Консультация для педагогов Эксперементальная деятельность


Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование»
Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайнойважности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.
Что же такое экспериментирование…
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперименты бывают:
• индивидуальные или групповые
• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Таким образом, исследовательское поведение для дошкольников – главный источник получения представлений о мире.
Целью нашей работы по организации поисково-исследовательской деятельности является:
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи заключаются в следующем:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цельэксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
3. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
Я хочу познакомить вас с некоторыми правилами при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности:
1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).
3. Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса кэкспериментальной деятельности рекомендуется оформить и оборудовать в группе«уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;
- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, деталиконструктора;
- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;
- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневникиэкспериментаторов;
- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.
На этом слайде, хочу представить вашему вниманию мини лабораторию, которая находится в методическом кабинете, но вы все можете ей безпрепядственно пользоваться.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
На примере группы «Почемучки» хочу вам продемонстрировать организованнуюэкспериментальную деятельность с помощью наших новых материалов.
Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Еще одной формой познания дошкольниками окружающего мира является наблюдение.
Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.
Таким образом можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.
Консультация для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
Любовь Иванова Консультация для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ»
Главное воспитательное значение метода экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, укрепления здоровья. Поняв необходимость развития детского экспериментирования, я поставила перед собой цель, создать условия формирования основ целостного мироведения ребёнка средствами эксперимента, создать в детском саду центр, который включает в себя:
1. Мини – мастерскую «Самоделкино» по изготовлению поделок из «бросового» материала в целях частично решить проблему загрязнения окружающей среды в рамках программы экологического воспитания.
2. Мини – планетарий по знакомству детей с комическим пространством.
3. Экспериментальную лабораторию для проведения опытов.
Такой центр необходим, для того чтобы ребёнок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования,
Наш экологический центр обеспечен методической литературой, художественной литературой, картотеками, составлен план проведения опытов и экспериментов для средней, старшей и подготовительной групп, изготовлен дидактический материал поэкологии: карточки-схемы, модели эколого-систематических групп, экологическая азбука, дидактические игры; разработаны правила поведения при работе с водой, стеклом, огнём, песком при проведении опытов и экспериментирования в мастерской.
Разработаны упражнения и проблемные ситуации для организации экспериментирования;
Составлены картотеки эколого-систематических групп, карточки-схемы по экологии, словарь новых слов, всё о воде, справочный материал, загадки о природе, картотека игр, методическая и художественная литература, наборы открыток, стихи о природе, комнатные растения. Собрав весь необходимый материал для проведения опытов, экспериментов: глина, песок, почва, камни, ракушки, жёлуди, шишки, спилы деревьев, гербарии, семена и «бросовый материал, как часть оборудования.
«Бросовый» материал используется в нашем д/саду и для проведения и на занятиях и в оформлении групп и лестниц д/сада.
В экологическом центре проводятся опыты и занятия в лаборатории и занятия кружка«Самоделкино» с мальчиками старшего возраста.
В практике детского сада традиционно используется многообразие видов детскогоконструирования: из строительных материалов, из деталей конструкторов, из бумаги, по типу оригами и «Танграм», из крупно габаритных модулей. Все эти виды конструирования, безусловно, могут быть использованы в досуговой деятельности старших дошкольников. Значительно реже используется в практике детского сада конструирование из«бросового» материала.
Дети собирают и хранят, как сокровище все ненужные вещи, которые взрослые бросают: пустые коробки, пробки, пуговицы и пр. «Бросовый» материал является «интереснейшим»утверждала замечательный педагог стоящий у истоков отечественной системы дошкольного Образования Луиза Карловна Шлегер: «он даёт детям чувство свободы и не зависимости от взрослого, т. к. никто не жалеет ненужные вещи и не запрещает ими пользоваться». Педагогическая ценность бросового материала в его разнообразности и доступности, работая с ним, дети развивают сенсорные процессы, чувство пропорции, глазомер.«Бросовый» материал воспитывает практичность, приучает беречь каждые вещи и применять все к делу. ными способами разумного поведения в деятельности, простейшими способами утилизации отходов.
Мини мастерская «Самоделкино» создавалась в нашем д/саду со сбора методической литературы и организации развивающей среды. При создании мастерской использовался принцип гибкого зонирования, т. к. мини мастерская представляет собой функциональное помещение, оснащённое всем необходимым для экспериментирования и конструирования из «бросового» материала.
Здесь созданы зоны.
Экспериментирования.
Творчества.
Хранения «бросового» материала.
Утилизация.
Хранение методических пособий.
Хранение инструментов.
Хранение готовых изделий.
Мини мастерская открывает путь для использования поделок из «бросового» материала в различных событиях повседневной жизни д/сада. Здесь создаются игрушки (песочные наборы, кормушки, погремушки, домики, подарки – сувениры (вазы, конфетницы, карандашницы и т. п.). Выполняются заказы на изготовление спортивного инвентаря(маракасы, серсо, ветерок, массажёры и т. п.). Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой мальчиков 4 – 5 человек старшей и подготовительной трупп, во второй половине дня, в часы детского досуга, как предусмотрено программой. При этом соблюдается принцип добровольности, желания ребёнка заниматься в мастерской. Все дети с удовольствием приходят сюда.
При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющимся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей. При создании мастерской я разработала общие правила техники безопасности, правила обращения с ножницами, шилом, ножом, иглами и разными инструментами.
Была проведена диагностическая акция по сбору «бросового» материала для работы в мастерской среди родителей, воспитателей и детей д/сада. Девиз акции «Все отходы превратим в доходы».
Далее началась работа в мастерской с образовательной ситуации, для того чтобы вызвать у детей интерес к данному виду деятельности. Был введён игровой персонаж. У- 2 сделанный из упаковки от киндер сюрприза и в дальнейшем большой пластиковой бутылки. У-2 это робот. Умелкин прилетел на космическом корабле и рассказал свою историю. Модификации. У-1 была из консервной банки и выглядела опасной и непривлекательной. У-2 рассказал детям о том, что на его планете всё сделано из «бросового» материала и называется планета «Самоделкино. Робот начинает знакомить детей со складом инструментов, кладовой материал, учит читать чертежи и карты, знакомит с космосом и планетами, проводит путешествие в прошлое колеса, автомобиля, помогает создаватьконструкторское бюро. Чтобы научит детей «читать» чертежи, используется предметно-схематическая модель «Лесенка». На нижней ступеньке помещается картинка с изображением. У-2, имеющего в голове идею, эта картинка условно обозначает замысел. На второй ступеньке укрепляется картинка с изображением «бросового» материала, из которого он собирается мастерить. На третьей ступеньке картинка с изображением молотка и ножниц обозначает, что нужно рассказать об инструментах, которые потребуются для работы. Четвёртая ступенька рассказывает о последовательности трудовых действий. Пятая ступенька остаётся пустой, т. к. реального результата ещё нет - поделку только предстоит сделать.
Далее дети после вводных занятий, приступают к изготовлению поделок. Дети сначала учились делать простые подарки, сувениры, игрушки для дома и улицы. А затем перешли к изготовлению более сложных изделий.
Дети изготавливали поделки – игрушки для детей ясельного возраста. В процессе проведения акции все дети были увлечены работой и остались довольны результатами своего труда.
Когда был завершён этап создания мастерской мы провели презентацию результатовконструктивной досуговой деятельности мальчиков, коллективу д/сада и родителямвоспитанников, создали атмосферу праздника, упражняли детей в соблюдении норм культуры поведения, этикета. Дети рассказали о своих изделиях, был организован мини рынок, где родители за символическую плату приобрели на память для детей и знакомых. *
Памятка для родителей «Детское экспериментирование»
Наталья Николаева Памятка для родителей «Детское экспериментирование»
Памятка для родителей «Детское экспериментирование»
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:
•Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
•Не сдерживать инициативу детей.
•Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
•Не спешить с вынесением оценочных суждений.
•Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
Дети 3-4 года:
1. О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута», «Время».
6. О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования, мебель, растения, животные).
Дети 4-5 лет:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода,снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
Дети 5-7 лет:
1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Нельзя:
-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
-Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности
-Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.
Нужно:
-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. -Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое. -Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно. -С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ… Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.