Рабочая программа по естествознанию (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Белгород – 2016 г.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель изучения курса: посредством освоения системы знаний об окружающем мире, закономерностях его организации и функционирования способствовать формированию у студентов профессионального самосознания гуманистически ориентированного специалиста, инициативности, самостоятельности, профессиональной мобильности и других профессионально-значимых личных качеств.
Задачи курса:
освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах освоения естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, в том числе получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного и целесообразного использования современных технологий, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
Место дисциплины в структуре ОПОП:
Дисциплина «Естествознание» изучается на 1 курсе как базовая общеобразовательная дисциплина, входящая в федеральный компонент среднего (полного) общего образования. Предусматривает установление межпредметных связей между физикой, математикой, химией, биологией, астрономией, историей, обществознанием, а также осуществление связи с дисциплинами профессиональной и специальной направленности. Курс ориентирован на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, умений использовать естественнонаучную информацию в профессиональной деятельности.
2. Объём дисциплины и виды учебной работы
По специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) Дизайн среды общая трудоемкость дисциплины составляет 51 часа:
Виды учебной работы
Всего часов
СЕМЕСТРЫ
1
2
Лекции
34
34
Практические занятия
Лабораторные занятия
Индивидуальные занятия
Самостоятельная работа
17
17
Формы контроля (Э, З, З*, к/у, к/р, курс./р, курс./п. и др.)
З
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО по данному направлению:
а) общекультурных (ОК):
использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности (ОК 11).
В результате изучения дисциплины «Естествознание» студент должен:
уметь:
ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;
работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
знать:
основные науки о природе, их общность и отличия;
естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;
взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
По специальностям 54.02.01 Дизайн (по отраслям): Дизайн среды
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов в трудоемкости
Аудиторные занятия (часов)
СР
В том числе
всего
Л
ПЗ
Раздел I. Естествознание как отрасль научного знания
6
4
4
2
Естествознание: объект познания, структура, история
2
2
2
Естественнонаучный метод познания и его составляющие
4
2
2
2
Раздел II. Физическая картина мира
9
3
3
6
Механическая картина мира
3
1
1
2
Электромагнитная картина мира
3
1
1
2
Квантово-полевая картина мира
3
1
1
2
Раздел III. Современные космологические концепции
14
10
10
4
Структура Вселенной. Проблема множественности миров
2
2
2
Происхождение и эволюция Вселенной
2
2
2
Земля как объект естествознания
4
2
2
2
Солнечная система
4
2
2
2
Звезды, галактики, Вселенная
2
2
2
Раздел IV. Основы химии
4
3
3
1
Строение вещества
1
1
1
Химические реакции. Превращения веществ
1
1
1
Неорганические и органические соединения
2
1
1
1
Раздел V. Современная биологическая картина мира
11
8
8
3
Сущность жизни и ее возникновение на Земле
2
2
2
Размножение и индивидуальное развитие организмов
2
2
2
Наследственность и изменчивость
4
2
2
2
Основы экологии
3
2
2
1
Раздел VI. Феномен человека в естествознании
7
6
6
1
Человек как био-психо-социальное существо
1
1
1
Здоровье и здоровый образ жизни человека
1
1
1
Человек и окружающая среда
2
2
2
Рациональное природопользование и охрана природы
3
2
2
1
ВСЕГО:
51
34
34
17
4.2. Содержание разделов дисциплины
№
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
Раздел I. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Естествознание как наука о природе и как система естественных наук. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.
Естественнонаучная картина мира как специфический компонент научного знания.
История естествознания. Ценностные аспекты развития естествознания.
2.
РАЗДЕЛ II. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Квантово-полевая картина мира.
3.
РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Структура Вселенной. Проблема множественности миров. Происхождение и эволюция Вселенной. Земля как объект естествознания.
4.
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ ХИМИИ
Строение вещества. Химические реакции. Превращения веществ. Неорганические и органические соединения.
5.
РАЗДЕЛ V. СОВРЕМЕННАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Сущность жизни и ее возникновение на Земле. Развитие представлений о происхождении жизни. Учение об эволюции. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Наследственность и изменчивость. Основы экологии. Экологические сообщества: структура, взаимосвязь организмов, пищевые цепи, экологические пирамиды.
6.
РАЗДЕЛ VI. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
Человек как био-психосоциальное существо. Здоровье и здоровый образ жизни человека. Человек и окружающая среда. Рациональное природопользование и охрана природы.
5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
Не предусмотрен учебным планом.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа учащихся по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время.
Перечень тем докладов и сообщений:
По Разделу I.:
Классификация наук
Биологические науки
Физические науки
Науки о Земле
Наблюдение как метод научного исследования
Виды научных экспериментов
По Разделу II.:
Геоцентрическая система мира Птолемея
Физическая картина мира Аристотеля
Арабские ученые и их вклад в развитие науки
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника
Законы небесной механики И. Кеплера
Г. Галилей и его открытия
Броуновское движение
Открытие электромагнитной индукции
Теории атома Томсона и Резерфорда
Математический маятник
Корпускулярно-волной дуализм света
По Разделу III.:
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
Антиматерия
Черные дыры
Созвездия
Планеты земной группы
Солнце
По Разделу IV.:
Климатические зоны Земли
Роза ветров
Вулканизм
Землетрясения
Глобальное потепление климата
По Разделу V.:
Химия и организм человека
Катализаторы
Вода и ее химические свойства
Способы получения металлов
Глицерин и его применение
Искусственные и синтетические полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
По Разделу VI.:
История развития биологии
Простейшие формы живого
Вид и его критерии
Биогеоценоз и его структура
Фотосинтез
Хемосинтез
Великие генетики и их открытия
Анализирующее скрещивание
Взаимодействие неаллельных генов
Движущие силы эволюции
Система органической природы К. Линнея
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Экологические ниши
Динамика популяции
Экологическая сукцессия
По Разделу VII.:
Приматы
Эволюция приматов до человека
Проблемы исследования генетики человека
Сравнительная характеристика видов рода Homo
Химия и организм человека
Влияние радиации на организм человека
Стресс
Алкогольный синдром плода
Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Глобальное потепление
Озоновые дыры
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
7.1. Рекомендуемая литература (основная):
Естествознание: энциклопедический словарь / сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 544 с.
Игнатова, В.А. Естествознание: учебное пособие для студ. гуманитарных фак. вузов / В.А. Игнатова. – М.: Академкнига, 2002. – 256 с.
Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2003. – 208 с.
Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / А.П. Садохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447 с.
Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для студ. высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г.И. Рузавин. – 3-е изд., стер. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 270 с.
Естествознание 10-11классы: профильное обучение: учебное пособие / Л.Н. Харченко. – М.: Дрофа, 2007. – 223 с.
7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная):
Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: лекции по курсу / А.Н. Бабушкин. – СПб.: Лань, 2001. – 208 с.
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 191 с.
Габриелян, О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 223 с.
Дубкова, С.И. История астрономии: рассказы о самых выдающихся за последние 3000 лет открытиях в науке о небе и ее гениальных творцах, которые изменили представление о Вселенной / С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2002. – 192 с.
Естествознание. 10 класс / НФПК; авт.: Л.А. Битюцкая, В.С. Еремин, В.С. Чесноков, О.Б. Дементьева; науч. ред. З.В. Островская. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 336 с.
Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский. – М.: Дрофа, 2008. – 367 с.
Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: практикум / С.Х. Карпенков. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2002. – 254 с.
Концепции современного
· естествознания: учебное пособие / под ред. С.И. Самыгина. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.
Ларичев, В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесный дракон / В.Е. Ларичев. – Новосибирск: Наука, 1993. – 288 с.
Мякишев, Г.Я. Физика: учеб. для 10 классов, общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 336 с.
Мякишев, Г.Я. Физика: учеб. для 11 классов, общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 336 с.
Торосян, В.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов / В.Г. Торосян. – М.: Высшая школа, 2002. – 208 с.
Физические основы естествознания: пособие для вузов / Г.А. Бордовский. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа. 2004.
Ходж, П. Галактики / П. Ходж; пер. с англ. А.К. Дамбиса; под ред. Ю.Н. Ефремова. – М.: Наука, 1992. – 192 с.
7.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
Литература по курсу «Естествознание», тематические презентации, технические средства обучения, в том числе аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные.
8. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль осуществляется в ходе обсуждения вопросов программы, блиц-опросов; проверочных письменных работ; выполнении индивидуальных заданий, подготовки докладов и сообщений, выполняемых, главным образом, в режиме домашней внеаудиторной работы.
Итоговой формой контроля по дисциплине, в соответствии с учебным планом, является зачет по окончании второго семестра.
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература по курсу «Естествознание», тематические презентации, научно-популярные фильмы: «Электромагнитная индукция», «День без прошлого», «ДНК. Код жизни», «Код обезьяны. Генетики против Дарвина», технические средства обучения, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные.
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю
В ходе лекционных занятий необходимо дать студентам систематизированные основы курса, обратив особое внимание на понятийный аппарат современного естествознания, на наиболее сложные для понимания студентами вопросов естествознания, а также на яркие примеры научного поиска и творчества выдающихся ученых в области естественных наук. Лекционный материал должен не только раскрывать панораму естественнонаучной картины мира XXI века, но и представить студентам исторический обзор развития основных отраслей естественных наук.
При подготовке к лекционному занятию необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции; ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия; определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции.
В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.
Следует аргументировано обосновывать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам, приводить примеры. По ходу изложения лекционного материала следует задавать риторические вопросы, поскольку это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя, категориальный аппарат.
В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план самостоятельной работы, дать краткие рекомендации по подготовке докладов и сообщений. Необходимо оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы.
Если в ходе занятий планируется проведение письменного контроля знаний студентов, то об этом надо проинформировать группу заранее, сориентировав по кругу проверяемых вопросов.
При проведении итоговой формы контроля (зачета) преподавателю следует учитывать характер работы каждого студента в течение всего периода изучения дисциплины, о чем необходимо аргументированно пояснять при выставлении оценки.
10.2. Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии в процессе преподавания и изучения дисциплины должны использоваться при подготовке печатных раздаточных материалов, мультимедийном сопровождении занятий, использовании Интернет для поиска актуальной информации при подготовке и проведении занятий.
10.3. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля
В результате изучения дисциплины «Естествознание» обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;
работать с естественнонаучной информацией: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.
знать:
основные науки о природе, их общность и отличия;
естественнонаучный метод познания и его составляющие, единство законов природы во Вселенной;
взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.
Основной минимум составляют следующие:
понятия: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, Большой взрыв, Солнечная система, галактика, звезда, планета, геодинамический процесс, геосфера, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, человек, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация, экологическая проблема, экологический кризис; вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
умения: а) приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
б) объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
в) выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
г) работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации
Текущий контроль осуществляется в ходе обсуждения вопросов программы, блиц-опросов; кратковременных и полномасштабных контрольных и проверочных письменных работ; выполнении индивидуальных заданий, подготовки докладов и сообщений, выполняемых, главным образом, в режиме домашней внеаудиторной работы.
Промежуточный контроль осуществляется в форме аудиторной контрольной работы.
Итоговый контроль проводится на зачете во втором семестре.
Уровни освоения программы подразделяются на: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень освоения программы соответствует оценке «отлично». Он характеризуется: систематическим, активным участием учащихся в обсуждении каждой изучаемой темы; правильными, полными ответами на вопросы преподавателя по каждой теме; умением осознанно и обоснованно выделить в каждой теме главное, основное, расположить материал в системе, чётко изложить его; творческим подходом к освоению материала; умением применить теоретические знания при обсуждении передового педагогического опыта.
Средний уровень освоения программы соответствует оценке «хорошо». Он характеризуется всеми требованиями, перечисленными для высокого уровня, при условии, что содержание знаний достаточно полное, правильное и осознанное, но допущены ошибки и недочёты в системе последовательности и чёткости изложения материала; недостаточно проявлены инициатива и активность в ходе изучения и обсуждения материала, не использован творческий подход к изучению материала.
Низкий уровень освоения программы соответствует оценке «удовлетворительно». Эта оценка ставится, если учащиеся знают основные теоретические положения по темам и разделам курса, но допускают не более одной грубой, существенной ошибки содержательного и методического характера, не более трех несущественных ошибок или четырех недочетов при изложении материала. Низкий уровень характеризуется недостаточной активностью учащихся в обсуждении изучаемого материала, недостаточным использованием творческого подхода к различным формам аудиторной работы.
В других случаях программа считается не освоенной, что соответствует оценке «неудовлетворительно».
При проведении итоговой формы контроля (зачета) преподавателю следует учитывать характер работы каждого студента в течение всего периода изучения дисциплины, о чем необходимо аргументированно пояснять при выставлении оценки. В случае освоения студентом программы на высоком, среднем или низком уровне ставится отметка «зачтено». В других случаях программа считается не освоенной, что соответствует отметке «не зачтено».
Заголовок 1МђЗаголовок 2§ђЗаголовок 3МђЗаголовок 615