Организованная учебная деятельность. Технологическая карта по естествознанию Магнит. Свойства магнита


------------------------                                                                          ----------------------------
Технологическая карта       
     организованной учебной деятельности  для класса
предшкольной подготовки
Білімі беру саласы/Образовательная область: познание                                          
 Бөлім/Раздел:  естествознание   
 Тақырыбы/Тема Магнит. Свойства магнита
  Бағдарламалық мазмұны/ Программное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Образовательные:
1. Формировать представления детей о магните.
2. Расширять представления детей опытным путём о свойствах магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду). Развивающие:
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и индивидуальности.
2. Развивать свободное общение с взрослым и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
2. Бережное отношение к исследовательскому оборудованию.
3. Воспитывать самостоятельность.
4. Закреплять умение работать в команде. Речевые:
1. Пополнить словарь детей термином «полюса магнита». Здоровьесберегающие:
1. Сохранять правильную осанку.
2. Создание хорошего микроклимата в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности.
Сөздік жұмыс/Словарная работа  
Билингвалды компонент:   
Материалдар : Демонстрационный: магнит, скрепки большие и маленькие, проектор и экран, глобус, металлическая стружка.
Раздаточный: по 2 маленьким магнитам на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, металлические скрепка и болтик, гайка. Стеклянные рамки по количеству детей, стаканы с водой, емкости с манной крупой, воздушные шары по количеству детей.
Әрекет кезеңі Тәрбиешінің іс-әрекеті Балалардың әрекеті
Мотивациялық-қозғаушылық Здравствуйте ребята . Хочу пригласить Вас в лабораторию , а что мы там будем исследовать вы должны угадать.
Загадка: Хватаю в крепкие объятия
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Воспитатель: Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками и они прилипли. Что за чудо?
Ұйымдастыру-іздестіру Воспитатель: А что такое магнит?
Воспитатель: Почему магнит притягивает предметы?
Воспитатель: Да, в магните специальные частички, которые притягивают предметы. Какие предметы притягивает магнит?
Ну что готовы отправиться со мной в лабораторию
там вы узнаете о свойствах магнитов. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Дыхательная гимнастика «Крылья»
Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
Покачаемся слегка,
А под нами облака.
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.
Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.
Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!
Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. Видеоролик «Легенда о магните».
В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Ребята, вы как настоящие ученые будите сейчас исследовать свойства магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.
Но вначале давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории
• не кричать
• работать только на своём месте
• не трогать без разрешения
• не пробовать на вкус
• соблюдать осторожность
Прошу занять рабочие места. А все наши наблюдения мы будем заносить в дневник наблюдений.
Опыт 1. Какие материалы притягивает магнит?
Возьмите предметы, сделанные из разных материалов: кусок ткани, бумажку деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, алюминиевую крышку и т. п. Поднесите к ним по очереди магнит. Какой из этих материалов притянется к магниту?
Вывод:
Магнит притягивает к себе только железо.
Задачка на сообразительность.
Насыпьте в миску манку и закопайте в нее скрепки. Как можно быстро их собрать? В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только, что определенным нами свойством магнита притягивать все железное.
Итак, первое свойство магнита – магнит притягивает железо, отметьте в журнале.
Опыт 2. «Притяжение скрепок через картон, стекло, воду»
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть к себе металлические предметы, если на них положить лист картона? (ответы детей) Давайте проверим, проведём опыт, приступайте.
Положите скрепки на стол, накройте их листом картона, а сверху положите магнит, приподнимите магнит и посмотрите, сдвинулись ли с листа скрепки?
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: картон пропускает магнитные силы, поэтому скрепки притянулись к магниту.
Давайте, зарисуем это в наших дневниках.
Дети работают в дневниках наблюдения

А через воду и стекло сможем ли мы достать металлическую скрепку не замочив руки. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов, вытащить скрепку из воды? ВЫВОД: Магнитные силы действуют через стекло и воду.
Зарисуем это в наших дневниках.
Опыт 3. Магнит имеет два полюса.
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-". Магниты притягиваются друг к другу с одинаковыми полюсами, а отталкиваются с разными.
Попросите ребенка взять два магнита и определить, складывает он их одинаковыми полюсами или разными?

Воспитатель показывает детям глобус: Это наша планета. Земля - это огромный магнит, а вокруг планеты находиться магнитное поле. Давайте с вами станем в круг и создадим магнитное поле.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Наши исследования подошли к концу.
Это магнит
Это то, что притягивает к себе предметы железные.
В магните есть специальные частички.
Металлические.
Да.
Выполняют физминуткуСлушают легенду.
Вспоминают правила
Я провел магнитом над картоном, и скрепки стали двигаться за магнитом.
Значит, магнитные силы действуют и через картон.
Рефлексивті-түзетушілік Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой опыт вам понравился?
Почему? 
Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! Всем юным исследователям я вручаю медали, которые вы получите за ваши старания и научные открытия.
Ответы детей
Күтілетін нәтиже:
Жаңғырта алады: повторяют опыты                                       
Түсінеді:  свойства магнита
Қолданады:  проводят опыты, высказывают свое мнение, делают выводы