Урок математики по теме Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями (УМК Школа России)


Урок математики в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема. Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.
Цель. Знакомство с письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Задачи:
Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные: -овладение приемом деления круглых многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями, применение приема при решении задач.
Метапредметные:
Познавательные: - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные: - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Методы и приёмы обучения:
Методы стимулирования и мотивации: метод эмоционального стимулирования, учебного поощрения.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций: беседа, сочетание словесных и наглядных методов, проблемно-диалогическое изложение, практическая тренировка, кооперативное обучение.
Методы контроля и самоконтроля.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Орг. момент Приветствие Актуализация знаний -Посмотрите на слайд, что вы видите?
3896 : 8 813 : 3
- Прочитайте примеры друг другу в парах с названием компонентов.
- Определите количество цифр в частном. Объясните свое решение. Выполните решение этих примеров столбиком. (Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)450:90= 2800:700= 3600:900= 560:80=
-Что общего? Определите вид деления?
-Как найти значение этих выражений?
- На какие две группы их можно разбить?
- Запишите примеры в два столбика по группам, решите их.
(проверка)
-Оцените. (самооценка)
(математические выражения)
(Деление чисел, оканчивающихся нулями).
(Отбрасываем столько нулей в делимом, сколько в делителе) - эталон на экран
Самоопределение к деятельности 3710:70=– Можно ли решить устно этот пример?
Что вы предлагаете сделать для решения? –Сформулируйте тему нашего урока и главную цель.
- Итак, сегодня мы рассмотрим письменное деление многозначных круглых чисел.
(Нет, в уме сделать это трудно).
(Записать столбиком)
«Деление круглых многозначных чисел на круглые числа» ( на доску)
Работа по теме урока -Что поможет вам при выполнении данного задания?
Один ученик работает на доске по алгоритму:
*I неполное делимое
*Количество цифр в частном
*Разделю
*Умножу
*Вычту
*Сравню остаток с делителем
*Читаю ответ– Где возникло затруднение?
– Почему возникло затруднение? (Подходит ли наш алгоритм для решения такого примера?)
-Значит, нам надо добавить шаги в алгоритм деления столбиком. Продумайте формулировку дополнительного шага к алгоритму и составьте эталон деления круглых чисел.
(На доске эталон деления круглых чисел)- Куда прикрепить дополнительные шаги?
-Вы довольны работой? Что должны делать дальше?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Страница в учебнике 30, объясните, как выполнено решение примеров - в парах. Один – учитель, другой – ученик. Затем меняетесь ролями.
Решение примеров № 110 (с объяснением 1 столбик и самостоятельно 2 столбик, для группы учащихся – дополнительно примеры повышенного уровня сложности)
5**0\70 18*0\*0
490 *2 160 46
1*0 2*0
140 2*0
0 0
Самопроверка по эталону. (Ответы: 592 167 369 86)
Самооценка.
Повторение . Самостоятельное применение знаний
Решение задачи №112
Масса груза в 1 вагоне Количество вагонов Общая масса груза
60 т ? На ? больше 3600 т
90 т ? 3600 т
3600 : 60 = 60 (в.)- по 60 т
3600 : 90 = 40 (в.) – по 90 т
60 – 40 =20 (в.)
Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше, чем вагонов по 90 т.
Самооценка.
(дополнительное задание – ребус на стр.29)
(Алгоритм деления столбиком ) .
(Наш алгоритм деления круглых чисел не подходит.)
(В конце алгоритма - находим второе неполное делимое, затем определяем количество цифр в частном и тд.)
Конец алгоритма
(Потренироваться)
Рефлексия - Кто доволен своей работой? В каком задании возникли затруднения? Почему? Итог - Какая цель была нами поставлена в начале урока? Что вы можете сказать о нашей работе в заключении? Д\зУчебник стр.30 № 111, 113.
Лист самоконтроля
Этапы урока Оценка Критерии оценки
Устное решение
примеров с круглыми числами Оценка по количеству правильных ответов
Решение примеров «5» решил верно все примеры
«4» одна ошибка
«3» две ошибки
«2» не смог решить
Решение задачи «5» решил верно, верные пояснения и ответ
«4» решил верно, не точные пояснения или ответ
«3» ошибки в вычислении, нет пояснений
«2» не смог решить