Кружок Почемучки (опытническо — экспериментальная работа) подготовительная группа
Кружок «Почемучки»
(опытническо - экспериментальная деятельность)
в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд, речевое развитие, изобразительная деятельность, ФЭМП, в меньшей степени экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры – занятия, занятия – викторины не хочет проявить самостоятельность, быть первым умным, знающим, первым, быть, как взрослый! В этом смысле подобранные игры– занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной!
Общие задачи организации поисково-познавательной (экспериментальной) деятельности детей дошкольного возраста:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей пытливости, инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Организация работы идёт по 3 взаимосвязанным направлениям:
- живая природа
- неживая природа
- человек
Задачи кружка «Почемучки» (опытническо – экспериментальной деятельности) в подготовительной к школе группе № 7 «Пчёлки»:
1.Формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
2.Формировать умение (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
3.Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).
К концу года дети должны уметь:
1.Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
2. Уметь самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твёрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств: при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
3.Уметь анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве).
Литература.
Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. М.2012
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.
Дыбина О.В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.
Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план кружковой работы
Октябрь
«Откуда берётся вода?» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.84
«Подводная лодка» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.85
«Почему не выливается?» (фокус) О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.88
«Сухой из воды» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.84
Ноябрь
«Путешествие с капелькой» (Картотека опытов и экспериментов).
«Как увидеть воздух?» (Картотека опытов и экспериментов).
«Упрямый воздух» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.86
«Ветер в комнате» («живая змейка») О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.85
Декабрь
«Солнечные зайчики» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.94
«Мы – фокусники» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.94
«Притягиваются – не притягиваются» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.95
Январь
«Примороз» (Картотека опытов и экспериментов).
«Где теплее?» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.84
«Комнатные растения – тоже живая природа» (Картотека опытов и экспериментов).
«Как дышат растения?» (Картотека опытов и экспериментов).
Февраль
«Посадите луковицу» (Картотека опытов и экспериментов).
«Прорастание картофеля» (Картотека опытов и экспериментов).
«Живые тени» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.92
«Разные отражения» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.93
Март
«Письмо – невидимка» (Картотека опытов и экспериментов).
«Зри в корень» (Картотека опытов и экспериментов).
«Мой компас» (Картотека опытов и экспериментов).
«Моя зеленая прическа» (Картотека опытов и экспериментов).
Апрель
«Растения и свет» (Картотека опытов и экспериментов).
«Огурец в бутылке» (Картотека опытов и экспериментов).
«Изготовление солнечных часов» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.90
«Самодельный термометр» О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с.88.