Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс Пономарева


Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема и тип урока
Количество часов Планируемые результаты Виды деятельности Дата
1 2 3 4 5 6
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1. Мир растений. Наука о растениях – ботаника.
1 Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животныеНаука о растениях – ботаника. Роль в природе и жизни человекаЖизненные формы растений: деревья, кустарники, травы.Методы изучения растений Приводить примеры значения ботанических знанийНазывать основные царства живых организмовДавать определение термину «ботаника»Распознавать и описывать жизненные формы растенийОбъяснять роль растений в природе и жизни человекаНаблюдать за сезонными изменениями растенийДавать определение терминам «культурные растения» и «дикорастущие растения» 2. Разнообразие растений
1 Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема) Распознавать и описывать основные органы растенияСравниватьвысшие и низшие растения на примере папоротников и водорослейДоказывать, что растение – живой организм (биосистема) ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа)
3. Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
1 Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука. Особенности строения мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление, рост. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деление клетки, рост. Называть клеточные структуры и их значенияСравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. 4. Ткани
1 Ткань. Виды тканей: покровная, механическая, проводящая, основная. Функции основных видов тканей. Распознавать и описывать строение и функции тканей растенийДавать определение термину тканьПриводить примеры разных видов тканейОбъяснять последствия для растения нарушение человеком покровной ткани ТЕМА 2. ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ (9 часов)
5. Строение семени
1 Двудольные. ОднодольныеСтроение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.Значение семян для растений как органа его размножения и распространения. Называть значение семянДавать определение терминам «двудольные» и «однодольные»Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растенийУстанавливать соответствие между частями семени и органами проросткаСравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений 6. Корень. Внешнее и внутреннее строение.
1 Виды корней. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения Распознавать и описывать виды и зоны корней. Устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Сравнивать типы корневых систем.
Различать корневые системы однодольных и двудольных растений. 7. Побег. Строение и значение побега
1 Побег – сложный орган. Строение побега: стебель, листья и почки. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные, генеративные и вегетативные. Распознавать и описывать на живых объектах строение побега и почки. Доказывать, что почка – видоизмененный побег. Отличать вегетативную почку от генеративной.
Определение деревьев и кустарников по внешнему строению почек 8. Лист – часть побега. Значение листа для растения.
1 Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань, столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая и механическая ткань. Видоизменения листьев – приспособление к условиям жизни. Распознавать и описывать строение листа. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа. Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.
Создание презентаций, написание рефератов 9. Стебель: внешнее и внутреннее строение
1 Функции стебля. Рост стебля в толщину. Внешнее строение. Участки стебля. Клеточное строение: покровные, механическая, проводящая и образовательная ткани. Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.Устанавливать соотввие между функциями стебля и типами тканей. Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения. 10 Видоизменения подземных побегов.
1 Видоизменения побегов: корневище, луковица и клубень. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побегиРаспознавать и описывать на живых объектах видоизменения побеговДоказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги 11 Цветок. Строение и значение.
1 Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.Соцветия Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка.Биологическое значение соцветий.Функции цветка. Опыление. Распознавать и описывать по рисункам: строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; типы соцветий
Объяснятьвзаимосвязь строения цветка и его опылителейВыявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветийСравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений 12 Плоды: разнообразие и значение
1 Функции плода. Виды плодов; ягода, боб костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок.
Односемянные и многосемянные, сухие и сочные плоды. Способы распространения плодов. Давать определение термину покрытосемянные.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.
Приводить примеры растений с различными типами плодов.
Выделять приспособления для распространения плодов. 13 Взаимосвязь органов растения как организма
1 Растение – биосистема. Признаки взаимосвязи органов Называть признаки взаимосвязи органов.
Доказывать, что растение – биосистема.
Объяснять влияние окружающей среды на растения. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)
14 Корневое питание растений
1 Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.
Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.
Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. Описывать механизм почвенного питания.
Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.
Объяснять влияние удобрений на растения 15 Воздушное питание растений
1 Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.
Объяснять космическую роль зеленых растений. 16 Дыхание растений и обмен веществ.
1 Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.
Выделять приспособления растений для дыхания.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания. 17 Значение воды в жизни растений.
1 Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. Называть этапы водообмена.
Распознавать и описывать растения различных экологических групп 18 Размножение и
оплодотворение у растений.
1 Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.
Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.
Отличать оплодотворение от опыления. 19 Бесполое
Размножение растений
1 Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование. Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. Называть, распознавать и описывать способы вегетативного размножения. Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении. 20 Рост и развитие расти-тельного организма.
1 Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.
Выделять различия между процессами роста и развития.
Приводить примеры гибели растений от влияния условии среды. Тема 4. Основные отделы царства растений (7 часов).
21 Водоросли
1 Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зелёные, бурые и красные водоросли. Места обитания и распространения, значение в природе и жизни человека. Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Сравнивать одноклеточные и многоклеточные водоросли. 22 Высшие споровые растения. Мхи
1 Основные признаки мхов. Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор) Давать определение термину высшие растения.
Распознавать и описывать:
- строение мхов,
- растения отдела Мохообразные.
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.
Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. 23 Папоротники
1 Основные признаки и многообразие папоротников. Распознавать и описывать строение папоротников, растения отдела Папоротникообразные. 24 Голосеменные
1 Голосеменные растения. Особенности строения, появление семян, развитие корневой системы, значение и разнообразие. Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела, описывать процесс размножения сосны, строение шишки и хвои. Выделять приспособления для жизни в условиях дефицита влаги. 25 Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
1 Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы Давать определение термину Покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела, описывать строение цветковых растений. Сравнивать покрытосеменные и голосеменные растения 26 Класс Двудольные.
1 Признаки класса. Значение растений основных семейств класса. Сельскохозяйственные и лекарственные растения Распознавать и описывать наиболее распространенные в Чувашии растения семейств класса. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. 27 Класс Однодольные1 Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные. Редкие и охраняемые, сельскохозяйственные, лекарственные и декоративные растения. Распознавать растения семейств Лилейные и Злаки.
Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Доказывать принадлежность растений к классу Однодольных. Тема 5. Историческое развитие многообразия растительного мира (2 часа) 28 Понятие обэволюции
растительного мира
1 Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Называть основные этапы эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений. 29 Многообразие и происхождение культурных растений
1 Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений. Распознавать важнейшие с/х растения. Называть центры происхождения культурных растений, объяснять способы их расселения. Тема 6. Бактерии. (1 час) 30 Общая характеристика бактерий
1 Строение бактериальной клетки. Питание, размножение и образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные. Распознавать и описывать строение бактериальной клетки, объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. Выделять особенности строения бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий. Тема 7. Царство Грибы. Лишайники (2 часа)
31 Общая характеристика_и значение в природе грибов.
1 Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых и шляпочных грибов. Называть значение плесневых и шляпочных грибов природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение плесневых и шляпочных грибов. Сравнивать грибы с растениями и животными. 32 Лишайники.
1 Лишайники – симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни, значение, питание и размножение. Распознавать и описывать строение лишайников, объяснять возможность роста в бесплодных местах. Тема 8. Природные сообщества. Заключение по курсу биологии 6 класса (3 часа)
33 Понятие о природном сообществе биогеоценозе экосистеме.
1 Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, ярусность, взаимосвязи между растениями. Понятие о биогеоценозе, экосистеме. Давать определение терминам биогеоценоз, экосистема. Распознавать и описывать различные виды сообществ. Применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ 34 Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.
1 Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества.
Называть основные свойства растений разных ярусов. Распознавать и описывать различные виды сообществ. 35 Многообразие природных сообществ.
1 Естественные природные сообщества: лес, пруд. Роль растений в круговороте веществ. Называть основные типы природных сообществ, приводить примеры. Описывать видовой состав природных сообществ.
Объяснять. Почему растения считаются основой круговорота веществ.