Методическая разработка «Актуальные вопросы сценических выступлений учащихся-скрипачей в Детской музыкальной школе»

Методическая разработка «Актуальные вопросы сценических выступлений учащихся-скрипачей в ДМШ»
Баринова Н.Н., ДМШ №22 Приволжского района г.Казани
Цель методической разработки – реализовать с помощью скрипки заложенное в каждом ребенке стремление к самовыражению и самоутверждению артистического начала.
Задачи:
Создание психологического фактора для мобилизации скрытых ресурсов восприятия, мышления учащегося.
Развитие рефлексивного мышления учащихся как важнейшего фактора самосовершенствования.
Оптимизация подготовительной работы.
Основная цель состоит в том, чтобы бытующие в школьной практике экстенсивные методы подготовки к выступлению нужно заменить методами интенсивными, предполагающими высокую меру активности и мобилизующими все внутренние ресурсы, имеющиеся у юного музыканта, на достижение наилучших результатов в максимально сжатые сроки. С этой точки зрения огромную, во многом определяющую роль играют психологические факторы. Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу, чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть. В сущности, подготовительные шаги, ведущие к главному исполнению музыки для слушателя.
Иными словами, для того, чтобы у ребенка была адекватная мотивация, цель всей работы должно быть более высокой – реализация с помощью скрипки заложенного в каждом ребенке стремления к самовыражению и самоутверждению артистического начала. Подобная цель и должна создавать необходимую психологическую обстановку, которая способна мобилизовать скрытые ресурсы его восприятия, мышления, управления скрипично-игровыми действиями при исполнении музыки.
Психологический фактор, на мой взгляд, является одним из основополагающих в решении данной проблемы. Психологическая установка возникает не просто в результате человеческой потребности, но во многом именно благодаря наличию оптимальной ситуации ее удовлетворения.
В теории музыкального исполнительства и практике концертирования давно установлен тот факт, что интерпретаторское творчество музыканта завершается лишь в общении с творчески же настроенными слушателями. Вне такого общения не возникает артистического вдохновения и исполнительского творчества музыканта, а, следовательно, не завершается на каждом этапе и процесс формирования его мастерства. Не случайно в школах практикуются классные вечера того и иного педагога, в которых участвуют все воспитанники.
Возможно и такое привлечение широкой публики, как выступление учащихся нескольких специальностей. Эффективность таких выступлений очевидно:
1) заметно увеличивается круг слушателей за счет присутствия родителей и учащихся других отделений;
2) юные музыканты знакомятся с сочинениями, написанными для других инструментов, расширяют, таким образом, свой музыкальный кругозор, обогащают звуковые представления и т.д.
Пути, ведущие к реализации артистического начала в самой подготовительной работе:
С самого начала создать и всячески поддерживать во всей психологической атмосфере занятий микроклимат творческой ответственности перед потенциальными слушателями (присутствие других учеников, родителей, коллег-педагогов). Помещение должно быть достаточно свободным и акустически приемлемым, чтобы было место как для исполнителей, так и для слушателей.
Стиль работы над произведением.
Целесообразно сначала полностью прослушать произведение. Принесенное учащимися на урок, сохраняя его цельность, присущую публичному выступлению, а потом после оценки исполнения его в целом, анатомировать произведение на отдельные фрагменты, требующие специального изучения и совместного творческого поиска наилучших решений – художественных и технических (разумеется, в их целостности).
Необходимо преодолевать привычку педагогов делать однозначные замечания во время исполнения, ибо это препятствует развитию рефлексивного мышления учащегося – важнейшего фактора самосовершенствования. Лучше всегда вести профессиональный разговор с юным музыкантом с позиции слушателя, признавая за ним право на самостоятельное решение и инициативы. Каждое пожелание и замечание надобно начинать с уточнения характера музыки, ее художественных образов, и лишь отталкиваясь от этого постижения, вести речь об исполнительских средствах, приемах, навыков.
Оптимизация всех видов подготовительной работы юного исполнителя – сокращение сроков изучения музыкальных произведений, намеченных к концертному исполнению.
Расширение круга музыкальных произведений за счет изучения в порядке ознакомления или чтения с листа. Эти занятия называют развивающим музыкальным обучением. Они способствуют обогащению интерпретации основных концертных сочинений, которые готовятся к публичному выступлению, привнося фактор новизны, расширяя музыкальные впечатления, стимулируя творческое воображение.
Увеличение количества и продолжительности репетиций в концертном зале, обязательное присутствие слушателя.
Моделирование обстановки концертного исполнения со всей его атрибутикой в классе и дома.
Оценка степени готовности. Явное заблуждение, что ученик должен быть готов на 200%, поскольку снижает активность ученика, ведет к нивелированию творческого начала и художественной интуиции.
Заключение
Советы для концертанта не могут быть универсальными. Она должны учитывать индивидуально-психологические и личностные качества юного музыканта. Педагог углубленно анализирует, стимулирует творческое состояние на эстраде данного ученика в определенное время его исполнительского развития.




15