Статья Эколого-краеведческое образование и воспитание обучающихся детской школы искусств им. А. В. Ливна средствами изобразительного искусства


Инчина Елена Михайловна
Место работы: МАО ДО «ДШИ им.А.В.Ливна»,
п.г.т. ИзлучинскДолжность: преподаватель
художественных дисциплин
Эколого-краеведческое образование и воспитание
обучающихся детской школы искусств им. А. В. Ливнасредствами изобразительного искусства
Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.
Одним из важнейших направлений, связанных с решением экологических проблем является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Поэтому очень важно воспитать у детей экологическую грамотность в системе дополнительного образования. Изучая окружающую природу, ее экологическое состояние мы изучаем историю и культуру своего края. Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Знакомство с родным краем формирует у обучающихся такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей страны. Поэтому преподавателю необходимо максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении подрастающего поколения.
Получение эколого-краеведческих знаний обучающихся в школе искусств строится на основе изобразительной деятельности при знакомстве с такими видами искусства, как: живопись, графика, скульптура, ДПИ.
Цель эколого-краеведческого направления в дополнительном образовании (школе искусств): развитие и формирование у обучающихся эколого-краеведческой культуры средствами изобразительного искусства.
В задачи эколого-краеведческого направления входят:
Знакомство с природой, животным и растительным миром, через изучение Красной книги ХМАО-Югры.
Изучение самобытной культуры народов Севера, обычаев и традиций ханты и манси.
Формирование у учащихся чувства бережного отношения к природе и истории родного края.
Развитие познавательной, творческой активности учащихся в ходе эколого-краеведческой направленности средствами изобразительного искусства.
Предметом изучения является местность – территория, которая носит название “родной край”. Это и изучение природы, ее богатств, истории быта и культуры коренного населения.
История, культура, окружающая природа являются темами для творческих работ обучающихся, формируют положительную мотивацию к культурному наследию народов обско-угорского мира, развивают мышление и воображение. Изучение национальных традиций, применение их в изобразительной, декоративно-творческой деятельности помогает формированию этнического самосознания обучающихся, развивает их этнокультурный потенциал.
К наиболее результативным средствам эколого-краеведческого образования обучающихся следует отнести этно-педагогические средства –наглядный и дидактический материал, народный фольклор (сказки, легенды, мифы, пословицы и поговорки), краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства и др.
Обучающиеся школы искусств на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным искусством знакомятся с природой, культурой и традициями северного края. Создают рисунки и творческие композиции отражающие природу, быт и культуру народов ханты и манси, богатство северного края, животный и растительный мир, их обитателей.
В процессе творческой деятельности обучающиеся знакомятся с простыми и сложными хантыйскими и мансийскими орнаментами, создают аппликации, коллажи из ткани и бумаги, изготавливают туески, обереги и медальоны.
Изучают произведения местных художников живописцев, графиков, скульпторов, таких как Ливн В.В. и А.В., Райшев Г. С., Игошев В. А., Видинеев В.Н., Медведев С.Г., Визель Г.М. и другие, иллюстрируют произведения местных поэтов и писателей, сказочников Велла Ю.К, Тарханова А.С., Коньковой А.М.
На занятиях лепкой (скульптурой) выполняют в глине объемные и плоские композиции, передающие образный мир живой природы ее жителей.
Итогом эколого-краеведческого воспитания обучающихся является проведение ежегодных школьных выставок, таких как:
Школьная выставка в рамках экологической акции «Спасти и сохранить»;
Школьная выставка, посвященная 50-летию открытия первой скважины Самотлора «Нефтяной край»;
Школьная выставка художественного детского творчества «Моя малая Родина»;
Школьная выставка посвященная Международному дню леса «Родные просторы».
Кроме того, в текущем году, запланированы тематические выставки:
20 апреля - Школьная выставка «Птицы нашего края», посвященная международной экологической акции День птиц;
Июнь – Школьная выставка «Берегите природу», посвященная всемирному Дню окружающей среды.
Формированию эколого-краеведческой направленности способствует участие обучающихся школы искусств им.А.В.Ливна в выставках, конкурсах поселкового, всероссийского, международного значения, таких как:
Конкурс детского творчества «Волшебный мир тепла и света» (п.Излучинск);
Всероссийский конкурс «Животный мир» (г. Елец);
Всероссийская выставка – конкурс «Весеннее пробуждение» (г.Тобольск).
Международный конкурс детского изобразительного творчества «Подводный мир глазами детей» (Республика Мордовия, г.Саранск);
Международный конкурс «Сибирь – земля моя» (г. Красноярск);
Международный проект конкурс – выставка «Красная книга глазами детей» (г.Ханты-Мансийск);
Международный конкурс компьютерной графики, изобразительного и декоративного творчества детей «Чудо – дерево» (г. Омск);
Международный конкурс рисунка «Птицы Поднебесья» (г.Белорецк);
Экологическое воспитание не возможно без соприкосновения с живой природой поэтому, в начале и в конце учебного года обучающиеся ходят на пленэр – пишут этюды, делают зарисовки окружающей природы, собирают и засушивают листья, ветки деревьев, цветы для гербария и поделок. Изображая объекты природы, обучающиеся развивает не только память, разум, но и сердце. Тем самым обучающиеся учатся любить природу и свою край. Ведь те люди, которые любят природу, это добрые и ответственные люди.
Еще академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своем труде «Экология культуры» писал: «Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры.»
И наша цель, цель педагога, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы, который будет бережно и заботливо относится к ней.
Список литературы
Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. М.: Перемена, 1996.
Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9.
Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л.П. Салеева: – М.: 2009.
Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3.