презентация на тему Профессиональная компетентность классных руководителей важнейшие условия и работы с подростками девиантного поведения
Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие их работы с подростками девиантного поведения.Ерохина Т.М. и.о. директора по ВРМБОУ «Ларьякская ОСШ»
А. ДистервегВоспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.
«Компетентность человека» предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды.
Компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.
1.Классный руководитель – организатор2. Классный руководитель – психолог 3. Поддерживающий классный руководитель4. Классный руководитель – социальный организатор Четыре базовых варианта деятельности классных руководителей
- чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; - методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении- обучение на курсах повышения квалификации; - применение в своей деятельности опыта школьных коллег;- проведение мониторинговых исследований;- анализ воспитательной деятельности.Повышение компетентности классных руководителей осуществляется через:
Нормативно-правовая Аналитическая Компетентность здоровосбережения Социокультурная Социально-педагогическаяСпециальные компетентности классного руководителя
Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями
В компетенцию образовательных учреждений входит (закон №120-ФЗ «Об образовании»):1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению основного общего образования.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения.4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей. Организация помощи педагогами-предметниками и успевающими учениками. Если учащийся не усваивает учебную программу, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». "Профилактика правонарушений"
У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если не принять своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы. Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Если прогулы носят систематический характер, подключаем работников милиции и КДН. 2. Борьба с прогулами занятий.
Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск асоциального поведения. 3. Организация досуга учащихся
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни 4. Пропаганда здорового образа жизни
беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся; беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;«классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.Формы работы
Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей.На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. 5. Правовое воспитание.
Профилактика наркомании и токсикомании.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. 8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка, для осознания того, что за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. Обучение родителей способам общения с «трудными детьми»
*Выявление.*Постановка на внутришкольный контроль. *Разработка индивидуальной воспитательно-образовательной программы.9. Проведение индивидуальной воспитательной работы.
педагогически благополучная семья (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);педагогически несостоятельная, с нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы); конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия); асоциальная, имеющая антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);криминальная (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).Типы семей
*сведения о группе ребят, в которую входит подросток, *его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), *его отношения в классном коллективе (с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния). Информационный блок
проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.Направленность интересов ребенка
Психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения. Вероятность девиаций возрастает при ослаблении контроля. К девиантному поведению склонны подростки, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
- преодоление школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, - разрешение конкретных ситуаций,преодоление обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, - коррекция их отношения и поведения, восстановления их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими. Социально-педагогическая реабилитация:
Индивидуальная воспитательно-педагогическая программа - система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Индивидуальная программа развитияДиагностический модульБазово-инвариантный модульВариативно-личностный модуль Коррекционно-развивающий модуль
План совместных действий по коррекции девиантности обучающегосяНаправлениедеятельностиЗадачиПрогнозируемыйрезультатСредства и ресурсыСрокОтветственный иучастникиУчебныепредметыПробелы взнанияхУчебнометодическое обеспечениеИспользуемые педагогические технологииКоррекцияличностныхкачествРазвитиеличностныхкачеств
Спасибо за внимание!