задача Вот сегодня на уроке мы будем с вами узнавать в какой большой, многонациональной, интересной и красивой стране мы живем.
Слайд «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»
Посмотрите на эпиграф к нашему уроку
(Эпиграф - элемент произведения/издания, который представляет собой короткий текст, выражающий основную мысль произведения или его фрагмента, и помещается в его начале.)
- Откуда эта фраза?
- Как вы понимаете эту фразу? О чем пойдет речь на нашем уроке?
- Как можно назвать местечко, где вы родились?
- Что же такое Родина? Как вы понимаете это слово?
Давайте посмотрим какое научное определение слову Родина дает В. И. Даль в толковом словаре. Мой помощник прочтет нам его.
Слайд с определением Родина.
Цель: анализ литературного произведения; расширение словарного запаса; знакомство с богатством и красотой Российского государства; создание эмоционального настроя.
Активизация познавательной деятельности
- А что такое Родина для известного писателя
И.С. Соколова-Микитова? Давайте посмотрим и послушаем.
Чтение текста.
Слайды с картинами Родины.
Красота?
Возьмите листочки с текстом.
Положите перед собой и чистые разлинованные листы.
Для того, чтобы вы могли красиво и грамотно рассказывать о своей Родине выберите из текста словосочетания, с помощью которых Соколов-Микитов описывал всю красоту и великолепие Родины.
Выпишете эти словосочетания в столбик с маленькой буквы.
- Какое бы свое с/с вы добавили?
Допишите получившийся уже у вас словарь красивых фраз. Как бы вы сказали о Родине?
Запишите 2-3 своих с/с.
Проверяем
Стройная, кудрявая, белоствольная
О чем речь? Белая береза – символ русской природы.
Посмотрите, в основном мы сейчас говорили о чем?
Но ведь Россия – это прежде всего люди!
В каждой стране жители имеют свои особенности, отличаются темпераментом, традициями.
- Давайте порассуждаем, а какой русский человек?
Чем отличается характер русского человека?
- Назовите имена людей, которые прославляли Россию многие годы.
Называют и объясняют, чем известен то или иной человек.
Музыканты П.И. Чайковский, М. И. Глинка
Художники И.И. Левитан, И.И. Шишкин, А. К.Саврасов
Поэты, писатели А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. Есенин
Ученые, космонавты
Полководцы М. И. Кутузов, А.В. Суворов, Г.К. Жуков
Как раньше называли Россию?
А чем славилась Русь Матушка?
-Русь всегда славилась народными промыслами?
Может кто-то знает какими?
- Кем еще славилась Русь?
Богатырями, их подвигами великими, которые воспевали, прославляли в былинах, народных песнях, сказаниях.
Дополните наш словарь о Родине, который мы писали своим с/с или даже одним словом, которые характеризуют русского человека.
(Какой характер, особенность у русского человека?)
Проверяем
ФИЗ. МИН
Если вам придется писать сочинение или рассказывать устно кому-то о Родине, вы должны будете для определения этого понятия использовать различные слова, чтобы не повторяться.
-Какими еще словами можно заменить слово Россия?
Слайд с синонимами
Русь, Россия, Российская Федерация, Родина, Отечество, Отчизна, родная земля.
- Как пишутся эти слова?
Сядьте удобно и положите руки за спину.
Послушайте очень внимательно, то, что я буду рассказывать, потому что скоро начнется ваше превращение в настоящих писателей и философов.
Знаете кто такие философы?
Многие философы, писатели, поэты задумывались над тем, в чем же сила государства российского, её мощь и её великого народа. Вот как рассуждал об этом философ В. С. Соловьев.
Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше
всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию?
Цель: создание сочинения-рассуждения, используя полученные знания и словарный запас.
Вернитесь в рабочую позу, положите перед собой листочек, отступите одну строчку вниз.
Мы с вами продолжим рассуждение, как настоящие философы.
Порассуждайте и напишите, чем же может гордиться русский народ?
- Чем мы хвалим Россию?
У вас должен получиться небольшой рассказ, которым вы сможете воспользоваться, если вам придется рассказывать о своей Родине.
Слайд с березами
Может это историческое событие, может это судьба человека, литературные или музыкальные произведения.
Музыка
Цель: анализ сочинений; рефлексия
Самопроверка
- Кто готов поделиться с нами своим рассуждением?
- Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания и умения, которые вы сегодня приобрели?
Что же такое Родина? Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?
Наш урок закончился, но жизнь наша продолжается и от того какими будете вы зависит будущее России. Читайте книги о России, слушайте музыку о России! Берегите Россию!
Помните не только мы должны гордиться своей страной, но и она должна гордиться нами!
Цель: дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к последующему обучению; развитие творческого потенциала учащихся.
Мы поговорили о прошлом и настоящем нашей страны, а дома я предлагаю заглянуть чуть-чуть в будущее. Подумайте, какой будет Россия в будущем, лет так через двадцать?
Можете записать свои мыли или нарисовать Россию будущего.
Вы молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Деятельность детей















В России

Да.
Чтобы рассказывать гостям и гордиться своей страной.











Гимн России
Называют варианты

Родина.
Где ты родился, жил, был счастлив, смог проявить себя, свои способности..










- читают









Самостоятельно пишут с/с.
Называют варианты



Белая береза


- о природе



Сильный, талантливый, гостеприимный, трудолюбивый, изобретательный, умелый

Варианты ответов







Русь

Хохлома, гжель, федоскино
Богатырями, подвигами






Читают варианты











С большой буквы





С греч. «любящий мудрость»





























Написание работы

Зачитывают 2-3 варианта





Самоанализ урока.
Данный урок является одним из уроков в разделе «Имя существительное» в курсе русского языка Рустэма Николаевича Бунеева и его соавторов и построен как урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Тема Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!»
Цель Формировать умение писать сочинение рассуждение.
Задачи О. – подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения;
- формировать умение анализировать тексты малого объема.
- обеспечить комплексный подход к гармоничному развитию школьников;
- учиться употреблять слова с определенным значением; работа с разными частями речи;
- расширять словарный запас.
Р. – развивать у учащихся умение работать над сочинением-рассуждением;
- развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, умение учиться дискутировать, аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли.
В. – осуществлять нравственное, патриотическое воспитание;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране.
Данный урок строился из нескольких этапов:
Организационный момент.
Дидактическая задача – подготовить учащихся к работе на уроке; создать эмоциональный настрой.
Результат – полная готовность к работе, быстрое включение учащихся; концентрация внимания; создан положительный эмоциональный настрой на данном этапе используется словесный метод организации учебной деятельности. С точки зрения здоровьесберегающих технологий ребенок рассматривается не как объект, а как субъект обучения, он эмоционально вовлечен в процесс обучения.
Сообщение темы и задач урока.
Дидактическая задача этого этапа заключается в концентрации внимания учащихся; создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов. Организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.
Результатом работы на данном этапе стала активность познавательной деятельности учащихся на следующих этапах, понимание практической значимости изучаемого материала. На данном этапе я сочла целесообразным использовать методы стимулирования и мотивации учения – это анализ жизненных ситуаций, убеждение в значимости учения; учебная дискуссия и проблемно-поисковый метод, которые способствовали развитию познавательного интереса и словесно-логического мышления.
Подготовка к сочинению-рассуждению.
Важным приемом творческой деятельности является формирование чувства удивления, новизны, а также готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Задачами данного этапа являлись: анализ литературного произведения; расширение словарного запаса; создание эмоционального настроя.
Результат – расширение кругозора средствами изучения авторского произведения.
Выразительное прочтение текста с погружением дало импульс к размышлению и рассуждению.
На данном этапе была произведена лексическая работа. Задачами которого было: развитие речевого слуха школьников; расширение словарного запаса; организация деятельности учащихся по воспроизведению полученной ранее информации.
Результат – умение воспроизвести изученный ранее материал, опора на собственные знания, самостоятельность, самоконтроль, активизация мышления, обмен опытом.
Поставленные задачи реализовывались с помощью методов организации и осуществления учебной деятельности (классификация Ю. К. Бабанского) таких как: наглядный, словесный, практический. Управление учебной работой проходило как под руководством учителя, а так же была организована и самостоятельно деятельность учащихся. На данном этапе была организована физ. минутка, цель которой – снятие мышечного напряжения, улучшения мозгового кровообращения, мобилизация внимания. Вторая физ. минутка была направлена на снятия напряжения с поясничного и грудного отделов позвоночника, направлена на формирование осанки.
Создание сочинения – рассуждения.
Дидактическая задача – организация самостоятельной работы учащихся.
Результат – умение самостоятельно рассуждать по заданной теме; готовая работа. На данном этапе использовались следующие методы: практический, метод самостоятельной творческой работы; метод письменного самоконтроля. В уроке прослеживалось межпредметная связь (литература – русский язык – история).
Итог.
Анализ сочинений; рефлексия – метод устного контроля в форме индивидуального опроса.
Домашнее задание.
Дальнейшее развитие знаний и умений; подготовка к последующему обучению; развитие творческого потенциала учащихся.
На уроке была создана остановка сознательного и активного отношения к учебной деятельности. Общение с учениками осуществлялось на основе уважения к личности каждого, преобладали положительные оценки.
В ходе урока удалось решить весь комплекс поставленных задач.
Общее самооценка урока – положительная.













Славься, страна! Мы гордимся тобой!...
С. Михалков.






























«Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»
С. Михалков




Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер летает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса, высокие горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в снеговых вершинах. Широкие знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят наши люди, населившие величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
(И.Соколов – Микитов)

Многие философы, писатели, поэты задумывались над тем, в чем же сила, мощь государства российского, и её великого народа. Вот как рассуждал об этом философ В. С. Соловьев.
Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец с гордостью говорит: немецкая верность. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию?














15