Обучение средствами субъективизации на уроках литературного чтения
Обучение средствами субъективизациина уроках литературного чтения КазаковцеваТатьяна Леонидовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2 г. Мураши «Чтение - вот лучшее учение» С одной стороны чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. С другой стороны – снижение интереса детей к чтению Противоречие Ц е л ьФормирование потребности в постоянном чтении книг, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателейЗ а д а ч и Развивать способность полноценно воспринимать произведение; Развивать мышление, творческое воображение; Обеспечивать развитие речи школьников ; формировать навыки чтения и речевые навыки. Принцип разностороннего воздействия на интеллект ребенка Принцип действенного подхода к обучению Принципы проведения урока Принцип развернутого, доказательного, аргументированного ответа школьника на уроке Принцип предварительного осознания ребенком предстоящих учебных действий, их содержания и видов Принципы проведения урока
Формулирование темы и целей урока Знакомство с автором Творческая работа Работа над произведением Словарная работа Предопределение содержания 1 этап: формулирование темы и целей урока1) Определите жанр произведения: Между летом и зимой Все впадает в сон: Засыхает зверобой, Опадает клен…2) Прочитайте записи на доске и исключите лишнее слово в каждой строчкеВ.Бианки, А.Пушкин, Н.СладковПонедельник, вторник, зима, суббота прочитать, анализировать, учиться, пересказывать, познакомиться 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . 2 этап: знакомство с биографией автора Составление плана по рассказу учителя;Восстановление деформированного плана;Формулирование вопросов к каждой части или ко всему материалу, изложенному учителем;Интервью у писателя (Вопросы по биографии) и т.д.;Незавершенный план (например, 1) Детство…. 2) Учеба… 3) Литературная…);1-2 пункта плана составлены, а 3 пункт дети составляют сами;Удаление лишнего пункта плана;Озаглавливание каждой части текста рассказанного учителем; 3 этап: словарная работа «Зашумленные» слова ( Н Е С П О Д Р У Ч Н О) Чтение частично закрытых слов (закрыты ј часть снизу, Ѕ часть снизу, ј часть сверху, Ѕ часть сверху);Чтение «за стрелкой» (Записаны буквы, которые нужно соединить следуя за стрелкой) к а р в а а н (караван)4. «Расшалившиеся» буквы (например, дается запись, А У Ж Д Н)5. Составление слогов в слово МЕД ХОЗ ЖАТ КОЛ ВЕ НИК НИК (медвежатник, колхозник)6. «Сбежавшие» буквы7. П * С * Х (посох) - предопределение жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию произведения, - составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и др. Введение в тему чтения На развитие механизма прогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности чтения 4) Кто пришел к утятам в гости?А) Гусенок АлешаБ) Утенок АлешаВ) Щенок5) Что сказал утятам Алеша?А) Я буду драться с вашей стрекозойБ) Давайте убежим отсюдаВ) Как у вас страшно6) Как поступил Алеша, увидев стрекозу?А) УбежалБ) Закричал на нееВ) Схватил за крыло 1. Анкетирование учащихся по прочитанному произведению (включаются вопросы репродуктивного характера) Работа над произведением 1) Кто написал произведение «Храбрый утенок»?А) М.ПришвинБ) К.Паустовский В) Б..Житков2) Что выносила хозяйка утятам каждое утро?А) КашуБ) Кусочки хлеба В) Рубленые яйца3) Почему утята не ели?А) Боялись стрекозыБ) Не хотелиВ) Не нравилась еда *У Васи и Кати --------- -------- .*Один раз ребята играли подле амбара и ----- ------ с ------- .* Котят было ------ .* Одного --------- --------- -------- ------ .*Однажды дети пошли играть и ------ с собой ------- .*Дети заигрались и ------- ----- ------- .*Вдруг выскочили ---- , которые хотели ----- ----- .*Катя ----- и ------- 2. Краткий пересказ содержания произведения по составленному учителем началу предложения. 3. Краткий пересказ произведения по составленным концовкам. ….. … ….. …… два брата Мороза.…… ….. ….. поморозить.….. ….. ….. …. … купцом.….. ….. ….. ….. …. дровосеком.….. …. ….. ….. ….. поле.….. …. …. кряхтит да ежится.…. …. …. посмеивается.4. Составление учащимися предложений, отражающих тему произведения. О том, как ………..Но утенок Алеша …….. 5. Восстановление плана. Побежала курочка к хозяйке.Бежит курочка к хозяину.Подавился петушок бобовым зернышком.Бросилась курочка к коровушке.Жили петушок и курочка.Петушок вскочил и закричал: «Ку-ка-ре-ку!»Бежит курочка к кузнецу.6. Дополнение учащимися еще одного пункта плана, недостающего. Петя превратился в старичка.Петя у злых волшебников.Поиск детей-старичков.Снова стали детьми. 7. Восстановление пропущенных предложенийЖили бабушка, внучка, курочка и мышка.……………………………………. .Брали воду из колодца и несли домой.……………………………………… .Под ней сидел зайка.……………………………………….. .Испугались водоносы.……………………………………… .Внучка плачет.……………………………………… .Мышка пищит.……………………………. . Творческая работа1) Творческий пересказ от лица героя2) Составление нового эпизода к прочитанному произведению3) Составление дружеского совета4) Работа с пословицами: а) какая пословица отражает основную мысль произведения. б)Восстановление пропущенных слов в пословицах и установление, какая больше подходит к произведению. Результативность опыта Результативность опыта Результативность опыта Повышение читательского интереса (мониторинг количества прочитанных книг обучающимися) Обучение средствами субъективизации- Повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением;- Вызывает интерес к чтению; - Развивает речь и важнейшие интеллектуальные качества ребенка;- Поднимает ученика на позицию субъекта учебной деятельности. Результативность опытаПовышение навыков чтения по следующим критериям: понимание прочитанного текста; использование основных средств выразительности (интонация, громкость голоса, изменение темпа, в зависимости от содержания) осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации; повышение читательского интереса