Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста


Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
(составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)
Раздел грамматики Возраст детей
2 - 3 3 – 4 4 – 5 5 – 6 6 – 7
Морфология Начинается формирования умения согласовывать прилага-тельное с сущ-ыми в косвенных падежах. Начинают усваиваться падежное окончания:
- а (рога), - я (стулья) и мн числа: -ов, -ами, -ах; Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. Согласуют слова в роде, числе, падеже, употре-бляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать. Совершенствуется умение согласовы-вать в предложении сущ-е с числитель-ными, прилагатель-ными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е. Закрепляется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными и местоимения с существительными
Словообра-зование Начинают усваиваться суффиксы увеличи-тельности, принадле-жности. Употребление сущ-х в форме ед. и мн. ч. в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Употребление сущ-х обозначающих животных и их детенышей. Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий. Образуют форму мн. числа сущ-х, обозна-чающих детенышей животных (по анало-гии), употребляют их в им., род., падежах (котята - котят).правильно используют форму мн. ч. род.п. существительных (яблок), сравнительные степени прилагательных, наречий. Образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).
Самостоятельное образование глаголов от других частей речи Образуют (по образцу) сущ –е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.
Синтаксис Употребление простого предложения (до 5 - 8 слов). Появление бессо-юзных сложносочи-ненных предложений Употребление предло-жений с однородными существительными, учатся правильно согла-овывать слова в предложении. Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжают учиться составлять простые, сложные предложе-ния, учатся пользо-ваться прямой и косвенной речью. Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений
Особенности возраста, трудности На месте одних приставок иногда употребляют другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело».
Отмечаются смешения рода местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье) Употребление собственных слово- форм, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). Ошибки в использовании чередо-ваний и ударений. При словообразовании сохраняется основа:»пени» (пни), «левы» (львы).Частицы не опускают. Нарушение в согласовании в среднем родеНарушение в согла-совании числитель-ного с существи-тельными в косвенных падежах,; в чередование в основах глаголов при создании новых форм.