Рабочая программа по специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова»
Рабочая программа учебной дисциплины
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
математический и общий естественнонаучный цикл
программа подготовки специалистов среднего звена по специальности:
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
код и наименование профессий/ специальностей
Самара, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА » разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1645"О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") и рабочей программы учебной дисциплины «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА» и «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА» рекомендованных Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 975 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33682)).
Рабочая программа разработана в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 975 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33682)).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Организация-разработчик:
ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Разработчики:
Соломонова Ю.Л., первая квалификационная категория, преподаватель информатики
Рассмотрено на заседании ПЦК Дисциплин профессионального цикла технического профиля
Председатель ПЦК Талалова О.В. _______________________
Протокол №______От «___»___________2016г.
Одобрено методическим советом ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»
Председатель методического совета Богданаш А.В. ___________________
Протокол №______От «___»___________2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "__RefHeading___Toc453328833"141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 155
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328834"142. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И 1512
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328835"14ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1512
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328836"142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 1512
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328837"142.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 1513
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328838"143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1523
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328839"143.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 1523
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328840"143.2. Информационное обеспечение 1523
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328841"144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1526
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328842"14ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1528
13 LINK \l "__RefHeading___Toc453328843"14ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 1533
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_____________________________________________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО –программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с социально-экономическим профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования математического и общего естественнонаучного цикла, предлагаемых ПОО.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Изучение учебной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена/дифференциального зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с социально-экономическим профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования дисциплины по выбору из обязательных предметных областей, предлагаемых ПОО.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Изучение учебной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачета в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий
Общие компетенции
(в соответствии с ФГОС СПО по профессии)
должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
должен знать:
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно
-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 207 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 138 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 69 часов.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
18
контрольные работы
не предусмотрено
Индивидуальный проект
7
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе:
работа с учебной и справочной литературой
подготовка доклада
подготовка реферата
решение вариативных задач
подготовка отчета
13
Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
1
1
Раздел 1. Информационная деятельность человека
7
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
1
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
1
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовка доклада на тему: «Поколения ЭВМ».
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
2
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
1
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием Интернет.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и «Об электронно-цифровой подписи».
Раздел 2 Информация и информационные процессы
12
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала
1
Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
1
Представление информации в двоичной системе счисления.
2
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в двоичной системе счисления».
Решение вариативных задач по теме: «Представление информации в различных системах счисления».
Тема 2.2. Основные информационные процессы
Содержание учебного материала
2
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации.
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов.
1
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
2
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
2
Среда программирования. Тестирование готовой программы.
Программная реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов.
Поисковые системы. Поиск информации на государственных образовательных порталах. Передача информации между компьютерами.
Модем. Единицы измерения скорости передачи данных.
Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Индивидуальное проектное задание на тему: «Система объектно-ориентированного программирования Delphi»
Тема 2.3. Управление процессами
Содержание учебного материала
2
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.
1
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
АСУ различного назначения, примеры их использования. Оборудование с числовым программным управлением. Использование различных видов АСУ на практике.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовка реферата на тему: «Системы автоматизированного тестирования и контроля знаний»
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
10
Тема 3.1. Архитектура компьютеров
Содержание учебного материала
2
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
1
Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
2
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Использование внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Контрольная работа
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовка реферата на тему: «Многообразие компьютеров».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Устройства обработки видео- и аудиоинформации».
Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Утилиты: обслуживание и оптимизация компьютера».
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть
Содержание учебного материала
1
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
2
Лабораторные работы
- не предусмотрено
Практические занятия
1
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Работа с сетевыми операционными системами