Урок математики в 6 классе на тему Координатная плоскость


Тема урока:
«Координатная плоскость»

Подготовила учитель: Аскерова С.А.
ФГКОУ СОШ №11 н. п. Ханкала2013 год
Тема: «Координатная плоскость»
Цели: 1) Отработка навыков и умений построения точек по ее координатам; нахождения координат точек.
2) развить навыки построения системы координат; логическое мышление.
3) Привить интерес и любовь к математике.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.
Ход урока:
1. Актуализация знаний
Слова учителя (1-2 мин)
Более чем за 100 лет до н.э. древнегреческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: широту и долготу – и обозначить их числами. В 7 веке французский математик Н. Орем ввел, по аналогии с географическими, координаты на плоскости. Он предложил покрыть плоскость прямоугольной сеткой и называть широтой и долготой то, что мы теперь называем абсциссой и ординатой. На его основе возник метод координат, связавший геометрию с алгеброй. Точка плоскости – геометрический объект, заменяется парой чисел (х;у)
Вот и мы сегодня ребята будем строить эти точки в координатной плоскости, и находить координаты уже заданных точек.
2.Устный счет (5-7 мин)

Рис. 2 Рис.1
Назовите в какой координатной четверти лежат точки с координатами: (2;-3) –IV, (-16;10) – II, (-3;4) – II, (-5;-9) – III, (5;-6) - IV, (-7,1;7) – III, (3;4) – I, (-7;-9) – III.
Назови координаты точек, изображенных на рисунке 1.
Назови координаты точек, изображенных не верно на рисунке 2.
Ответ зашифрован парами чисел. Замените каждую пару чисел буквой и вы узнаете имя выдающегося ученого в области механики и математики. Вы знаете, что в этом году отмечается 70 годовщина победы над фашизмом. Этот ученый внес свой вклад в дело победы. Он помог конструкторам устранить вибрацию на самолете и рассчитал автоколебания самолетных конструкций и за это в 1942 году был награжден Государственной премией.

(2;2) (4;3) (1;3) (3;3) (3;4) (1;1)
К Е Л Д Ы Ш
3. Основная часть (15-24 мин)
Класс разбивается на три команды по рядам. А теперь ребята мы станем героями сказки и поможем героям этой сказки своими знаниями. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Отец и мать у них умерли. Иван-царевич отдал сестер своих замуж за царей медного, серебренного и золотого царства. Целый год жил он без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей - Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич сел на своего верного коня и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там огромный камень закрывает дорогу на мост. На камне написаны три задания:
Задание №1. Расшифруйте следующие слова :
Л Е Б Е Д Ь
(1;3) (4;3) (5;4) (4;3) (3;3) (4;2)
Л О Ш А Д Ь
(1;3) (2;3) (1;1) (5;3) (3;3) (4;2)
Ф И Г У Р Ы
(1;4) (4;1) (2;4) (5;2) (2;1) (3;4)
Если их отгадать правильно, то камень повернется и освободит дорогу. К доске вызываются по 1 ученику от каждого ряда, которые выполняют задания.
«Иван-царевич сразу догадался, что это были слова, которые ему помогут. Это было его верная лошадь, а о лебеди и фигурах он ничего не знал, пока не повстречал Бабу-Ягу. Она давно враждовала с Кощеем-Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу. На стенах избушки были написаны задания, которые дали бы ответ Иван-царевичу, где спрятана волшебная птица лебедь, заколдованная Кощеем и невидимая. Что это за замок, в котором спрятана Елена?
Задание 2. Построй фигуру по его координатам вершин и вычисли его площадь (I ряду и II ряду и III ряду) Построй фигуру с помощью циркуля: острие установи в т. О (0;0), а другая ножка в т. А (0;2) и вращай вокруг т. О эту ножку.
I р. А(1;1), В (4;1), Д(1;-3), С(4;-3)
II р. М(-1;2), N(5;2), L(5;-2), Q(-1;-2)
Задание № з.
(Пока 3 уч-ся с каждого ряда строят эти фигуры, класс выполняет следующие задания, без выполнения которого Баба-Яга отказалась помочь Ивану-царевичу)
Число 666 увеличь в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидит по 3 кошки, на хвосте каждой кошки по 1 кошке. Сколько же всего кошек в комнате?
Имеется 2 стакана с молоком и кофе. Одну ложку кофе влили в стакан с молоком и перемешали. За тем из этого стакана с молоком 1 ложку добавили в стакан с кофе. Что больше: кофе в молоке? Или молоко в кофе?)
4. Физминутка для глаз ( 1-2 мин)
Ученики тем временем уже выполнили задания.
И Баба-Яга сказала, что башня, в которой заточена Елена состоит из этих фигур. (Нужно догадаться какая именно эта башня).
Подойдя к замку кощея Иван-царевич сразу догадался, а вы ребята?




Подойдя к замку кощея Иван-царевич сразу догадался, а вы ребята?




Но взлететь над высокой стеной, ограждающей замок кощея мог только лебедь, которого еще нужно было расколдовать. А шифр к этому заданию тоже был написан на стене Бабы-Яги, который Иван-царевич прихватил с собой. Помогите ему ребята
(8;3), (8;4), (6;7), (5;7), (2;4), (1;4), (1;5), (-2;8), (-3;8), (-3;7), (-4;7), (-4;6), (-5;6), (-5;3), (-3;1), (2;1), (4;3), (4;5), (5;6), (8;3).

Стала лебедь видимой, взмахнула она крыльями и взлетела. Увидел Кощей волшебную птицу над замком и упал замертво. Это была его смерть. Распахнулись двери башни и вышла оттуда Елена - Прекрасная и в тот же день сыграли они свадьбу. После этого Иван-царевич с Еленой - Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой и стали жить – поживать и добро наживать.
4. Рефлексия (1 мин)
5. Подводятся итоги (5 мин) .
Устанавливается ряд – победитель. Отличившимся ученики получают оценки.