Открытый урок на тему: Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ
Коммунальное государственное казенное предприятие «Детская музыкальная школа»
Открытый урок
Тема: «Работа над произведением крупной формы в младших классах ДМШ»
Преподаватель по классу фортепиано Иванова Ульяна Валерьевна
Риддер 2016 год.
Тема урока: « Работа над произведением крупной формы в младших классах ДМШ» Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано. Задачи урока:
Образовательная:
Научить учащуюся основным принципам работы над произведениям крупной формы. Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся.
Развивающая:
Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.
Воспитательная:
Воспитание интереса к работе над произведением, умения слушать и контролировать себя во время занятий.
Вид урока: интегрированный.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Реализуемые технологии:
Развивающего обучения;Эвристическая;Коммуникационная;Технология личностно- ориентированного обучения.Используемое оборудование:Музыкальный инструмент ( фортепиано),Нотный материал,Ноутбук (Иллюстрации)
Структура урока:
I Организационный этап : Приветствие. Сообщение темы урока и его задач. Вступительное слово педагога . Психологический настрой учащейся. – 2 мин.
II Основная часть: Теоретическая. Практическая.
а) Работа над гаммой A- dur ( несколько приёмов работы над ровностью звучания гаммы) – 10 мин.б) Сведения о Композиторе Д.Б.Кабалевском, - 2мин.в) Работа над Сонатиной Д.Кабалевского, - 15 мин.г) Работа над произведением Ю.Щуровского «Утро» - 9 мин.д) просматривание иллюстрированного фотоматериала во время слушания произведения - 3 мин.III Заключительная часть:Подведение итогов . Оценка работы учащейся. Домашнее задание. – 2мин.Урок проводится с ученицей III - класса Тайлакбаевой Сабиной.
Ход урока:
I Организационный этап.
Приветствие педагога. Сообщение темы открытого урока и его задач. – (2 мин. )II Основная часть:а) В начале урока целесообразно подготовить руки к игре на инструменте. Для этого играем гамму A-dur. Ученица играет гамму в две октавы двумя руками. Далее прошу ее проследить за работой пальцев, после чего звук существенно улучшается. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука. Следующее упражнение в гамме - это проигрывание гаммы поочередно- 4 звука медленно- 4 быстро ( и наоборот) упражнение играется отдельно каждой рукой. Данное упражнение позволяет сконцентрировать внимание на техничность и точность пальцев, и точность ритма. – (10 мин.)б) Далее переходим к сонатине. Для начала не много слов о ее композиторе Д. Кабалевском. ( 30.12.1904- 14.02.1987г.) Один из ярких композиторов советского периода Дмитрий Борисович Он написал 7 инструментальных концертов, 5 опер, 4 симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижер, доктор искусствоведения, педагог. Родился в Санкт-Петербурге, где и начал свою учебу. Позднее он переехал жить в Москву, где окончил Московскую Государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского. Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом. Он сочинил много пьес для детей. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. – ( 2 мин.) в) И сейчас мы переходим непосредственно к работе над сонатиной. Cонатина – соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам не позволительны. Поэтому сонатины очень полезны для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста. Сонатная форма состоит из 3 разделов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экспозиция
г.п. св.п. п.п. з.п.
Разработка
Реприза
1.Экспозиция (от латинского exposition – показ) – завязка действия. В ней излагаются: г.п.(с некоторым развитием и связующей частью),п.п. и з.п.(переход к разработке). Чаще всего г.п. носит динамичный, решительный характер, ей противопоставлена более созерцательная, лирическая п.п.
2.Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
3.Реприза(от французского reprise – возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (г.п. и п.п.) в основной тональности. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.
Сабина знает сонатину наизусть. Опираясь на работу своих коллег из Барнаула: для начала мы поработаем над сложными местами произведения. Сложность заключается прежде всего в ритме! ( пунктирный) ритм. Так же особое внимание следует уделить: 1) правильности сочетания мелодии и сопровождения, найти нужное прикосновение для обеих рук, 2) Совпадению правой и левой руки. Добиваясь цепкости пальцев в исполнении пунктирного ритма, следует играть только той аппликатурой, которая указана в тексте. Для усвоения мелодии, точности пальцев- прошу ученицу сыграть мелодию правой рукой вне пунктирного ритма, на legato, сначала в медленном темпе, ровно- восьмыми нотами. Затем в подвижном темпе, при этом следить за тем, чтобы не было «тряски» кистью.Ученица выполняет задание, показывает проведение г.п., св.п.,п.п., з.п. Далее играем в нужном ( пунктирном ритме), тема начинается с интонации «Призыва», ученица пытается передать характер темы пунктирным ритмом. Так же для более точного исполнения пунктирного ритма, предлагаю ученице слова собственного сочинения на данную мелодическую линию. Что позволит более точно передать характер мелодии, точность пунктира: « Вперёд! Идём мой друг вперёд! Вдвоём, мой друг, вперёд Идём с тобою дружно мы. Вдвоём с тобой по жизни мы Шагаем в ногу! Вместе мы преодолеем все препятствия!»Далее работаем левой рукой над аккордами – следим за качеством одновременного взятия и снятия всех звуков аккордов. Играем звуки аккордов поочередным взятием, прослушивая каждый звук, следя за цепкостью пальцев и глубиной звукоизвлечения. При соединении двух рук, следим за чёткостью ритма, точностью пальцев, и качеством звучания. ( точная динамика, штрихи). – (15 мин.)г) Переходим к следующему произведению - «Утро» - Украинского композитора и педагога: Юрия Сергеевича Щуровского (28.04.1927- 13.10.1996г.) В 1951 г. окончил композиторский факультет Киевской консерватории. Давал в Курске творческие концерты. Автор двух симфоний, симфонических поэм и увертюр; сочинений для оркестра народных инструментов; камерно-инструментальных ансамблей; хоров; романсов, песен; произведений для детей; музыки для кинофильмов. Здесь для начала предлагаю исполнить произведение целиком. (Ученица исполняет ) д) Далее педагог предлагает прослушать данное произведение под заранее приготовленные иллюстрации Утра. Прослушав произведение, ученица выбирает наиболее подходящий образ Утра к данному произведению, что способствует дальнейшему более четкому образному осмыслению исполнения пьесы на инструменте. Ученица с интересом рассуждает и выбирает подходящую по ее мнению иллюстрацию Утра. – (3 мин.) Эта пьеса изложена аккордами и трудность ее заключается в одновременном слиянии мелодии с гармонией в общей вертикали, при этом мелодия, которая звучит в верхнем голосе, должна господствовать. Для решения этой проблемы необходимо владение координацией, которая развивается и совершенствуется, прежде всего, на художественно-музыкальном материале, но большим подспорьем служат и вспомогательные задания. В данном случае мы используем два упражнения, которые советует Г.Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры», которые помогают добиваться разнообразия звука, нужного для игры вообще и особенно для нашего частного случая.
Исполнение свободной, спокойно опущенной правой рукой. Рука как бы разделена на две части, исполняющие две различные звуковые функции. Добиваемся динамической разноплановости путем переноса веса в нужный палец.
Прежде чем приступить к работе двумя руками, мы делим партии между собой. Учитель играет три нижних звука аккордов, а ученица – верхний, т.е. мелодию, стараясь осмысленно и выразительно проинтонировать ее, при этом соблюдая фразировку, динамические краски и характер, над чем работали на предыдущих уроках.
Стараемся приспособить руки к рисунку исполняемого эпизода, выискивая такие движения, такое положение руки, при которых каждому пальцу было бы удобно. Это должно способствовать извлечению более насыщенного звука. Выразительность мелодии достигается тяжестью пальцев, наклоном всей руки в их сторону: рука как бы лежит на верхнем голосе – пальцы играют глубоко и мягко, а другой голос играется легкими свободными пальцами. При этом не должна нарушаться мелодическая фразировка, а перенесенный центр тяжести на мелодические звуки перемещает его от пальца к пальцу (сила звука должна меняться соответственно нюансам и фразировке). Особое внимание уделять ведению мелодической линии в местах, где отсутствует формальное legato.
«Вливание» сопровождения в контуры мелодии способствует установлению разного уровня звучности между мелодией (глубже) и аккомпанемента (тише). Поэтому преувеличенно опираемся на верхние звуки. Следим за горизонтальным ведением мелодии без лишних движений. Начинаем каждую фразу без атаки, с места, как бы из воздуха, - постепенно развертывающимся движением.
Границы звучания (верхняя и нижняя) – как рама для нашей картины утра. При игре в теме должна быть текучесть. Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. В этой работе пытаемся сглаживать шероховатости, смягчаем «углы», которые неизбежны на первых порах. Внимание пытаемся переключать на более крупный план, в который должны органично войти все детали. При этом значительную роль играет эмоциональная сторона исполнения. – ( 9 мин.)Заключение:
Таким образом, рассмотренные нами принципы и приемы работы над произведением крупной формы естественно, не исчерпывают все их художественное и техническое многообразие.
И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основное:- гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности, - развитие слуховых навыков,- концентрация внимания при работе над произведением,- выразительное интонирование мелодии,Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы. Это:
- осмысленность занятий;
- сосредоточенность внимания;
- умение слушать свою игру;
- слуховое представление конкретной звуковой цели;
- осознание первоочередных задач и путей их разрешения;
- постоянный контроль за качеством звучания.
Список литературы: 1. Алексеев, А. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия. – Киев, 1974.2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М., 1961.3. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1982
5. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
Электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www.juzp.org/listen?l=rDxLwKTJVGmC4