Урок по математике в 6 классе. Тема урока: Координатная плоскость


Тема урока: «Координатная плоскость»
Тип урока: Урок закрепление учебного материала
Цель: Формирование понятия «координатная плоскость», отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать понятие прямоугольной системой координат на плоскости, сформировать представление о взаимно однозначном соответствии между точкой на координатной плоскости и ее координатами; отработать навыки нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте;
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать аккуратность и культуру графических построений; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
Информационно-коммуникационные технологии;
Технология развития «критического мышления»;
Исследование в обучении;
Игровые технологии: обучающие игры;
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с координатами точек, образующих рисунок).
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день ребята! А хочу я ребята начать урок с притчи.
Лавка возможностей
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.
Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, тот исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».
Каждый сделает выводы сам, а к притче мы с Вами вернемся немного позже.
Ребята, я предлагаю Вам урок-творчества!
Введение в тему.
От простого к сложному.
Скажите, когда вы дома не убираете за собой, что говорит вам мама?
А как расположены молекулы газа?
Иначе говоря хаотично.
-Хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Понятие возникло от названия в древнегреческой мифологии изначального состояния мира, из которой возникли первые божества. Лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка.
-А почему вы сели именно так?
-А расположение молекул твердого тела?
-Порядок в широком смысле слова — гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.
-Расположение песка в пустыне беспорядочно, то есть хаотично. А если песчинки привести в порядок, то могут получиться такие замечательные картины. Как это делал Эшер в своих картинах, изображал порядок.
Существование городов на земной поверхности было в хаотичном порядке, пока немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году изобрел модель земли – глобус. Идея задавать положение точки на плоскости зародилась в древности – прежде всего у астрономов. Во II в. древнегреческий астроном  Клавдий Птолемей пользовался широтой и долготой в качестве координат.
Координата – это положение точки на плоскости или в пространстве. Термин «координаты» произошел от латинского слова – «упорядоченный»
А сейчас давайте узнаем с чьим именем связано прямоугольная система координат?
Математический кроссворд
1 2 3 4 5 6 По горизонтали:
Вспомните компоненты действия деления. Как называется то число, которое делим?
Значение переменной, которое обращает уравнение в верное числовое равенство.
Параллелепипед, в котором все ребра равны.
Вспомните компоненты действия сложения. Как называется число, которое складывают?
Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
Результат действия деления.
Ответы:
1 Д Е Л И М О Е 2 К О РЕ Н Ь 3 К У Б 4 С Л А Г А Е М О Е 5 У РА В Н Е Н И Е
6 Ч А С Т Н О Е Найдите получившуюся по вертикали фамилию человека, о котором и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Ответ: Декарт
Рене́ Дека́рт (1596 — 1650) — французский математик, философ, физик и физиолог.
Именно он придумал в 1637 году систему координат, которая используется во всем мире и известна каждому школьнику. Ее называют также - Декартова система координат.
Координатный метод описания геометрических объектов положил начало особой ветви математики - аналитической геометрии.
3. Работа у доски
В координатной плоскости точки расположены хаотично, то есть беспорядочно. Упорядочим расположение точек на оси ОХ и ОУ. Что получилось? Получился определенный порядок.
«Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже другие наслаждения не существуют» А.П. Чехов
- Давайте вместе с Вами испытаем наслаждение творчеством. Упорядочим точки в координатной плоскости так, чтобы получился фигурки рыбы. А чтобы упорядочить актуализированные ранее мысли, послушайте классическую музыку
left0
(0;7)
(2;5)
(2;4)
(4;5)
(3;0)
(4;1)
(4;0)
(7;2)
(6;-1)
(7;-1)
(3;-4)
(3;-5)
(0;-3)
(1;-7)
(0;-7)
А теперь получим осенний листок. Давайте подойдем творчески: Чего не хватает? Что для этого надо сделать?(отразить относительно оси оу)
4.Работа в группах
История звёздной карты началась в глубокой древности. Мы не знаем, кто и когда первым поместил самые яркие звёзды в пространство воображаемых фигур. Но даже далекие от астрономии люди умеют находить на небе Большую и Малую Медведицы. Благодаря своей близости к северному полюсу мира, в средних широтах нашей страны Медведицы являются незаходящим созвездием, поэтому их можно отыскать на небе в любое время от заката до рассвета в течение всего года. Однако все это содержание неба, а форма? После выполнение данного задания эта неуловимая красота, будет нам доступна.
1 Группа " МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА"
А(6,1) - В(3,3) - С(0,4) - D(-3,1) - Е(-6,-1) - Р(-8,1) - G(-5,3) –D
Группа "БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА"
А(-15,0) - В(-10,2) - С(-1,5) - D(-3,0) - Е(6,1) - F(5,-3) - G(-l,-3) – D
Группа " ПЕРСЕЙ "
А(-5,-3) - В(-2,-2) - С(0,-1) - D(2,-2) - E(4,-l) - F(5,0) - G(6,2)
H(l,3) - K(1,0) – С
Группа "КАССИОПЕЯ "
А(-3,2) - В(-1,0) - С( 1,1) - D(3,-2) - Е(5,0)
довольно яркое созвездие в виде латинской буквы W (см. рисунок). Это и есть Кассиопея.
Ребята вы знаете, что означает пара таких чисел как 01,02,03,911, 0;5-3;4
Давайте узнаем? У Вас получилась четверть окружности. Симметрично отобразим точки и соединим. Получим окружность. А это простое правило вы можете использовать в случаи отсутствия транспортира.
VI. Рефлексия
-У каждого из Вас на столе имеются по три листика: желтый, зеленый и красный. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя листочки. Красный – нет, желтый - сомневаюсь, зеленый – да.
Вам интересна данная тема?
Примете ли Вы идею использования хаоса и порядка. Каким образом?
Получили ли Вы семя знаний о декартовой система координат, которое хотелось бы растить?
Сегодня на уроке при помощи декартовой системы координат мы рассмотрели
Геогафию
Астрономию
Математику
Физику
Ботанику (песчинки - почва)
Бытовую сферу
VII. Домашнее задание (дифференцированное)
Построить рисунок по координатам. (Учитель раздает карточки с координатами точек, найдя и последовательно соединив которые, учащиеся смогут дома построить рисунок на координатной плоскости.)
(рисунок - слон):left0
(0;1), (4;1), (6;2), (8;0), (8;-4), (5;-6), (4;-4), (4;-8), (3;-9), (2;-9), (0;-9), (0;-8), (2;-8), (3;-7), (1;-5),
(0;-5), (-1;-4), (-2;-6), (-5;-4), (-6;-1), (-2;2), (-10;-2), (-13;-4), (-14;-7), (-16;-9), (-13;-7), (-12;-10),
(-13;-14), (-10;-14), (-9;-13), (-10;-9), (-5;-9),
(-5;-15), (-2;-15), (-2;-10), (-1;-10), (-1;-11), (-2;-13), (0;-15), (2;-11). Глаза: (0;-2), (4;-2).
И творческое домашнее задание на неделю: Придумать самостоятельно и нарисовать на координатной плоскости животное, состоящее из ломаных, а затем "зашифровать" его с помощью координат точек. Лучшие работы будут вывешены в классе. Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты целый день?» А тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации можно сделать вывод, двигающий нас вперед!