Конспект урока по обществознанию Быть личностью (8 класс, урок 1)
Урок 1.
Тема: Быть личностью.
Цель урока: познакомить учащихся с понятиями индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение; этапы процесса социализации.
Основные понятия: индивид, индивидуальность, личность, социализация, мировоззрение.
План урока.
Организационная часть занятия (10 минут).
Объяснение нового материала (30 минут).
Человек, индивид, личность.
Этапы становления личности.
Мировоззрение и жизненные ценности.
Работа с текстом.
Домашнее задание (5 минут).
ХОД УРОКА.
Организационная часть занятия (10 минут).
Знакомство с классом, заполнение журнала, ознакомление учащихся с учебником и методическими пособиями по предмету, характеристика требований предъявляемых на уроках.
Объяснение нового материала (30минут).
Человек, индивид, личность.
Человек как известно одновременно и биологическое (природное) и социальное (общественное) существо. При этом, если человек попытается ответить на вопрос «Кто я?» у него получится длинный список, характеризующий ряд признаков человека.
Есть признаки которые могут быть выделены у всех людей: цвет глаз, рост, речь, разум, способность использовать орудия труда. Эти признаки принято называть - индивидными. Индивид (individuum - отдельный человек) - это человек, как один из многих себе подобных представителей человеческого рода. Индивид - наиболее общая характеристика человека. Индивидом человек является от природы, его признаки определены наследственностью, генетически. (Это свойство присуще мне, как и другим людям, благодаря ему обо мне можно сказать, что я принадлежу к биологическому виду - человек)
Есть признаки, которые свойственны одному единственному человеку: тембр голоса, отпечаток пальцев, свето- и цветоощущение, слух. Эти признаки характеризуют человека, как уникального, отличающегося от других себе подобных. Эти признаки мы называем индивидуальными. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. По этим качествам, человека отличают от других, следовательно, индивидуальность - это характеристика человека в обществе. (Это свойство отличает меня от других людей, по этому признаку меня можно отличить от других людей)
Есть и еще одна характеристика человека - личность. Личность содержит определенные социально значимые качества. Личность формируется только в обществе. Быть личностью не только обладать определенными качествами, но и проявлять их в совей повседневной жизни. Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества. (Эти свойства определяют мое отношение к окружающему миру и людям, общество признает их значимыми, важными, необходимыми).
Во время объяснения учителя учащиеся записывают определения: индивид, индивидуальность, личность.
После объяснения материала учитель предлагает выполнить задание в рабочей тетради (№ 1 Тема 1 стр. 4) В случае если рабочих тетрадей нет задание представляется с помощью презентации
Задание 1.
213360216 Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане один человек. Ксанф пришел в баню и усидел, что там много народа.
- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.
- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.
1) Заполните пропуски в тексте.
Можно сказать, что Ксанф употреблял понятие «человек» в значении__________________, а Эзоп - в значении ________________________ .2) Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?
Этапы становления личности.
Вопрос изучается в форме комментирования схем. В процессе объяснения учащиеся записывают в тетрадь понятие социализация.
Процесс становления личности называют - социализацией. Он включает три фазы.
Личность, как мы уже знаем формируется только в обществе, по этому надо ответить на вопрос, кто помогает человеку пройти этот непростой путь социализации ? Ученые называют их агентами социализации. По сути, это те люди или организации, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизни.
После объяснения в классе разбирается ситуация из учебника стр. 12. После обсуждения предлагается выполнить задание № 5 из рабочей тетради. В случае отсутствия тетрадей задание демонстрируется в презентации.
Задание 5.
В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Рассмотрите диаграмму и ответьте на вопросы.
Какой ответ выбрали большинство опрошенных?
Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?
Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?
Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?
Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности, ответ аргументируйте.
Мировоззрение и жизненные ценности.
У каждого человека есть то, чем он дорожит более всего, то что он ценит или то к чему стремится. Эти ценности принято называть жизненными ценностями, т.к. они универсальны и для большинства людей являются непререкаемыми. Жизненные ценности одновременно являются и ориентирами для человека. В трудную минуту они помогают принять важные решения, а в минуты радости полнее ощутить движение жизни. Какие же жизненные ценности есть у человека?
Учитель предлагает ученикам самостоятельно назвать жизненные ценности, а потом сравнивает со перечнем предложенным в учебнике:
Я-сам (внешний вид, поведение, способности, перспективы);
Поиск смысла жизни;
Счастье;
Профессиональный выбор;
Семья.
Учитель ставит вопрос: почему именно эти ценности принято считать базовыми? В ходе обсуждения учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
Что позволяет сделать сравнение себя с другими?
О чем свидетельствует сам факт постановки вопроса о смысле жизни?
Можно ли смысл жизни отождествлять с чем либо свершившимся?
Могут ли быть счастливы все люди?
Как связаны смысл жизни и счастье?
Как не ошибиться в выборе профессии? (учитель комментирует ответы, на этом вопросе останавливается более подробно, рассказывая о факторах выбора профессии)
Какое место в жизни человека занимает семья?
Представление об окружающем мире , о ценностях и ориентирах постепенно складываются в устойчивую картину мира - мировоззрение.
Учащиеся записывают определение мировоззрения.
Мировоззрение - это система взглядов на мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности.
Учащиеся читают учебник стр. 10 о различных системах мировоззрения. Учитель обобщает материал и делает вывод о том, что систем мировоззрения множество, всегда есть различия, несовпадение, но разнообразие взглядов на мир делает общество богаче. Нельзя сказать. Что та или иная система более правильная, человек волен сам выбирать мировоззренческую систему. В любой из этих систем он может стать самодостаточной, гармоничной личностью.
Работа с текстом.
В зависимости от количества оставшегося времени выполняется задание № 3 или задание № 6 в рабочей тетради. Задания выполняются устно.
Домашнее задание (5 минут)
Учить параграф 1, подготовить ответы на вопросы после параграфа, определения. Принести рабочие тетради.