26 урок ОРКСЭ (модуль ОПК) Отношение христианина к природе 4 класс
Урок 26 курса «Основы Православной культуры».
Тема: Отношение христианина к природе (с. 84-85)
Основные термины и понятия: ответственность за мир, христианское милосердие.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, презентация
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями «ответственность за мир», «христианское милосердие»; научится понимать ответственность человека за сохранение природы; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевает базовыми предметными понятиями отношения к природе, овладевает логическими УУД сравнения, обобщения, подведения под понятие при знакомстве с понятием «Ответственность за мир»; использует знаково-символические средства представления информации (таблица), осваивает начальные формы познавательной рефлексии.Личностные результаты: осмысление ответственности человека за сохранение природы.
Оборудование. У учителя: Используемое оборудование: Компьютер, проектор, тесты, презентация; у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; тетрадь, слова для игры «я беру тебя с собой», листы самоанализа, компьютеры с выходом в интернет или раздаточный материал с определением слова «таинство».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
- Кто из известных вам личностей принял монашество?
Личность Событие
Александр Невский Житие сообщает: перед смертью князь принял монашеский постриг и получил новое имя — Алексий. На его похоронах, говорит житие, случилось чудо. Когда митрополит хотел вложить в его руку духовную грамоту, князь приподнялся из гроба и принял бумагу сам.
Почитать Александра Невского в церкви стали сразу же после смерти. Но официально его причислили к лику святых только в 1547 году. Это произошло в ходе Собора, созванного при Иване Грозном.
Илья Муромец Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные. Его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
князь Петр и княгиня Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы В старости святой благоверный князь принял монашеский постриг с именем Давид. Феврония также постриглась в иночество с именем Евфросиния. Скончались они в один день и час в 1228 году.
Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города. По преданию, изначально их положили в разные гробницы, но они чудесным образом оказались в одной, тогда их и похоронили в одном гробе, согласно их завещанию.
3. Актуализация знаний.
У.Вы спросите: «Чему мы посвятим наш урок?». Я отвечу: «тому без чего не может существовать мир».
Вы спросите: «В каких произведениях мы можем об этом прочитать?». Я отвечу: «и в поэтических, публицистических, прозаических ».
Вы спросите: «Какими они будут по характеру?». Я отвечу: «Поучительные».
О чём пойдёт речь на уроке?
О природе.
Учитель:
- Начинаем урок чтения. Прочитайте высказывание к нашему уроку.
«Мир нам дали в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту».
- О чем это высказывание?
У.Сегодня мы поговорим о мире, который нам дали для сохранения и приумножения.
3. Мотивация : (учебный интерес).
Учитель:
- Как часто человек встречается с природой? Как часто мы нуждаемся в общению с природой? Как вы думаете, а может ли человек обойтись без природы?
Дети:
- Мы предполагаем, что можно.
Учитель:
- Давайте начнём наше исследование.
- А вот и первый документ.
Задавая вопросы определите, с кем мы сегодня будем получать психологический урок.
Кошка, собака, девочка, воробей, мальчик, женщина, мужчина, дедушка,
Игра «Да-нет»
Учитель:
- Сегодня мы узнаем о случае, произошедшем с Тургеневым.
Учитель:
- Какая цель возникает перед вами?
Дети:
- Узнать , что случилось с Тургеневым, если он об этом написал рассказ.
- Построение проекта реализации цели:
План.
- Какое произведение может рассказать о воробье?
- Какой случай заинтересовал Тургенева?
- Кто об этом рассказал?
- Какую эмоциональную окраску несёт произведение?
- Какое значение этого рассказа для каждого из нас?
Учитель:
- Что мы составили?
Дети:
Алгоритм достижения цели.
5. Ознакомительное чтение произведения. ИК
И.С.ТургеневВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи- и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом -на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.
Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
"Любовь, - думал я,- сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
Апрель, 1878
5.1. Работа с произведением.
У.Это произведение о ком?
Д.О воробье.
Д.О Трезоре, об авторе,
И т. д.
У.Это произведение о чём?
Д.О любви, о защите, о самопожертвовании
-Как вы думаете, кто также наделён такой же любовью?
- Кто помог вам именно родиться у ваших родителей? (Бог)
Рассказ о создании мира Богом.
- И увидел Бог, что это всё хорошо.
- Сколько дней создавался мир? В какие дни недели появилась природа?
- Давайте познакомимся с материалом учебника.
6. Работа с текстом учебника (с.84-85).
Учитель: Прочитайте статью учебника до слов «христианское милосердие». (Учащиеся читают учебник).
Беседа по содержанию прочитанного материала.
Учитель:
Что вложил Бог в Библию, а что в «книгу природы»?
Что говорит о необходимости познания законов природы М.В.Ломоносов?
С какой надеждой Бог вручил нам мир?
Как люди ведут свою хозяйственную деятельность на Земле?
В чем заключается ответственность человека за мир?
Создание паспорта объекта
Имя природа
Создатель Бог
Прописка Планета Земля
Внешний вид Красивая, необъятная, чистая, разноцветная, необычная, привлекательная
Где впервые встречается В лесу, на море
Личные качества при трогательная, добрая, но если человек разрушает её становится мстительной и злой
Заветное желание Жить в мире с человеком, убедить человека беречь её и приумножать
- Прослушайте несколько эпизодов из жизни Святых людей. Как природа отвечала им на их добро.
7. Сообщения обучающихся о святых, любящих все создания Бога.О Сергии Радонежском
О Герасиме Иорданском
О Нектарии ОптинскомО святом Трифоне
- Как природа отвечает на добро человека?
- Но как природа отвечает человеку на зло?
Работа с рубрикой «Это интересно». Библейская история о Ное.
Учитель: Сейчас мы прочитаем библейскую историю из рубрики «Это интересно» на странице учебного85.(Слайд).
– Скажите, пожалуйста, почему Бог принял решение наказать человечество?
(Человек стал бессердечным, злым, жестоким).
– Подумайте, почему была выбрана такая форма наказания как потоп?
(Стремительно текущая вода снесет все на своем пути.- Никому не удастся спастись во время такого наводнения).– Прочитайте в легенде предложение, подтверждающее ваши слова.
«…Сорок дней сильнейшего дождя смыли всю остальную жизнь с лица земли…»
– Вот как данный фрагмент изобразил И. Айвазовский (репродукция картины «Всемирный потоп»). Всмотритесь в образы, в цветовую гамму. Какие чувства возникают?
( Страх, ужас, боль потери).
– Обратите внимание, каким маленьким показан человек, едва различимые фигуры, зато какая огромная скала и все поглощающая вода. Почему? Природа наказывает человека за жадность и безумства. Наказывает, чтобы не разрасталась злоба, безразличие, разрушение. Человек несет ответственность
8. Цепочка событий.
У.Давайте представим рассказ о природе в виде цепочки событий. Если бы..., то...
Д.Если бы человек разумно пользовался дарами природы?...9. Противоречие.
У.Какая проблема возникла у человечества?
Д.Пользоваться дарами природы , но не разрушать её
У.Как может решиться проблема?
Д.разумно пользоваться благами.
У.С каким противоречием сталкивается человечество при использовании даров природы?
227987210375300 + человек познаёт мир
174053518923000Д. Пользовать дарами природы
- он использует дары для обогащения и наживы.
У.Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?
Д.Чтобы не огорчать природу нужно брать сколько нужно тебе и не нарушать баланс природы
У.Как решить такое противоречие? Как человечеству научиться разумно пользоваться природой?
Д.Сначала надо исследовать запасы природы. Потом узнать сколько нужно запасов человечеству, потом только пользоваться.
У.Как вы думаете, человечество решает эту проблему?
Д.Нет
У.Как природа это показывает?
У. О чём или о ком наш урок?
У. Какие выводы вы сделали?
10. Включение в систему знаний.
Учитель:
- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работали?
Дети:
- Знакомство как относится к природе.
Учитель:
- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? (Да.)
- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему.
Дети:
- Можно ….
Дети по желанию зачитывают то, что у них получилось.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель:
-Какое открытие сделали сегодня на уроке?
-Каков алгоритм действий использовали, чтобы полностью понять тему урока?
-Какая была цель?
-Какие были трудности?
-Справились мы с затруднением?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.
Ученики.
Заполните лист самооценки
_________________________(Ф.И.) ______________(число)
отлично хорошо удовлет. пока плохо
Я понимаю как относится к природе Я знаю. как сделать так, чтобы природа всегда была к нам добра Вывод: ______________________________________________
_____________________________________________________________
Учитель.
Домашнее задание:
У. Эта стихотворение закончилась удачно для мальчика или нет? Что могло быть, если бы мальчик не стала выполнять уроки. Придумайте другую историю о мальчике, который остался один
12. Самооценка своей деятельности.
Учитель:
- Оцените себя. Составьте синквейн по своей работе
Дети:
Работа
Быстрая, умственная
Думали, вспоминали, рассуждали.
Узнали об одиночестве!
Учитель:
- Спасибо за урок!