Методическая разработка урока Путеводная звезда для 6-х классов общеобразовательных школ по теме Ориентирование на местности по УМК А.Т. Смирнова ОБЖ, 6 класс.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №19
Нижегородский район, г. Нижний Новгород
ул., Славянская, д.35
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ "ИНТЕРАКТИВНАЯ МОЗАИКА"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
ПРЕДМЕТ:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА
6 класс
Проект преподавателя-организатора ОБЖ
Погребняка Сергея Федоровича
Высшая квалификационная категория
E-mail:pogrebnykbor@gmail.com
Нижний Новгород, 2013
КОНСПЕКТ УРОКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР
(ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ)
Класс: 6
Тема: Ориентирование на местности
Продолжение учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: Урок новых знаний - практикум
Цель учебного занятия: Определение сторон горизонта с помощью Полярной звезды.
Задачи учебного занятия:
Обучающая: Познакомить обучающихся с основным содержанием ориентирования на местности.
Развивающая: Разобрать и попрактиковать способ определения сторон горизонта по Полярной звезде.
Воспитывающая: Сформировать убеждение важности безопасного пребывания в природных условиях, используя при этом доступные способы.
Оборудование: лекционная аудитория и мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер, IPad.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Путеводная звезда», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003, программа для IPad «Star Walk» или мультимедийный планетарий Stellarium.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель Задачи Длительность
Настроить на восприятие нового материала Проверить подготовленность, организовать внимание 3 минуты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Приветствует обучающихся, настраивает на восприятие нового материала, проверяет готовность обучающихся к уроку, организовывает внимание Установка правильности, полноту и осознанность прежних знаний, выявление и устранение обнаруженных проблем - Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок ОБЖ!
ОБЖ — предмет особый,
Нужен всем он и всегда,
Потому уроки наши
Не пропустим никогда!
Я надеюсь на то, что этот урок у вас надолго останется в памяти потому, что каждый наш урок учит нас трем золотым правилам ОБЖ – предусматривать ситуацию, по возможности ее избегать и совершать правильные действия! (Слайд 2)
Я думаю, что эти три главных правила ОБЖ и сегодня нам помогут овладеть новыми знаниями и получить новые навыки и умения.
Итак, в путь! Вспоминают основные правила безопасного поведения - Сопоставление своих представлений о безопасности с представлением педагога
2 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА
Цель Задачи Длительность
В познавательной форме определить тему урока. Создание проблемной ситуации. Поставка перед обучающимися цели урока. Фиксация новой учебной задачи. Сориентировать и настроить обучающихся на работу в течение всего урока.
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта. 5 минут
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Организовывает погружение в проблему,
создает ситуацию разрыва. Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Учитель: Вы любите сказки или легенды! Отлично! Одну из легенд я хочу вам рассказать: (Слайд 3) ,
Втайне от своей ревнивой супруги, богини Геры, Зевс часто встречался с возлюбленной, и вскоре Каллисто родила сына Аркада. Мальчик быстро вырос и вскоре стал отличным охотником.
Но Гера узнала о любви Зевса и Каллисто. В гневе она превратила Каллисто в медведицу. Возвращаясь вечером с охоты, Аркад увидел дома медведицу. Не зная, что это его мать, он натянул тетиву лука... Но Зевс не зря был всевидящим и всемогущим - он схватил медведицу за хвост и перенес на небо, где и оставил в виде созвездия Большой Медведицы. Только пока он нес её, у медведицы вытянулся хвост...
Вместе с Каллисто Зевс перенес на небо и её любимую служанку, превратив в небольшое созвездие Малой Медведицы».
Красивая легенда, не правда ли? А как вы думаете, почему я вам ее рассказал?
Выслушивает, смотрят Попытка сформулировать тему урока Аккумулируют знания древнего мира (мифологическое сознание)
Обогащение кругозора
Учитель: Правильно! Вы, наверное, помните, что курс 6 класса по нашему предмету посвящен безопасности человека в природных условиях.
И ориентирование на местности во время экстремального выживания в дикой природе – чрезвычайно важно. Нужно пользоваться всеми возможными способами и приметами, чтобы сориентироваться на незнакомой местности и выбрать правильный путь к спасению. Исходя из сказанного, кто мне скажет тему сегодняшнего урока? Правильно! (Слайд 4) Ориентирование по полярной звезде. Формулируют тему урока и фиксируют ее в тетради
- Развитие логического мышление
.
3 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель Задачи Длительность
Организует учебное исследование темы. Проведение диагностической работы на промежуточных этапах. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к усвоению знаний. 33 минуты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Учитель: Умение ориентироваться на местности – это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Давайте попробуем порассуждать, что значит уметь ориентироваться на местности? Попытка дать определение ориентированию Высказывают свои предположения Дают оценку себе и другим в правильности ответов
Учитель: Правильно! (Слайд 5) Это определять стороны горизонта и представлять себе, где находится юг, севере, запад и восток. Определять свое место нахождения на местности относительно местных предметов. Выбрать нужное направление движения. Выдерживать нужное направление, чтобы не сбиться с намеченного пути. Знакомятся с понятием ориентирование и порядком действий Работа с текстом учебника Составление алгоритма действий при ориентировании на местности
Учитель: (Слайд 6) Молодцы! Предлагаю вам совершить короткое путешествие до наших медведиц по звездному небу и узнать, почему мы так зациклены на поиске именно Полярной звезды? Знакомство
со звездным небом Рефлексия Осознание принадлежности к Вселенной как частицы мира
Учитель: Причина проста: небесная сфера не статична, созвездия и звезды постоянно перемещаются и в разное время года сориентироваться по ним крайне сложно. Только Полярная звезда практически неподвижна, всегда расположена в полярном секторе небосвода и указывает строго на север. Именно в этой особенности ее ценность для тех, кто хочет сориентироваться на незнакомой местности. Выявляют особенности Полярной звезды Формулируют особенности
Полярной звезды -
Учитель: (Слайд 7) Вот мы и в конце пути! Мы остановились около двух созвездий Большой и Малой медведиц. Конечно, у наших предков была очень богатая фантазия. На медведей данные созвездия не похожи ни капли. Это скорее два «ковша». Давайте докажем это, построим астеризм ковша «Большой медведицы». Кто смелый и проделаем это у доски с помощью волшебного фломастера? Строят астеризм созвездия «Большой медведицы» Анализируя полученный астеризм созвездия, доказывают что созвездие «Большая медведица» - ковш Развитие образного и визуального мышления, прирост интеллектуального знания
Учитель: Молодцы! Откроем «волшебные конверты» и все вместе проделаем тоже самое на наших звездных картах. Выполняют работу по образцу Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль своего результата
Учитель: (Слайд 8) Итак, мы с вами нашли и обозначили созвездие «Большая медведица», но наша цель найти Полярную звезду. Так как же это сделать? Посмотрим короткий фильм. (Учебный фильм) Знакомятся с алгоритмом поиска Полярной звезды Мысленно выполняют алгоритм поиска Полярной звезды Визуально участвуют
в поиске Полярной звезды
Учитель: (Слайд 9) На нашем слайде звездное небо с созвездиями «Малой» и «Большой» медведиц. Приглашаю самых смелых построить астеризм этих созвездий и найти полярную звезду. Соединим две крайние звезды. Затем на продолжении линии, проходящей через эти звезды, отложим пять таких же отрезков. Так мы с вами обнаружим Полярную звезду. Она находится над северной стороной горизонта. Строят астеризм созвездия «Большой и Малой медведиц», находят Полярную звезду и северную сторону горизонта Использование знаний предметной области «Математика» Развитие образного и визуального мышления, прирост интеллектуального знания
Учитель: Молодцы! Проделаем тоже самое на наших звездных картах. Выполняют работу по образцу Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль своего результата
Учитель: Итак, Полярную звезду мы нашли и теперь знаем где север. Как же определить остальные стороны света? Ну, это вообще просто. Мы становимся лицом на север – за спиной у нас будет юг, по правую руку восток, по левую – запад Определение сторон света Актуализация знаний Осуществляют контроль своего результата
Учитель: Есть герои, кто смело может определить стороны горизонта на нашем слайде? Проделаем тоже самое и на своих звездных картах. Выполняют работу по поиску сторон горизонта с использованием звездной карты Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль
по результату
4 ЭТАП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: РЕФЛЕКСИЯ
Цель Задачи Длительность
Закрепить и повысить уровень осмысления изученного материала, глубины понимания. Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов их применения. 4 минуты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты
Обеспечивает в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. Учитель: Отлично! Вы с честью справились заданием, а значит и с задачей сегодняшнего урока – научились находить Полярную звезду, а по ней части света.
Учитель: На последней страничке вашей рабочей тетради я попросил бы вас сейчас, в качестве рефлексии, создать своей синквейн о прошедшей уроке. Предлагаю несколько слов к вашему синквейну - (ориентирование, полезно, необходимо, помогает, выручает, спасает, важно знать, необходимый навык, выживание в природе).
Учитель: Отлично! Я надеюсь, вы сегодня узнали много интересного и важного для вас. Ведь ориентирование – важный навык выживания в экстремальной ситуации. Ваши синквейны прекрасны, а свои работы вы можете показать вашим родным и уже сами можете научить их правильному ориентированию по полярной звезде.
Учитель: Думаю, вы бы хотели еще не раз встретиться со мной и задать мне много вопросов. Согласитесь, вам стало очень интересно то, что мы будем исследовать на следующем уроке, правда? (Слайд 10) Тогда смотрите! (Рекламный ролик следующего урока про историю создания компаса и правильной работе с ним) Используя навык построения астеризма, определения положения Полярной звезды, научились ориентироваться на местности в экстремальной ситуации (ночное время)
Составляют синквейн Устанавливают взаимосвязь мифологического и научного способов познания мира Овладение навыками ориентирования и способами нахождения сторон горизонта. Соотношение первоначально поставленной цели к результату. «Знаниевая» прибыль